ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2022 года по делу N 12-61/2022
(УИД 91RS0024-01-2021-005352-73)
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым (298600, Республика Крым, г.Ялта, ул.Дмитриева, д.4) Романенко Владимир Викторович,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Акимова А.В., главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора РК Галаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акимова Андрея Владимировича, действующего в интересах,
Губаревой Натальи Олеговны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>
на постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 21 июля 2021 года №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 21 июля 2021 года №<номер> Губарева Н.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитник Акимов А.В., в интересах Губаревой Н.О. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Губаревой Н.О. состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что материалы дела не содержат доказательств того, что Губарева Н.О. является пользователем (собственником) земельных участков и деревья были переданы в хозяйственное ведение Губаревой Н.О. При обследовании и осмотре территории земельных участков Губарева Н.О. отсутствовала, не был установлен способ удаления деревьев и повреждения их до полного прекращения роста. Кроме того, не установлено орудие, с помощью которого совершено правонарушение, а также лица, совершившие его. При осмотре места происшествия не привлекались специалисты для фактической фиксации земельного участка и наличие на нем деревьев, который были удалены (повреждены).
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, указав, что при производстве по делу об административном правонарушении неверно установлен субъект административного правонарушения, в акте рейдового осмотра территории, в описательной его части указаны приблизительные координаты предполагаемого места совершения административного правонарушения, а также в материалах дела отсутствуют доказательства проведения инвентаризации зеленых насаждений с целью передачи их на ответственное хранение Губаревой Н.О.
В порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие Губаревой Н.О., надлежащим образом извещенной о времени и месте ее рассмотрения.
Государственный инспектор РК Галаев В.А. в судебном заседании настаивает на законности и обоснованности привлечения Губаревой Н.О. к административной ответственности, указав, что Губарева Н.О., являясь собственником земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения, занесенные в Красную книгу РФ, несет бремя их содержания, они сохраняются и пребывают на ее ответственном хранении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст.8.35 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 50-ЗРК/2015 «О растительном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного мира заносятся в Красную книгу Республики Крым (ч. 1). Действия, которые могут привести к гибели, снижению численности, сокращению ареала распространения или нарушению мест произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, запрещены (ч. 2). Объекты растительного мира, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Крым, подлежат изъятию из хозяйственного использования (ч. 3). Приобретение и сбыт объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу Республики Крым, допускается при условии наличия соответствующих разрешительных документов (ч. 4). Использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, регулируется федеральным законодательством (ч. 5).
Согласно ст. 20 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 50-ЗРК/2015 «О растительном мире» физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению; производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках; при осуществлении строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (кроме работ аварийного характера), снимать и хранить плодородный слой почвы для его дальнейшего использования, а также восстанавливать за свой счет зеленые насаждения; соблюдать иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым (ч. 1). В случае необходимости повреждения или уничтожения зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель государственной или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством документ разрешительного характера от органов местного самоуправления и оплатить компенсационную стоимость поврежденных либо уничтоженных зеленых насаждений. Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, осуществляется в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (ч. 2).
В соответствии с п. 22 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и исключенных из Красной Книги Россиийской Федерации», Красной Книги Республики Крым «Фисташка туполистная - Pistacia mutica Fisch et C.A. Mey» относится к объектам растительного мира, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым.
Должностным лицом при рассмотрении дела, установлено, что 15 марта 2021 года в 14 часов 30 минут и 28 мая 2021 года в 14 часов 00 минут, в ходе проведения рейдовых обследований территории земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера – №<номер>, принадлежащих на праве собственности Губаревой Н.О., установлены факты удаления и повреждения зеленных насаждений, вид которых занесен в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно:
- повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущих деревьев до не прекращения роста в количестве 2-х единиц, диаметрами стволов на высоте 1,3 метра от корневой шейки: 40 см., 15 см.;
- удаление сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см.., 5 см., 20 см., двуствольных деревьев диаметрами 12 см. и 9 см., двуствольного дерева 10 см. и 8 см.;
- повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущего дерева «Фисташка Туполистная» до не прекращения степени роста в количестве 1 единица, диаметром ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 15 см.
Вина Губаревой Н.О. в совершении указанного административного правонарушения нашла свое подтверждение совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- плановым рейдовым заданием заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО от 15 марта 2021 года, в соответствии с которым 15 марта 2021 года начальником Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО1 и специалистом 1 категории отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2, при обследовании земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера – №<номер>, был выявлен факт уничтожения и повреждения зеленых насаждений деревьев вида «фисташка туполистная», занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно повреждения сырорастущих деревьев до не прекращения степени роста в количестве 2 единиц, диаметрами ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 40 см., 15 см. (спил боковых ветвей), уничтожения сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см., 5 см., 20 см., двухствольное дерево диаметрами 12 см. и 9 см., двухствольное дерево 10 см. и 8 см. (выявлены пни от спила), что было зафиксирован в акте рейдового осмотра, обследования № 101 от 15 марта 2021 года и фототаблицей к нему;
- плановым рейдовым заданием заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО от 28 мая 2021 года, в соответствии с которым 28 мая 2021 года главным специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым Галаевым В.А. и специалистом 1 категории отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2, при обследовании земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера – №<номер>, был выявлен факт уничтожения и повреждения зеленых насаждений, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно уничтожены 21 кустарничек иглицы понтийской, повреждена боковая ветвь фисташки туполисной, что было зафиксирован в акте рейдового осмотра, обследования №<номер> от 28 мая 2021 года и фототаблицей к нему;
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированы правах на объекты недвижимости, согласно которым земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами – №<номер>, принадлежат по праву собственности Губаревой Н.О.;
- письменными объяснениями ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, а также коллективным заявлением жителей <адрес>, из которых следует, в период с 27 мая 2021 года на земельном участке, расположенном в районе детской площадке по <адрес>, вблизи зеленных насаждений, неизвестные лица устанавливают металлические конструкции, осуществляют строительные работы, а также уничтожают краснокнижные деревья;
- протоколом об административном правонарушении № 018349 от 07 июля 2021 года, согласно которому 15 марта 2021 года в 14 часов 30 минут и 28 мая 2021 года в 14 часов 00 минут, в ходе проведения рейдовых обследований территории земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера – №<номер>, принадлежащие на праве собственности Губареволй Н.О., установлены факты удаления и повреждения зеленных насаждений, вид которых занесен в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно: повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущих деревьев до не прекращения роста в количестве 2-х единиц, диаметрами стволов на высоте 1,3 метра от корневой шейки: 40 см., 15 см.; удаление сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см.., 5 см., 20 см., двуствольных деревьев диаметрами 12 см. и 9 см., двуствольного дерева 10 см. и 8 см.; повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущего дерева «Фисташка Туполистная» до не прекращения степени роста в количестве 1 единица, диаметром ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 15 см.;
- актами обследования зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами – №<номер>, принимаемых на ответственное хранение зеленых насаждений, утвержденные решением исполкома Симеизского поссовета № 90 от 27.04.2010 года, согласно которым на указанных земельных участках имеются зеленные насаждения, подлежащие сохранению.
Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, являются доказательствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Губаревой Н.О. в совершении данного административного правонарушения, поскольку согласуются между собой, являются последовательными, не противоречивыми и опровергающими доводы защитника Акимова А.В. о наличии существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доказательств, которые бы опровергали указанные обстоятельства не представлено.
С учетом изложенного, должностным лицом действия Губаревой Н.О. правильно квалифицированы по ст. 8.35 КоАП РФ, как уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности таких растений, без надлежащего на то разрешения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно п.4.12 договора купли-продажи указанных земельных участков от 24.07.2020 года №<номер> Губарева Н.О., как покупатель удовлетворена качественным состоянием покупаемых земельных участков, установленного путем их осмотра на месте перед заключением настоящего договора, и не обнаружила каких-либо дефектов и недостатков, о которых не сообщил бы продавец; согласно п.3.3 договора на отчуждаемых земельных участках здания и сооружения отсутствуют. При этом, разрешенное использование земельных участков для объектов жилой застройки.
В ходе осмотра 28 мая 2021 года было установлено, что на земельных участках ведутся строительные работы с использованием колесного экскаватора для бурения грунта для установки свай для ограждения участков, имеются свежие спилы зеленых насаждений, пни от спила, остатки спила деревьев, что подтверждается фототаблицей к акту осмотра. Таким образом, доводы жалобы о том, что зеленые насаждения могли быть удалены гораздо раньше, суд оценивает критически.
Так же факт того, что работы начались на участках после их приобретения Губаревой Н.О. свидетельствуют материалы проверки КУСП отдела полиции №1 «Алупкинский» УМВД России по г.Ялте №<номер> от 28.05.2021 года, №<номер> от 30.05.2021 года, согласно которым имелась информация о том, что по <адрес> спилены краснокнижные деревья, мелко распилены, ведутся строительные работы.
Доводы жалобы о том, что Губаревой Н.О. зеленые насаждения на ответственное хранение не передавались, суд оценивает критически, так как они противоречат:
- актам обследования зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами – №<номер>, принимаемых на ответственное хранение зеленых насаждений, утвержденные решением исполкома Симеизского поссовета №<номер> от <дата>, которыми установлены зеленные насаждения, подлежащие сохранению на данных земельных участках;
- требованиям статьи 36 Конституции РФ: собственник при осуществлении своих прав не должен причинять вред окружающей природной среде;
- ст. 210, п. 2 ст. 261 ГК РФ, согласно которым Губарева Н.О., являясь собственником земельных участков, на которых произрастают зеленные насаждения и растения, занесенные в Красную Книгу Российской Федерации, несет бремя содержания принадлежащего ей имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в том числе на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем лес и растения, уход и обеспечение сохранности за которыми законодательством возложен на нее;
- Правилам содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленых насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные, решением Ялтинского городского Совета 2 сессии 1 созыва №<номер> от <дата>, зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, отведенных в собственность, пользование физическим или юридическим лицам, сохраняются и пребывают на их ответственном хранении; при изменении собственника или пользователя земельного участка, зеленые насаждения, переданные на ответственное хранение, сохраняются новым пользователем или собственником земельного участка.
Губарева Н.О. является субъектом данного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены должностным лицом при рассмотрении дела и которые имели бы юридическое значение для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, влияли бы на обоснованность и законность постановления, либо опровергали выводы должностного лица. Изложенные в жалобе доводы сводятся к иной оценке установленных должностным лицом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Оснований для освобождения Губаревой Н.О. от административной ответственности не установлено.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.35 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, судьей не установлено, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, жалоба защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении не подлежит удовлетворению. Оснований для его отмены или изменения суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от 21 июля 2021 года №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ в отношении Губаревой Натальи Олеговны – оставить без изменения, а жалобу защитника Губаревой Н.А. – Акимова А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Крым
Судья: В.В. Романенко