г.Сыктывкар УИД: 11RS0003-01-2023-005097-06
Дело № 2-189/2024 (№ 33-5478/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2024 г. дело по апелляционной жалобе и дополнение к апелляционной жалобе ООО «Акваград» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 02 мая 2024 г., которым постановлено:
возложить на ООО «Акваград» (ИНН <Номер обезличен>) обязанность установить Сташевскому Д.С. (ИНН <Номер обезличен>) с 01.01.2023 должностной оклад в соответствии с требованиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 – 2025 годы в размере 43 528,56 руб. исходя из тарифной ставки первого разряда 16 242 руб. с последующим изменением в соответствии с правилами, установленными указанным Федеральным отраслевым тарифным соглашением, с применением приостановления действия пункта 2.3 (абзац первый) ФОТС и Приложения № 1 к ФОТС на период с 27.02.2024 до 01.01.2025.
Возложить на ООО «Акваград» (ИНН <Номер обезличен>) обязанность произвести Сташевскому Д.С. (ИНН <Номер обезличен>) перерасчет заработной платы за период с 01.11.2022 по 31.12.2022 в соответствии с условиями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (пролонгированного на 2020 - 2022 годы); за период с 01.01.2023 в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 – 2025 годы до окончания действия указанного ФОТС, с применением приостановления действия пункта 2.3 (абзац первый) ФОТС и Приложения № 1 к ФОТС на период с 27.02.2024 до 01.01.2025.
Взыскать с ООО «Акваград» (ИНН <Номер обезличен>) в пользу Сташевского Д.С. (ИНН <Номер обезличен>) недополученную заработную плату за период с 01.11.2022 по 31.01.2023 в размере 76 229,56 руб. (включая НДФЛ). Решение в части взыскания заработной платы за период 01.11.2022 по 31.01.2023 в размере 76 229,56 руб. (включая НДФЛ) обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «Акваград» (ИНН <Номер обезличен>) в пользу Сташевского Д.С. (ИНН <Номер обезличен>) недополученную заработную плату за период с 01.02.2023 по 31.12.2023 (включая перерасчет оплаты отпусков) в размере 264 892,94? руб. (включая НДФЛ), компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ по состоянию на 02.05.2024 в размере 82 162,51 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., возмещение расходов на оплату юридических услуг 25 000 руб.
Взыскать с ООО «Акваград» в доход бюджета муниципального округа "Инта" Республики Коми государственную пошлину в размере 7 432,85 руб.
Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сташевский Д.С. обратился в суд с иском к ООО «Акваград» о возложении обязанности установить с 01 января 2023 г. должностной оклад в соответствии с требованиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 – 2025 годы исходя из тарифной ставки 16 242 руб. в размере 43 528,56 руб., возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с 01 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г. с учетом требования ОТС в ЖКХ на 2017 – 2019 г., возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2023 г. в соответствии с требованиями ФОТС на 2023 – 2025 гг., взыскании недополученных сумм заработной платы за период с 01 ноября 2022 г. по 31 октября 2023 г. в размере 232 149,06 руб. (после удержания НДФЛ), недополученных сумм оплаты отпусков за период с 03 июля 2023 г. по 28 июля 2023 г., с 02 октября 2023 г. по 30 октября 2023 г., компенсации за задержку выплаты заработной платы по состоянию на дату вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб. Просит обратить решение к немедленному исполнению.
Заявлением от 18 декабря 2023 г. истец увеличил заявленные требования, просит взыскать недополученную заработную плату за ноябрь 2023 г. в размере 29 604,77 руб., убытки от инфляции (индексацию) недополученной заработной платы на дату вынесения решения, возмещение расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб.
Заявлением от 18 января 2024 г. истец увеличил заявленные требования, просит взыскать недополученную заработную плату за декабрь 2023 г. в размере 11 278 руб., убытки от инфляции (индексацию) недополученной заработной платы на дату вынесения решения, возмещение расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб.
Заявлением от 10 апреля 2024 г. истец отказался от требований о взыскании убытков от инфляции (индексацию) недополученной заработной платы на дату вынесения решения
Определением от 29 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Первичная профсоюзная организация ООО «Акваград»; определением от 08 апреля 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен временный управляющий ООО «Акваград» Омельяненко А.П.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Акваград», указывая на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 08 декабря 2016 г. Президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения и Председателем Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, действие которого продлено по 31 декабря 2022 г.
ОТС на 2017-2019 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28.12.2016, регистрационный № 22/17-18, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru) и опубликовано в газете «Солидарность».
Согласно пункту 1.3 ОТС на 2017-2019 годы жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 г. № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях № 1, № и № к настоящему ОТС).
В соответствии с пунктом 1.4 ОТС на 2017-2019 годы организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях № 1, № 4 и № 5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
На основании пункта 1.8 ОТС на 2017-2019 годы Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.
Согласно пункту 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.
На основании Приложения № 1 к ОТС с 01 января 2019 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб. Соответствующим соглашением к ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда с 01 января 2020 г. проиндексирована и составляет 10746 руб., а с 01 января 2021 г. – 11154 руб.
В силу пункта 2.3.3. ОТС размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
Пунктом 2.4. ОТС предусмотрено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР
ЖКХ от 14 марта 2019 г. на основании статьи 134 ТК РФ и пункта 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 01 января 2020 г. не ниже 10746 руб., с 01 января 2021 г. – 11154 руб. и с 01 января 2022 г. - 11600 руб.
02 декабря 2021 г. Общероссийским Профсоюзом работников жизнеобеспечения № 01/172 и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения принято письмо № 287-АК/202 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 - 2023 годы», в котором указано, что в связи со значительным превышением сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2020 и 2021 годах размеры минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном хозяйстве, установленные ранее, дополнительно скорректированы для применения в 2022 году, и на 01 января 2022 г. этот размер составляет 12153 руб.
В соответствии с пунктом 10.4 ОТС на 2017-2019 годы после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 с официальным предложением Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения, соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. Аналогичный порядок предусмотрен при распространении действия оформленных в установленном законом порядке дополнительных соглашений к ОТС, в том числе в части их распространения по письму руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Дополнительным соглашением от 27 февраля 2018 г. внесены изменения в ОТС на 2017-2019 годы, а именно, пункт 1.13 изложен в следующей редакции: «Настоящее Соглашение вступило в силу с 01 января 2017 г. и пролонгировано согласно положениям части 2 статьи 48 ТК РФ до 31 декабря 2023 г. включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией».
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 июня 2018 г. № 14-4/10/В-4240 указано, что дополнительное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 29 марта 2018 г., регистрационный № 5/17-19, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru). В соответствии с частью 8 статьи 48 ТК РФ было предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к нему, а также обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении дополнительного соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к дополнительному соглашению, то дополнительное соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Дополнительным соглашением о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утверждённым Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 03 августа 2018 г. и прошедшим уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 17/17-19 от 29 августа 2018 г.) срок действия ОТС на 2017 – 2019 годы заменен на 31 декабря 2022 г. включительно.
Дополнительным соглашением к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённым Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 07 декабря 2018 г. действие Соглашения продлено на три года. Срок окончания действия Соглашения установлен 31 декабря 2022 г. (документ зарегистрирован в Роструде, регистрационный № 22/17-19 от 15 января 2019 г.).
12 мая 2022 г. утверждено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, опубликованное 20 июня 2022 г. на официальном сайте Минтруда России, введенное в действие с 01 января 2023 г.
Пунктом 2.3 ФОТС определено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 01 января 2023 г., 01 января 2024 г. и 01 января 2025 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 13 июля 2022 г. в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации – «Российской газете» № 149 опубликовано письмо от 01 июля 2022 г. № 14-4/10/В-8784 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы».
ООО «Акваград» создано 07 ноября 2017 г. и основным видом деятельности является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем ООО «Акваград» относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Кроме того, первичная профсоюзная организация ООО «Акваград» постановлением Президиума Коми республиканского комитета Профессионального Союза работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (профсоюз коммунальщиков) от 02 октября 2019 г. № 4 была зарегистрирована с 01 октября 2019 г. в качестве членской организации Общественной организации профсоюза работников ЖКХ Республики Коми.
Судом установлено, что <Дата обезличена> между истцом и ответчиком заключен трудовой договор <Номер обезличен>, в соответствии с которым истец принят на работу программистом 1 категории производственно-технического отдела 10 разряда. Истцу установлен оклад согласно разряду 14 740 руб., ежемесячная премия до 30% от оклада, районный коэффициент 50%, надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%.
Дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к трудовому договору истцу с 01 июля 2021 г. установлен оклад в размере 16 723.
Дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к трудовому договору истцу с 01 января 2023 г. установлен оклад в размере 33 873 руб., ежемесячна премия с 01 февраля 2023 г. до 10%.
Дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к трудовому договору внесены изменения в п. 1.1 трудового договора, истцу установлен 8 разряд, с 18 апреля 2023 г. истцу установлен должностной оклад согласно разряду в размере 25 910 руб.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными выше работодателями.
Рассматривая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ, суд признал, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, действующему в период 2023-2025 годы, действие указанных федеральных нормативных актов распространяется на ООО «Акваград», в связи с чем обязательными при формировании оплаты труда работников являются не только локальные нормативные акты работодателя, в частности Положения об оплате труда, но и применение пункта 2.3 ОТС в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией.
Судебная коллегия выводы суда относительно распространения ОТС на ООО «Акваград» находит обоснованными, соответствующими приведённым выше нормам трудового законодательства.
Довод жалобы ответчика о том, что ООО «Акваград» создано после принятия ОТС на 2017-2019 годы, в связи с чем оно не может на него распространяться, несостоятелен.
ООО «Акваград» создано 07 ноября 2017 г., то есть в период действия ОТС на 2017-2019 годы, и соответственно, на момент принятия (27 февраля 2018 г.) дополнительного соглашения о продлении срока действия ОТС на 2017 – 2019 годы на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. на ООО «Акваград» распространялись нормы статьи 48 Трудового кодекса РФ, касающиеся порядка присоединения к отраслевому тарифному соглашению.
Установлено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 08 июня 2018 г. № 14-4/10/В-4240 предложило работодателям присоединиться к дополнительному соглашению к ОТС на 2017-2019 годы либо представить мотивированный отзыв.
Однако, стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Акваград» направлялся мотивированный отказ от присоединения к ОТС, не представлено, судом таких доказательств не добыто.
Таким образом, поскольку дополнительное соглашение от 27 февраля 2018 г. о внесении изменений в ОТС на 2017-2019 годы и предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению официально опубликованы уже после создания ООО «Акваград», то ответчик в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к дополнительному соглашению должен был представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, в противном случае Соглашение считается распространенным на ООО «Акваград» со дня официального опубликования этого предложения.
Такая правовая позиция нашла свое отражение и в Определении Верховного Суда РФ от 06 июня 2014 г. № 72-КГ14-1.
Ввиду изложенного отклоняется и довод жалобы о необоснованной ссылке суда на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 июня 2018 г. № 14-4/10/В-4240.
Суд, принимая во внимание то, что заработная плата выплачена истцу в меньшем размере, удовлетворил требования Сташевского Д.С. о перерасчете заработной платы и выплате задолженности за период с 01 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в сумме 310 609 руб.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Определяя спорный период суд, руководствуясь положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу, что истцом данный срок не пропущен, поскольку истец обратился в суд с иском 29 ноября 2023 г., срок на обращение в суд по требованиям за ноябрь 2022 года, и, соответственно, за последующие месяцы, не пропущен.
Решение суда в части применения срока исковой давности и расчета компенсации по статье 236 Трудового кодекса РФ сторонами не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, находит ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что положения пункта 2.3 ФОТС на 2023-2025 годы не подлежат применению при установлении размера оплаты труда истца, поскольку указанный пункт устанавливает лишь размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда и не регулирует вопросы установления должностных окладов.
В соответствии с пунктом 1.12. ФОТС на 2023-2025 годы является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует (пункт 1.7 ФОТС на 2023-2025 годы). Коллективные договоры в Организациях ЖКХ не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников относительно условий, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций ЖКХ в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях ЖКХ, в отношении которых оно действует в установленном порядке.
Согласно пункту 2.3 ФОТС на 2023-2025 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса РФ).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса РФ).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об оплате труда работников ООО «Акваград» месячные оклады работнику устанавливаются в трудовом договоре (контракте) в соответствии с тарифной сеткой и действующим штатным расписанием, утвержденными директором Общества.
Таким образом, в ООО «Акваград» используется тарифная система оплаты труда, где предусмотрены межразрядные тарифные коэффициенты для дифференциации ставок оплаты труда рабочих, служащих, специалистов и руководителей Общества.
Межразрядные тарифные коэффициенты для дифференциации ставок оплаты труда рабочих, служащих, специалистов и руководителей установлены в пункте 2.4 Положения об оплате труда работников ООО «Акваград», утвержденного 10 сентября 2019 г.
Согласно названному Положению об оплате труда тарифный коэффициент для 10 разряда установлен в размере 2,68, для 8 разряда – 2,35.
Как следует из обстоятельств дела, с 27 сентября 2019 г. истец замещал должность программиста 1 категории производственно-технического отдела 10 разряда, с 18 апреля 2023 г. – по 8 разряду.
Принимая во внимание положения ОТС в части минимальной тарифной ставки и межразрядный коэффициент, установленный для 10 разряда, оклад истца в 2022 г. должен был составлять 12 153 х 2,68 = 32 570,04 руб. Фактически оклад истца составлял 16 723 руб.
Установив данные обстоятельства, суд произвел расчет недополученной Сташевским Д.С. заработной платы за период с 1 ноября 2022 г. по 31 января 2023 г., размер которой составил 76 229,56 руб.
Из материалов дела следует, что приказом ООО «Акваград» от 01 февраля 2023 г. № 6 с 18 апреля 2023 г. введено в действие новое штатное расписание. Также внесены изменения в Положение об оплате труда работников ООО «Акваград», согласно которым межразрядный коэффициент для 8 разряда установлен в размере 2,05.
Решение суда в части расчета указанных сумм ответчиком не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является.
Разрешая требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2023г. в соответствии с требованиями ФОТС на 2023-2025 годы, суд определил его с учетом размера тарифной ставки первого разряда равного МРОТ (16242 руб.) и межразрядных коэффициентов (2,35 – для 8 разряда), установленных Положением об оплате труда в редакции от 10 сентября 2019 г., и взыскал недополученную заработную плату за период с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023г., включая перерасчет оплаты труда, в размере 264 892,94 руб.
Со ссылкой на положения статьи 236 Трудового кодекса РФ суд взыскал и компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 82 162,51 руб. по состоянию на 02 мая 2024 г. (день вынесения решения).
При этом суд признал действия ООО «Акваград» по изменению определенных сторонами условий трудового договора в одностороннем порядке об оплате труда путем ее снижения на основании приказа от 01 февраля 2023 н. № 6, в отсутствие достоверных и допустимых доказательств реальных изменений организационных и технологических условий труда и доказательств невозможности сохранения прежних условий оплаты труда, при этом не ухудшивших положение работника, незаконными.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы работодателя
По общему правилу, установленному статьей 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) относятся к существенным условиям трудового договора.
Согласованные сторонами существенные условия труда могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора. В одностороннем порядке такие условия могут изменяться только в случаях, прямо предусмотренных законом (статья 72 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Исходя из характера правоотношений сторон, бремя доказывания законности изменения существенных условий труда по инициативе работодателя лежит на ответчике.
Ответчик таких доказательств суду не представил.
Изменения, которые внесены ответчиком 01 февраля 2023 г. в Положение об оплате труда работников в части установления межразрядных тарифных коэффициентов, обоснованно не приняты во внимание, поскольку указанные изменения привели к ухудшению условий оплаты труда, а именно, уменьшению размера заработной платы, что является недопустимым, и соответствии со статьей 9 Трудового кодекса РФ не подлежат применению.
Расчет взысканных сумм ответчиком не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является.
Судебная коллегия не может принять в качестве основания к отмене оспариваемого судебного акта доводы апелляционной жалобы со ссылкой на временное приостановление на период до 01 января 2025г. действия пункта 2.3 (абзац первый) ФОТС и Приложения № 11 к ФОТС для работодателя ООО «Акваград».
Так, согласно уведомлению от 26 февраля 2024 г. на основании обращения ООО «Акваград» от 15 февраля 2024 г. № 24-9/360 Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения подтвердило юридический факт предоставления временного приостановления на период до 01 января 2025 г. действия пункта 2.3 (абзац первый) ФОТС и Приложения № 11 к ФОТС для работодателя ООО «Акваград», осуществляющего деятельность в сфере. При этом датой начала действия указанной приостановки является дата принятия совместного решения, то есть 26 февраля 2024 г., поскольку указанное решение не содержит условий о распространении на предшествующий его заключению период.
Приостановление действия ФОТС с 27 февраля 2024 г. по 01 января 2025г. не может являться основанием для отказа истцу в данной части исковых требований, так как после истечения срока приостановления действия отдельных положений ФОТС оно должно продолжить действовать в отношении ответчика до окончания срока действия ФОТС, в том числе в случае его пролонгации.
По аналогичным основаниям подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы относительно применения положений пункта 2.8.2.1 ФОТС.
Приложенное к апелляционной жалобе сообщение Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 07 июня 2024 г. о начале действия приостановки с 01 января 2024 г. не может быть принято судебной коллегией.
Так, в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ, пункта 1.21 ФОТС на 2023-2025 годы, в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует Соглашение, вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действий отдельных положений ФОТС. Порядок временного приостановления действия отдельных положений ФОТС установлен в Приложении № 2 ФОТС.
Приложением № 2 ФОТС установлено, что ОООР ЖКК уведомляет Организацию ЖКХ, региональный орган, осуществляющий государственное регулирование цен и тарифов на услуги Организации ЖКХ, иные органы и инстанции о принятом решении временно приостановить конкретные положения ФОТС, заявленные Организацией ЖКХ, с указанием сроков приостановления. Решение оформляется протоколом Комиссии, на основании которого ОООР ЖКК оформляется соответствующее уведомление.
Пунктом 10.8. ФОТС предусмотрено, что наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК.
Как следует из ответа ОООР ЖКХ от 25 июня 2024 г., корректирующим совместным решением от 05 июня 2024 г., принятым ОООР ЖКХ и Общероссийским профессиональным союзом работников жизнеобеспечения, являющимися сторонами ФОТС, было предоставлено временное приостановление следующих норм ФОТС: пункты 2.3 (абзац первый), Приложение № 1 ФОТС. В связи с этим в адрес ООО «Акваград» выдано соответствующее уведомление от 07 июня 2024г. Датой начала действия указанной приостановки является 01 января 2024г.
Настоящее решение суда состоялось 02 мая 2024г., то есть до принятия совместного решения от 05 июня 2024 г. и направления соответствующего уведомления от 07 июня 2024г.
С учетом изложенного суд первой инстанции не мог принять по настоящему делу иного решения, а у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Кроме того, предметом настоящего спора не являлись требования истца об установлении должностного оклада с 01 января 2024г., а взыскание недополученной заработной платы произведено по 31 декабря 2023г.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд учел, что ответчиком нарушены трудовые права истца, с учетом длительности и характера допущенного нарушения, имущественного положения истца, требований разумности и справедливости, определил к возмещению компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
Судебная коллегия считает, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует степени причиненных истцу нравственных страданий, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Так, статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом (статья 151 Гражданского кодекса РФ). В силу закона к нематериальным благам гражданина относятся, в числе прочих, жизнь, здоровье (статья 150 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1).
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При этом, учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статьи 21 (абзац 14 часть 1) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что неправомерными действиями ответчика, выразившимися в невыплате своевременно и в полном объеме заработной платы, последней причинены нравственные страдания, влекущие за собой возмещение компенсации морального вреда.
Судебная коллегия считает, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей соответствует степени причиненных истцу нравственных страданий, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Оснований для изменения решения суда в данной части с уменьшением размера компенсации по жалобе ответчика либо отмене решения не имеется, поскольку факт нарушения трудовых прав истца установлен, а размер компенсации морального вреда является оценочной категорией, определяемой судом.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на введение в отношении ответчика процедуры наблюдения в рамках дела о признании его несостоятельным (банкротом), о непривлечении к участию в деле временного управляющего, подлежат отклонению.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11 декабря 2023г. принято к производству заявление ООО «Акваград» о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 12 февраля 2024г. заявление ООО «Акваград» признано обоснованным и введена в отношении него процедура, применяемая в деле о банкротстве, наблюдение; временным управляющим утвержден Омельяненко А.П.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Вместе с тем, в силу положений статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований - на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований (абзац второй пункта 6); при этом трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством, а разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, - в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом (пункт 11). Такой порядок определен, в частности, его статьей 60.
Данное регулирование, закрепляющее порядок рассмотрения разногласий в деле о банкротстве по вопросам состава и размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, не предполагает разрешения арбитражным судом трудовых споров между должником и работником должника, которые рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством (абзац второй пункта 11 статьи 16 того же Федерального закона), что соотносится с требованиями статьи 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 1 части первой с░░░░░ 22 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2022░. № 1994-░, ░░ 27 ░░░░░░░ 2022░. № 2747-░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023░., ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №127-░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 11 ░░░░░░ 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 127-░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2012░. № 35 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 11 ░░░░░░ 16 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 126 ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 22 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2010 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2010░. (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 327.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░