Дело № 2-16/2024
УИД 76RS0021-01-2023-001209-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2024 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Ворониной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Шарову Г.Н. о возложении обязанности установления публичного сервитута,
у с т а н о в и л:
Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области с учетом уточнения иска обратился в суд с исковыми требованиями Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Шарову Г.Н. и просил обязать Администрацию Тутаевского муниципального района <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, необходимого для обеспечения эксплуатации магистральных водоводов, расположенных на данном земельном участке.
Требования мотивированы тем, что данный земельный участок был предоставлен для завершения строительства объекта жилого дома, принадлежащего Шарову Г.Н. На земельном участке с кадастровым номером № проложены два подземных магистральных водовода диаметром 600 мм, обеспечивающие водоснабжение населения <адрес>. Установление публичного сервитута необходимо для их обслуживания.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО3 поддержал исковые требования, считая, что требования подлежат удовлетворению вне зависимости от принадлежности магистральных водоводов, поскольку эксплуатация водоводов связана с публичными интересами.
Представитель ответчика, Администрации ТМР, по доверенности ФИО4 считала, что вопрос об установлении публичного сервитута является преждевременным, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение суда о признании права муниципальной собственности на спорные магистральные водоводы, ввиду чего производство по делу подлежит приостановлению.
Ответчик Шаров Г.Н. и его представитель ФИО12 считали, что требования об установлении публичного сервитута излишне заявлены, возможность обеспечения обслуживания водовода может быть обеспечена установлением охранных зон. Предоставить доступ для обслуживания водоводов на земельный участок при жилом доме ответчик Шаров Г.Н. не возражал. Пояснил, что при строительстве жилого дома и получении земельного участка в аренду соблюдал земельное и градостроительное законодательство.
Представитель третьего лица, ООО «Водоснабжение», по доверенности ФИО5, являющегося гарантирующей организацией для центральных систем водоснабжения <адрес>, в целом не возражала относительно требований прокурора.
Представители третьих лиц, ООО «Экин», Управления Росреестра, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора об установлении публичного сервитута подлежат удовлетворению частично, в части установления сервитута по части земельного участка, занятого магистральными водоводами и к надлежащему ответчику – Администрации Тутаевского муниципального района.
Судом установлено, что на основании Распоряжения Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ сформирован земельный участок площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства на основании межевого плана, выполненного кадастровым инженером ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка согласованы, в том числе Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района <адрес> ( л.д. 128).
На основании аукциона заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ между Тутаевским муниципальным районом и ФИО6, согласно которому ФИО7 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Тутаевского муниципального района №-п утвержен градостроительный план земельного участка № по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома №
При утверждении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство вопрос строительства жилого дома согласован с ООО «Тутаевский водоканал», являющимся гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения населения на момент согласования при этом расстояние от оси водовода диаметром 600 мм (левого) не менее 5 м по горизонтали до стены здания (л.д. 217).
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации городского поселения Тутаев №-з от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО8 расторгнут и предоставлен ФИО9 этот же земельный участок для завершения строительства объекта незавершенного строительства на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ переданы ФИО8 ФИО10оглы.
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10оглы переданы Шарову Г.Н.
Решением Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района №-з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду Шарову Г.Н. земельного участка с кадастровым номером № признан незаконным, на Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района возложена обязанность повторно в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Шарова Г.Н. о предоставлении земельного участка в аренду.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Тутаевским муниципальным районом и Шаровым Г.Н. увеличен срок действия договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Шарова Г.Н. на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью застройки 96 кв.м, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером № и жилому дому, расположенному на нем, присвоен почтовый адрес: <адрес>.
На основании технического плана здания, завершенного строительством, от ДД.ММ.ГГГГ, декларации об объекте недвижимости ( л.д. 198- 209) право собственности Шарова Г.Н. на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 178,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ установлены зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и водозабора из р. Волга для хозпитьевого водоснабжения Тутаевского завода дизельных агрегатов ( л.д. 241-243). На основании заявления ООО «Водоснабжение» Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области установлены зоны с особыми условиями использования (зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и водозабора из р. Волги для хозпитьевого водоснабжения Тутаевского завода дизельных агрегатов и предоставлены в ППК «Роскадастр» для постановки на кадастровый учет ( л.д. 233).
Решением Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не вступившим в законную силу, расторгнут договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МУП «Водоканал» и ООО «Экин» в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в приложении 1 и 2 данного договора ипризнано право муниципальной собственности на сооружения и передаточные устройства, в том числе на водопровод, проходящий по земельному участку с кадастровым номером №
Решением Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района №-з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в аренду Шарову Г.Н. земельного участка с кадастровым номером № признан незаконным, на Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района возложена обязанность повторно в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Шарова Г.Н. о предоставлении земельного участка в аренду.
На момент рассмотрения дела вопрос о предоставлении Шарову Г.Н. земельного участка с кадастровым номером № не рассмотрен.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (пункт 8).
В силу пункта 16 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (пункты 5, 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
В силу пункта 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях эксплуатация, капитального ремонта тепловых сетей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации теплоснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пп.2 п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта инженерных сооружений, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей).
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация:
1) являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
относится к заявителям, которые могут обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии со статьей 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет в определенных и установленных в соответствие с требованиями земельного законодательства и согласованных границах. На момент рассмотрения спора данный земельный участок является государственной неразграниченной собственностью, на каком-либо виде права никому не предоставлен. Правопритязания на предоставление земельного участка в аренду имеет собственник жилого дома Шаров Г.Н., который построен на данном земельном участке на основании разрешения на строительство, с соблюдением градостроительного плана земельного участка, право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке. Жилой дом не обладает признаками самовольной постройки. Строительство жилого дома согласовано, в том числе с гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения городского поселения <адрес>, на момент согласования ООО «Тутаевский водоканал». Доказательств нарушения Шаровым Г.Н. согласования условий строительства жилого дома сторонами не представлено. На части земельного участка с кадастровым номером № на расстоянии не менее 5 м от построенного жилого дома расположены магистральные водоводы диаметром 600 мм, осуществляющие водоснабжение городского поселения <адрес> Учитывая данное обстоятельство, суд считает, что установление публичного сервитута для обслуживания данных объектов необходимо и связано с публичными интересами неопределенного круга лиц.
Тутаевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в рамках своих полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с данным иском о понуждении надлежащего ответчика, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, Администрацию Тутаевского муниципального района, к исполнению данной обязанности об установлении публичного сервитута для обслуживания данных магистральных водоводов, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ является надлежащим способом защиты граждански прав.
Суд удовлетворяет требования прокурора к данному ответчику, в рамках необходимых для защиты права об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № занятого магистральными водоводами, что необходимо и достаточно для защиты прав неопределенного круга лиц. В остальной части требований об установлении сервитута на всем земельном участке, а также в части предъявленных требований к Шарову Г.Н., являющемуся ненадлежащим ответчиком, не наделенным публичными полномочиями, суд отказывает. Оснований для приостановления производства по делу суд не усматривает, т.к. для исполнения данного решения принадлежность водоводов, принадлежность земельного участка и его целевое назначение, установление охранных зон водопровода правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумных и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 204, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН №) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером № необходимого для обеспечения эксплуатации магистральных водоводов, расположенных на части данного земельного участка.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Ларионова