УИД 25RS0023-01-2023-000162-15
Дело №2-105/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года п.Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Шельтик Е.В., Мартышкина В.В. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шельтик Е.В., Мартышкин В.В. обратились в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указали, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопадом 21-23 декабря 2022 года, находились по месту проживания. Условия их проживания в период снегопадов были нарушены: отсутствовало электроснабжение с 22 по 25 декабря 2022 года, отсутствовало транспортное сообщение как внутри поселка, так и с населенными пунктами, где оно имелось. Длительное время отсутствовала возможность выбраться из дома из-за двухметрового снега. Проулок к дому чистился своими силами вручную, федеральная трасса была почищена ориентировочно 26.12.2022. Через официальный портал государственных услуг Российской Федерации в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ими были поданы заявления о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС. 26.01.2023 из указанного учреждения по всем заявлениям получен отказ по основанию «Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен» и с указанием причины отказа «Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены». В заключении комиссии администрации Ольгинского муниципального округа, которое явилось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, факт нарушения условий проживания не установлен, при этом данное заключение сделано заочно. В связи с чем, истцы просят признать факт нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС, признать их пострадавшими в результате ЧС, обязать КГКУ включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, произвести в их пользу выплату указанной помощи.
В судебное заседание истцы Шельтик Е.В., Мартышкин В.В., будучи извещенными надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Администрация Ольгинского муниципального округа, будучи извещенной надлежащим образом, в суд своего представителя не направила. Представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, а также письменные возражения на иск, в соответствии с которыми следует, что в период ЧС на территории округа работало более 40 единиц тяжелой техники, расчищено 259 км краевых дорог и 122 км дорог местного значения, для спасения людей были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, спецтехника, работало около 80 спасателей и 15 волонтеров, оказывавших адресную помощь гражданам в виде доставки лекарственных препаратов, продуктов питания, расчистке тропинок внутри домовладения, работали горячие линии в ЕДДС и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи. Своевременными мерами основные задачи по ликвидации последствий стихии, негативного воздействия её факторов на жизнеобеспечение пострадавших территорий, были успешно выполнены в тех временных рамках, которые отвечают тяжести сложившейся обстановки. За весь период ликвидации последствий ЧС в ЕДДС администрации округа на горячую линию администрации округа не поступило ни одной заявки от граждан с просьбой их эвакуировать и доставить для проживания в ПВР в связи с нарушением условий жизнедеятельности и невозможностью проживания в своих жилых помещениях в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью. Таким образом, комиссией по заявлениям большинства граждан факт проживания и нахождения на территории подтверждается документами, факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается обстоятельствами, но факт невозможности нахождения в жилых помещениях и на территории отсутствует. Снежный покров на дорогах не являлся тем обстоятельством, в результате которого жителям Ольгинского района было невозможно проживать на данной территории по причине угрозы их здоровью и жизни, нарушение транспортного сообщения не повлекло серьезных угрожающих последствий. Истцы в ПВР не обращались и не размещались, их жилое помещение не пострадало, вред здоровью не причинен, имущество первой необходимости не утрачено. По поводу нарушения жизнеобеспечения в администрацию Ольгинского муниципального района (округа) истцы не обращались. Проезд по направлению Ольга–Кавалерово был восстановлен 30.12.2022, истцы о необходимости перемещения, в т.ч. выезда из района, о наличии билетов на автобусные рейсы, в администрацию не обращались. Таким образом, при наличии транспортного сообщения между пгт. Ольга с автодорогой регионального значения по направлению в пгт. Кавалерово, не нарушили условия жизнедеятельности истцов в период ЧС. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих невозможность в результате ЧС проживать в жилом помещении ввиду отсутствия теплоснабжения, водоснабжения либо электроснабжения либо нарушений в их работе. Ввиду отсутствия подтверждения факта нарушения условий жизнеобеспечения заявителей, администрация Ольгинского муниципального округа считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Ответчик КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», будучи извещенным надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, а также возражения на исковые требования, в соответствии с которыми следует, что основанием для установления права гражданина на предоставление мер поддержки является наличие ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате ЧС. Факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания гражданина по причине утраты или повреждения имущества, угрозы жизни или здоровью. Для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и др. техника, работали горячие линии по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправке в другие населенные пункты, пункты временного размещения. Истцы не обращались с просьбой об эвакуации и невозможностью проживания в своем жилом помещении. Отсутствие электричества и невозможность транспортного сообщения не причинили им ущерб, не свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности. Комиссией Ольгинского муниципального округа не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов. Заключение комиссии не оспорено и не признано незаконным. Назначение единовременной материальной помощи, при отсутствии нарушения условий жизнедеятельности, правовыми актами не предусмотрено. Суд не вправе устанавливать факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС, поскольку установление данного факта находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 1.4 и пп. «а» п. 2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С 21 декабря 2022 года постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Исследованными материалами дела установлено, что истцы с 29.09.2022 зарегистрированы по месту пребывания и проживают по адресу: <адрес>.
26.01.2023 истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
01.02.2023 и 06.02.2023, по факту поступивших заявлений истцов, комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителей, по результатам которых составлены заключения, которыми установлен факт проживания истцов по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, а также нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта. При этом, факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п. 11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 06.02.2023, 08.02.2023 истцам отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителейя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Между тем, согласно п. 3 вышеназванного Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Пунктом 5 Порядка установлено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем, в том числе: состояние электроснабжения здания (помещения). Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениям (местах проживания) констатируется, если более суток прекращено электроснабжение жилого здании (помещения).
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорий проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение хотя бы по одному из приведенных критериев.
Таким образом, комиссией, проводившей 01.02.2023 и 06.02.2023 обследование места жительства истцов, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения - его отсутствие более суток и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения подтверждаются сведениями АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» об аварийных отключениях электроэнергии в период снежного циклона над территорией Ольгинского муниципального округа в декабре 2022 года, данными АО «Кавалеровская электросеть», а также сообщением АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский», согласно которому с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18.01.2023. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово»: пгт. Ольга -10.01.2023. Согласно сведениям ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п. Кавалерово до п. Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 по 14.01.2023 ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 после приведения дорожными службами пути от г. Владивостока до п. Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах выводы заключения комиссии от 01.02.2023, 06.02.2023 о том, что нарушения условий жизнедеятельности заявителей не установлено, противоречат установленным по делу фактам, приведенным положениям Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, подлежащего непосредственному применению к спорным правоотношениям в силу пункта 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, прямо предусматривающего, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 Порядком.
Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения) является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации, суд признает данный факт установленным и приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах право истцов на получение единовременной материальной помощи нарушено.
Доводы ответчиков о том, что вред здоровью истцам не причинен, их жилое помещение не пострадало, и они не обращались с просьбой об эвакуации, не являются юридически значимыми, поскольку условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы одному из установленных критериев.
Доводы ответчика о том, что указанное заключение не оспорено, не признано незаконным, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Действие указанного приказа МЧС распространяется как на правоотношения, возникающие в результате ЧС техногенного, так и природного характера, поскольку в п.2.3 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236 ПП «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финасовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайныйх ситуаций природного и техногенного характера» прямо указано, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Суд не находит основания для удовлетворения искового требования о возложении на ответчика обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи каждому истцам, учитывает положения постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236 ПП «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п.п.4.5-4.7, 5.1, 5.2), в соответствии с которыми структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики Приморского края.
В свою очередь министерство готовит проект решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, на данной стадии спора КГКУ не является распорядителем выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, не может нести обязанность по выплате единовременной материальной помощи.
Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шельтик Е.В., Мартышкина В.В. удовлетворить частично.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Шельтик Е.В., <данные изъяты> Мартышкина В.В., <данные изъяты>) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.
Признать Шельтик Е.В., Мартышкина В.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года;
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», (ОГРН 1142537005566, ИНН 2537108468) включить Шельтик Е.В., Мартышкина В.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 (десять тысяч) рублей каждому истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 29 мая 2023 года.
Председательствующий судья Э.В.Штольп