Решение по делу № 5-2581/2021 от 12.07.2021

Дело № 5-2581/2021

УИД 29RS0014-01-2021-005112-60

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15 12 августа 2021 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Спецавтосервис», <***>

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Спецавтосервис» (далее – ООО «Спецавтосервис») допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

В ходе планового рейдового осмотра, обследования по соблюдению природоохранного законодательства на территории Плесецкого района Архангельской области, проведенного должностными лицами Северного межрегионального управления Росприроднадзора <Дата>, было зафиксировано горение отходов на территории полигона ТБО ..., эксплуатируемом ООО «Спецавтосервис», о чем составлен акт осмотра.

В рамках административного расследования <Дата> произведен повторный осмотр территории полигона ТБО МО «Плесецкое» (протокол осмотра территории по делу об административном правонарушении от <Дата>), в ходе которого зафиксировано задымление на второй карте полигона: открытое пламя отсутствовало, сильное задымление карты происходило из-за тления отходов в теле полигона, на четвертой карте зафиксированы древесные отходы (горбыль и рейки).

В ходе выезда на полигон ТБО МО «Плесецкое» <Дата> (протокол осмотра территории от <Дата>) также зафиксировано сильное задымление на второй карте полигона, открытого пламени не было, задымление на второй карте происходило из-за тления отходов в теле полигона, рядом со второй картой зафиксированы две кучи с грунтом, наличие покрышек рядом со второй картой, посторонний мужчина на объекте размещения.

<Дата> осуществлен очередной выезд на полигон ТБО МО «Плесецкое», при осмотре зафиксировано задымление на второй карте, открытого пламени не было видно, в ходе осмотра работал бульдозер, разравнивал кучи грунта на карте, которая тлеет, зафиксирован КАМАЗ завозивший грунт.

Эксплуатацию объекта размещения отходов – полигона ТБО МО «Плесецкое», расположенного по адресу: 164262, Архангельская область, Плесецкий район, 4 км от ..., кадастровый <№>, площадь полигона 46 200 кв.м, мощность объекта не менее 18 000 куб.м в год с возможностью увеличения до 25 000 куб.м, доля твердых бытовых отходов составляет 80-100 %, осуществляет ООО «Спецавтосервис».

Полигон ТБО МО «Плесецкое» расположен на земельном участке с кадастровым номером <№> и находится в собственности администрации МО «Плесецкий район» (свидетельство о регистрации права собственности от <Дата> <№>).

В соответствии с концессионным соглашением от <Дата> <№> данный полигон передан ООО «Спецавтосервис». Срок действия соглашения установлен пунктом 9.1 и составляет 15 лет до <Дата>, полигон передан по акту приема-передачи от <Дата>.

Письмом от <Дата> Общество сообщило, что возгорание на полигоне ТБО МО «Плесецкое» было двое суток и потушено собственными силами предприятия. В пожарную часть не обращались.

Информация о возгорании на полигоне ТКО ... передана госинспектором Управления, производившем осмотр <Дата> в Региональную диспетчерскую службу 112. Кроме того, данная информация направлена в Главное управление МЧС России по Архангельской области, Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области и Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В нарушение требований части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 2 статьи 11, часть 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, СанПиН 2.1.684-21, утвержденным постановлением от 28.01.2021 №3 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, при эксплуатации полигона ТБО ... эксплуатирующей организацией ООО «Спецавтосервис» допущено длительное тление отходов на полигоне и не обеспечена немедленная передача информации о состоянии объекта размещения отходов в результате возгорания.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав законного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Шульгину А.В., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из представленных в материалы дела документов следует, что должностными лицами Северного межрегионального управления Росприроднадзора 07 апреля 2021 года в ходе планового рейдового осмотра, обследования по соблюдению природоохранного законодательства на территории Плесецкого района Архангельской области было зафиксировано горение отходов на территории полигона ТБО ..., эксплуатируемого ООО «Спецавтосервис»

Задымление полигон продолжалось длительное время, что было установлено в ходе дополнительных осмотров <Дата>, <Дата> и <Дата>.

В ходе указанных осмотров также зафиксированы: отсутствие открытого пламени, причина сильного задымления – тление отходов в теле полигона, на четвертой карте – древесные отходы (горбыль и рейки), рядом со второй картой отмечено наличие двух куч с грунтом, древесные отходы (горбыль, ветки, рейки), посторонние люди на полигоне, рабочий бульдозер, разравнивающий кучи грунта на карте, которая тлеет, а/м КАМАЗ, завозивший грунт.

Эксплуатацию объекта размещения отходов - полигона ТБО МО «Плесецкое», расположенного по адресу: 164262, Архангельская область, Плесецкий район, 4 км от ..., осуществляет ООО «Спецавтосервис» в ссоответствии с концессионным соглашением от <Дата> <№>, срок действия которого установлен на 15 лет.

ООО «Спецавтосервис» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности <№> от <Дата> выданную на размещение отходов IV класса на полигоне ТБО МО «Плесецкое»; полигон ТБО МО «Плесецкое» включен в Государственный реестр объектов размещения отходов под <№>, на основании приказа Федеральной службы Росприроднадзора <№> от <Дата>, поставлен на федеральный уровень надзора как объект негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <№>П, II категория).

У Общества имеется инструкция по охране труда и производственной санитарии на полигоне ТБО МО «Плесецкое», утвержденная генеральным директором А.Ю. Лисицыным. В соответствии с пунктом 5.1 инструкции на полигоне должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности. Для выполнения повседневных работ, надзора за первичными средствами пожаротушения и организации тушения назначается ответственный за пожарную безопасность на полигоне. Полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.

Согласно пункту 5.2 инструкции в периоды особой пожароопасности целесообразно дежурство поливомоечных машин.

Пунктом 5.3. инструкции определено, что персонал полигона инструктируется о правилах пожарной безопасности при эксплуатации полигона в соответствии с действующими инструкциями по пожарной безопасности для полигона ТБО и контрольно-пропускного пункта полигона. На видном месте хозяйственной зоны должна быть вывешена инструкция о порядке действия персонала при возникновении пожара.

Генеральным директором ООО «Спецавтосервис» Лисицыным А.Ю. утвержден <Дата> план мероприятий по противопожарному обустройству лесов и полигона ТБО МО «Плесецкое» на 2021 год.

В соответствии с пунктом 5 до <Дата> должно быть произведено укомплектование средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и полигона ТБО.

Письмом от <Дата> Общество сообщило, что возгорание на полигоне ТБО МО «Плесецкое» было двое суток и потушено собственными силами предприятия. В пожарную часть не обращались; информация о возгорании на полигоне ТКО ... передана госинспектором Управления, производившем осмотр <Дата> в 12:35 в Региональную диспетчерскую службу 112 и также направлена в Главное управление МЧС России по Архангельской области, Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области и Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

28.05.2021    ГКУ Архангельской области «Плесецкое лесничество» совместно с Администрацией МО «Плесецкий район» проводили осмотр прилегающей территории к полигону в ходе которого выявлено возгорание на полигоне ТБО, однако угрозы лесному фонду не было.

<Дата> и <Дата> ГКУ Архангельской области «Плесецкое лесничество» совместно с Администрацией МО «Плесецкий район» проводили осмотры прилегающей к полигону территории, в ходе которых выявлено возгорание на полигоне ТБО, отсутствие угрозы лесному фонду и необходимость ликвидация очага возгорания и подновление рва по периметру полигона.

Между тем согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяется Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно пункту 4.3.3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 на полигоне должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности. Для выполнения повседневных работ, надзора за первичными средствами пожаротушения и организации тушения назначается ответственный за пожарную безопасность на полигоне. На видном месте хозяйственной зоны должна быть вывешена инструкция о порядке действия персонала при возникновении пожара, способы оповещения пожарной охраны города.

В соответствии с пунктом 2.1. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что полигоны относятся к объектам размещения отходов - специально оборудованным сооружениям, предназначенным для размещения отходов. Накопление отходов на данных объектах действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 260 СанПиН 2.1.684-21, утвержденным постановлением от 28.01.2021    №3 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории полигона хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должны обеспечиваться недопущение сжигания ТКО вне специализированных установок, а также меры по недопустимости самовозгорания ТКО.

Согласно части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень приведен в Распоряжении Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».    

С 01.01.2019 запрещено размещать на полигонах следующие виды отходов:

- отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью;

- отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные;

- упаковка из бумаги и/или картона в смеси незагрязненная;

- отходы потребления различных видов картона, кроме черного и коричневого цветов;

- тара стеклянная незагрязненная;

- шины пневматические автомобильные отработанные;

- покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные;

- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 присутствие посторонних на территории полигона запрещается.

ООО «Спецавтосервис» в результате деятельности при размещении отходов на полигоне ТБО МО «Плесецкое» нарушены требования природоохранного законодательства, в частности части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», часть 2 статьи 11, часть 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, СанПиН 2.1.684-21, утвержденным постановлением от 28.01.2021 №3 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.

Допустив несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, ООО «Спецавтосервис» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Событие административного правонарушения и вина юридического лица подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которые признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Спецавтосервис» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершенное правонарушение ООО «Спецавтосервис» подлежит административному наказанию.

Санкцией части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса).

Учитывая в полной мере обстоятельства данного дела, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Оснований для признания совершенного ООО «Спецавтосервис» административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, и строго регулируется законом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Руководствуясь статьей 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтосервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северное межрегиональное управление Росприроднадзора л/с 04241780320, ИНН 2901127831, КПП 290101001), Банк получателя: Отделение Архангельск// УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, Единый казначейский счет: 40102810045370000016, Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03100643000000012400, КБК 048 1 16 01081 01 0002 140, ОКТМО 1170100.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Ломоносовского районного суда города Архангельска по адресу: г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15, кабинет № 113.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, юридическое лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Разъяснить, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (статья 31.5 Кодекса).

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева

5-2581/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Спецавтосервис"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Пяттоева Лариса Эдуардовна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
12.07.2021Передача дела судье
14.07.2021Подготовка дела к рассмотрению
12.08.2021Рассмотрение дела по существу
13.08.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
20.08.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее