АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ворониной М.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре Агафоновой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-876/2022 (УИД 44RS0003-01-2022-001325-05) по апелляционной жалобе Муниципального казенного унитарного предприятия Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 01 декабря 2022 года по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к Муниципальному казенному унитарному предприятию Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» об устранении нарушения санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав пояснения МКУП Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» Соснина С.А., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Костромской области) в лице руководителя Управления Кокоулина А.А. обратилось в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указано, что в рамках исполнения письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02 октября 2006 года «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга филиалом ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» в рамках социально-гигиенического мониторинга был проведен лабораторный контроль питьевой воды в централизованной системе водоснабжения поселка Поназырево Костромской области. По результатам лабораторного контроля было выявлено, что средние показатели проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам. Водоснабжение в п.Поназырево и Поназыревском муниципальном районе осуществляет муниципальное казенное унитарное предприятие Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» (далее по тексту МКУП «Поназыревское ЖКХ»). В 2020, 2021, 2022 годах в адрес МКУП «Поназыревское ЖКХ», а также в адрес главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области направлялись уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения. В ответ на уведомление от 2021 года в адрес территориального отдела от МКУП «Поназыревское ЖКХ» для согласования поступила программа по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями законодательства. Однако данная программа территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе согласована не была ввиду отсутствия в ней конкретных мероприятий, позволяющих дать оценку возможности или невозможности достижения нормируемых показателей качества питьевой воды в поселке Поназырево, установленных требованиями законодательства в период реализации данного плана. Ответы на уведомления от 2020 и 2022 годов не получены, уведомления к исполнению не приняты. Питьевая вода, поставляемая МКУП «Поназыревское ЖКХ» населению п.Поназырево и Поназыревского муниципального района, не соответствует требованиям санитарного законодательства. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Оспариваемым решением исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области были удовлетворены. На муниципальное казенное унитарное предприятие Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» возложена обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, постановлено в срок до 1 ноября 2023 года обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой жителям поселка Поназырево и Поназыревского муниципального района, гигиеническому нормативу по содержанию бора и общей минерализации (сухого остатка).
Не согласившись с вынесенным решением, муниципальное казенное унитарное предприятие Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ», в лице директора предприятия Бородаева А.С. обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что МКУП «Поназыревское ЖКХ» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку предприятие не способно самостоятельно решить вопрос качества воды в районе, поскольку это требует реализации мероприятий в рамках соответствующей программы. Полагает, что обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства должна быть возложена на орган местного самоуправления в лице администрации Поназыревского муниципального района. Сообщает, что ранее Шарьинским районным судом Костромской области уже было рассмотрено тождественное дело, предметом рассмотрения которого также являлось устранение нарушений санитарного законодательства и обеспечение надлежащего качества воды, при этом считает, что тот факт, что процессуальным истцом в данном деле выступал прокурор Поназыревского района, не означает отсутствия тождественности двух дел. При этом отмечает, что при рассмотрении данного дела обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства была возложена на администрации Поназыревского муниципального района.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Костромской области Беша О.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управление Роспотребнадзора по Костромской области, администрации Поназыревского муниципального округа (ранее администрации Поназыревского муниципального района) в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках исполнения письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2 октября 2006 года № 0100/10460-06-32 «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга» филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» в рамках социально-гигиенического мониторинга был проведен лабораторный контроль питьевой воды в централизованной системе водоснабжения поселка Поназырево Костромской области. По результатам лабораторного контроля было выявлено, что средние показатели проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам.
Водоснабжение в п.Поназырево и Поназыревского муниципального района осуществляет МКУП «Поназыревское ЖКХ».
Согласно пп. 2.1, 2.2.2 Устава предприятия, утвержденного постановлением администрации Поназыревского муниципального района от 4 июля 2019 года № 117, предметом его деятельности является тепло- и водоснабжение потребителей Поназыревского муниципального района Костромской области одним из видов деятельности - оказание услуг по водоснабжению.
МКУП «Поназыревское ЖКХ» оказывает услугу по водоснабжению 890 жителям и 41 организации п. Поназырево и Поназыревского муниципального района, объем водопотребления за 2021 год составил 41 000 куб.м, является ресурсоснабжающей организацией.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе в рамках п. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в 2020, 2021, 2022 годах в адрес МКУП «Поназыревское ЖКХ» в 2021 и 2022 годах и главы администрации Поназыревского района в 2020, 2021, 2022 годах были направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения.
Из уведомления «О несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения п. Поназырево» от 28 января 2020 года № 5, направленного в адрес Главы Поназыревского муниципального района Костромской области Удаловой Л.И. следует, что по результатам лабораторного контроля за факторами среды обитания в рамках социально гигиенического мониторинга питьевой воды, проведенного ИЛЦ Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» в 2019 году, средние уровни показателей проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам:
- в мониторинговой точке № 57 (артезианская скважина, расположенная по адресу: Поназыревский р-н, п. Поназырево, ул. Сенная) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,35 мг/л при норме 0,5 мг/л; по содержанию сухого остатка, и составляет 1268 мг/л, при норме 1000 мг/л;
- в мониторинговой точке № 58 (артезианская скважина, расположенная по адресу: Поназыревский р-н, п. Поназырево, пр-т Шатрова) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,67 мг/л при норме 0,5 мг/л;
- в мониторинговой точке № 113 (разводящая сеть по адресу: п. Поназырево, ул. Свободы, д. 5) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,43 мг/л при норме 0,5 мг/л.
Показатели, определяющие условия водоснабжения, не имеют тенденции к улучшению по причине не решения вопросов по надлежащей эксплуатации наружных и внутридомовых систем водоснабжения как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами.
29 января 2021 года в адрес главы муниципального района также было направлено уведомление «О несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения п. Поназырево», из которого следует, что в 2020 году средние уровни показателей проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам:
- в мониторинговой точке № 57 (артезианская скважина, расположенная по адресу: Поназыревский р-н, п. Поназырево, ул. Сенная) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,56 мг/л при норме 0,5 мг/л; по содержанию сухого остатка, и составляет 1239 мг/л, при норме 1000 мг/л;
- в мониторинговой точке № 58 (артезианская скважина, расположенная по адресу: Поназыревский р-н, п. Поназырево, пр-т Шатрова) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,72 мг/л при норме 0,5 мг/л;
- в мониторинговой точке № 113 (разводящая сеть по адресу: п. Поназырево, ул. Свободы, д. 5) не соответствует по содержанию бора, и составляет 1,48 мг/л при норме 0,5 мг/л. Уведомление было получено администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области 3 февраля 2021 года.
Аналогичное уведомление было направлено в адрес МКУП «Поназыревское ЖКХ» 29 января 2021 года с исх. № 6. Получено 3 февраля 2021 года.
Из уведомления «О несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения п. Поназырево» от 31 января 2022 года № 17, направленного в адрес Главы Поназыревского муниципального района Костромской области Удаловой Л.И. следует, что в 2021 году средние уровни показателей проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам:
- в мониторинговой точке № 57 (артезианская скважина, расположенная по адресу: Поназыревский р-н, п. Поназырево, ул. Сенная) не соответствует по содержанию бора, и составляет 2,5 мг/л при норме 0,5 мг/л; по содержанию сухого остатка, и составляет 1232 мг/л, при норме 1000 мг/л;
- в мониторинговой точке № 113 (разводящая сеть по адресу: п. Поназырево, ул. Свободы, д. 5) не соответствует по содержанию бора, и составляет 2,6 мг/л при норме 0,5 мг/л. Уведомление было получено администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области 21 февраля 2022 года.
Аналогичное уведомление было направлено в адрес МКУП «Поназыревское ЖКХ» 31 января 2022 года с исх. № 18. Получено 21 февраля 2021 года.
В ответ на уведомление от 2021 года в адрес территориального отдела 8 июля 2021 года вх. № 742 от МКУП «Поназыревское ЖКХ» исх. № 236 от 1 июля 2021 года для согласования поступила программа по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями законодательства. В данной программе указано, что по данным мониторинга качества питьевая вода по муниципальному казенному предприятию в основном соответствует гигиеническим нормативам. Поэтому решение проблемы питьевого водоснабжения должно сводиться к вступлению в региональную программу «Чистая вода», реконструкции (техническому перевооружению) системы водоснабжения п. Поназырево Поназыревского района Костромской области - станции водоподготовки. Обеспечение населения питьевой водой надлежащею качества. Предусматривается реконструкция существующей станции водоподготовки с установкой оборудования по очистке воды до требований СинПин 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения». Ресурсное обеспечение программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями определяется из условий ее реализации в течение 2021 – 2025 годов. Финансирование мероприятий программы осуществляется из федерального, областного, местного бюджетов, собственных средств организации. Объемы финансирования обеспечиваются в размерах, установленных перечнем работ. В программе также приведен план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями: разработка предпроектного решения «Реконструкция системы водоснабжения п. Поназырево Поназыревского района Костромской области» - ответственный исполнитель ООО «ЧистоВод», срок исполнения – 30 апреля 2021 года; утверждение технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ – ГАУ «Костромаэкспертиза», срок исполнения – до 25 июня 2021 года; разработка ПСД и согласование с соответствующими структурами, определение подрядчика в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О госзакупках», срок исполнения – до 31 декабря 2021 года; подготовка документов для вхождения в программу «Чистая вода», ответственный исполнитель – администрация городского поселения поселок Поназырево, срок исполнения – до 1 июня 2022 года; участие в программе «Чистая вода», определение подрядчика в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О госзакупках» и условиями техзадания по проведению «Реконструкции системы водоснабжения п. Поназырево Поназыревского района Костромской области», ответственный исполнитель – администрация городского поселения поселок Поназырево, срок исполнения – до 31 декабря 2013 года; текущий ремонт водопроводных сетей, ответственный исполнитель – администрация городского поселения поселок Поназырево, срок исполнения – постоянно, по мере необходимости.
По результатам рассмотрения заявления о согласовании плана мероприятий МКУП «Поназыревское ЖКХ» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями территориальным отделом в Шарьинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области 9 июля 2021 года администрации Поназыревского муниципального района Костромской области и МКУП «Поназыревское ЖКХ» было направлено уведомление, в котором указано следующее. Представленный план мероприятий не содержит конкретных сведений по приведению качества питьевой воды, поставляемой населению поселка Поназырево Костромской области с учетом существующей системы водоснабжения, кроме того, не проведен анализ эффективности запланированных мероприятий. В нарушение указанных требований представленный план мероприятий не содержит сведений о планируемом отклонении показателей качества питьевой воды на период реализации Плана, а так же не содержит мероприятий, направленных на предотвращение (недопущение) снижение качества питьевой воды подаваемой населению. Помимо выше перечисленного, представленный план мероприятий не содержит оценки эффективности реализации мероприятий на качество питьевой воды, в связи с чем дать оценку результативности рассматриваемого плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями не представляется возможным. На основании изложенного территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе принял решение об отказе в согласовании плана мероприятий ввиду отсутствия мероприятий, позволяющих дать оценку возможности/невозможности достижения нормируемых показателей нормативов качества питьевой воды в поселке Поназырево, установленных требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в период реализации данного плана мероприятий.
Судом установлено, что ответы на уведомление от 2020 года не получены, уведомления к исполнению не приняты.
Относительно плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, поступившего в ТО Роспотребназора 21.10.2022 года вх. № 587, представитель истца пояснила, что в адрес МКУП «Поназыревское ЖКХ» Управлением Роспотребнадзора по Костромской области направлено уведомление о его не согласовании.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МКУП «Поназыревское ЖКХ» и третьего лица администрации Поназыревского муниципального района Костромской области не оспаривали факт того, что питьевая вода, поставляемая МКУП «Поназыревское ЖКХ» населению п. Поназырево и Поназыревского муниципального района, не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на МКУП «Поназыревское ЖКХ» обязанность по обеспечению поставки питьевой воды качеством, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, суд, установив, что качество воды, поставляемой по сетям центрального водоснабжения населению поселка, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению надлежащего качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, должна быть возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение, а такой организацией на территории поселка Поназырево и Поназыревского муниципального района является МКУП «Поназыревское ЖКХ», которое фактически эксплуатирует систему водоснабжения и выставляет жителям поселка плату за услугу.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6).
Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 1 статьи 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Судебная коллегия полагает, что надлежащий ответчик по делу определен судом правильно, а доводы апелляционной жалобы, оспаривающий указанный вывод, являются несостоятельными.
Судом установлено, что холодное водоснабжение в п.Поназырево и Поназыревского района осуществляется из подземных водоисточников трех артезианских скважин. Исходная вода посредством централизованного трубопровода поступает к жилым домам и организациям на территории данного населенного пункта и района.
МКУП «Поназыревское ЖКХ» через присоединенные водопроводные сети из централизованных систем холодного водоснабжения осуществляет поставку холодной питьевой воды и выставляет жителям плату за услугу.
Из указанных обстоятельств следует, что МКУП «Поназыревское ЖКХ» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку питьевой воды жителям п.Поназырево и Поназыревского района и взимающее за предоставление данной услуги платы, что в свою очередь в силу вышеизложенных норм обязывает предприятие оказывать данную услугу надлежащего качества.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3.
Согласно гигиеническим нормативам безвредности питьевой воды по химическому составу (таблица 3.13 СанПиН) и органолептическим свойствам воды (таблица 3.1 СанПиН) предельно допустимая содержания бора в питьевой воде не должна превышать 0,5 мг/л, содержание общей минерализации (сухого остатка) не более 1 000 мг/л (таблица 3.3 р.III СанПин).
Факт подачи населению поселка питьевой воды ненадлежащего качества подтвержден материалами дела и не отрицается ответчиком.
Таким образом, суд правильно посчитал, что МКУП «Поназыревское ЖКХ» не исполнило свою обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, и правомерно обязал его организовать водоснабжение надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее решением Шарьинского районного суда от 24 апреля 2019 года были удовлетворены исковые требования прокурора и на администрацию городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района возложена обязанность обеспечить беспрерывную подачу воды, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения согласно СанПиН 2.1.4.1.074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24, на территории муниципального образования городское поселение поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований или прекращения производства по делу.
Так, положения ч.1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют обязанности организации, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, которая соответствует установленным требованиям.
Частью 2 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Таким образом, законом определены конкретные действия, которые должен совершить каждый из них для достижения нормативных показателей безопасности воды. В силу приведенных норм Закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Так, постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 87-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области» было установлено, что комплекс мероприятий по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 годы (далее - Комплекс мер) реализуется в рамках регионального проекта «Чистая вода» путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, которые находятся и (или) будут находиться в муниципальной собственности.
Установлено, что большинство подземных источников питьевой воды характеризуется высокой минерализацией и большим количеством железа или бора. По результатам лабораторных исследований в отдельных населенных пунктах Костромской области несоответствие питьевой воды санитарным требованием объясняется отсутствием очистных водопроводных сооружений, обеспечивающих надлежащую очистку воды.
Бор относится к категории сильнодействующих токсических веществ, поэтому чрезмерное употребление микроэлемента опасно для здоровья.
Таким образом, мероприятия, направленные на улучшение качества водоснабжения в данных населенных пунктах (особенно, где имеются социальные объекты), необходимо включить в первую очередь (п. Поназырево, с. Николо-Шанга, с. Рождественское и с. Ивановское Шарьинского муниципального района).
Наибольшая численность населения Костромской области, обеспеченного некачественной питьевой водой, в том числе вследствие износа объектов водоснабжения, зафиксирована в городских округах города Буй и Мантурово, а также в Поназыревском муниципальном округе и Костромском муниципальном районе. Реализация мероприятий в населенных пунктах данных муниципальных образований будет осуществляться в первую очередь.
Также определено, что за счет субсидий на мероприятия по повышению качества водоснабжения в 2019-2024 годах в рамках регионального проекта «Чистая вода» планируется увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в следующих муниципальных образованиях области: городских округах город Буй, город Мантурово, город Кострома, Буйском, Кадыйском, Костромском, Павинском, Солигаличском, Чухломском и Шарьинском муниципальных районах.
Также в 2022-2024 годах запланированы мероприятия по организации качественной питьевой водой, в частности «Реконструкция системы водоснабжения п. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области. Этап 1», «Реконструкция системы водоснабжения п. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области. Этап 2», разработан Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных программ, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения в рамках реализации подпрограммы "Чистая вода", определены объемы финансирования (л.д.58).
Во исполнение указанного выше решения суда администрацией муниципального образования для участия в федеральной программе «Чистая вода» 13 сентября 2019 года был заключен контракт с АО «ВНИИХТ» на разработку проектно-сметной документации на сумму 98 500 рублей по объекту «Модернизация системы водоснабжения п.Поназырево установкой блочно-модульной установки водоподготовки в контейнерном исполнении по адресу: Костромская область, г.п.Поназырево, ул.Новая, 44а», были заключены договоры на проведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических и инженерно-экологических изысканий с ООО «ГЕОС», стоимость работ составила 180 тыс.руб., однако положительное заключение государственной экспертизы по результатам проверки не получено (отрицательное заключение ГАУ «Костромагосэкспертиза» № 44-1-2-3-003041-2020 от 18.02.2020года).
08 апреля 2021 года был заключен договор № ПР-01/21 с ООО «ЧистоВод» на подготовку предпроектного решения и технического задания для проектирования по реконструкции системы водоснабжения п.Поназырево и согласования его в органах государственной экспертизы. Стоимость выполненных работ составила 382,1 тыс.руб. ГАУ «Костромагосэкспертиза» согласовала указанные документы 02 ноября 2021 года (письмо от 02.11.2021 г №1008). На основании согласованного технического задания на проектирование 12 января 2022 года администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области заключен муниципальный контракт №1/К-22 с ООО «Институт Гипроводхоз» на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения п.Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области. Этап 1». Сумма работ по контракту 7 771 626,5 рублей (дополнительное соглашение №1 от 07 апреля 2022 года).
27 февраля 2023 года получено положительное заключение государственной экспертизы. Стоимость работ по объекту согласно сводному сметному расчету составляет 234 715,35 тыс.руб. Финансирование программы будет проводиться из областного и федерльного бюджетов.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (часть 6 статьи 23).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. (часть 7).
Данные уведомления были получены администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области и ответчиком.
Частью 9 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ установлено, что в течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Таким образом, порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.
В то же время нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанности по обеспечению качества поставляемой питьевой воды с использованием систем центрального водоснабжения также возложены на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, которая обязана обеспечить разработку и согласование плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в установленный законом срок.
Судом первой инстанции установлено, что МКУП Поназыревского муниципального района «Поназыревское ЖКХ» как ресурсоснабжающая организация свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством, не выполняет, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не разработан, требования к параметрам несоответствия качества поставляемой воды в период реализации этих мероприятий не установлены, какие-либо действия по обеспечению качества питьевой воды не осуществляет.
В связи с этим суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку реализации администрацией Программы мероприятий по приведению питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 может занимать продолжительное количество времени, что не является основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения им своих обязанностей.
Доводы представителя ответчика о невозможности применения такого способа очистки воды как метода обратного осмоса, установки фильтров на скважину, не могут повлиять на выводы суда, поскольку в исковом заявлении отсутствует какое-либо указание на конкретный способ устранения имеющихся недостатков, указание конкретного способа устранения нарушений, как правильно указал истец в своих дополнительных пояснениях, будет направлено на ограничение свободы предприятия в выборе наиболее приемлемого конкретно для него способа устранения нарушений санитарного законодательства, ответчик обязан самостоятельно разработать и принять необходимые меры, исходя из доступных и законных способов приведения качества питьевой воды в соответствие требованиям санитарных правил, а также финансовых возможностей самого предприятия.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 01 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного унитарного предприятия Поназыревского муниципального района Костромской области «Поназыревское ЖКХ» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 марта 2023 года