Решение по делу № 2-4169/2016 от 28.11.2016

Дело № 2-4169/2016 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2016 года                             город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Кучукбаевой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Пермского района Пермского края Сапожниковой Л.С.,

истца Щеколдиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и интересов Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Щеколдиной Е.Н. к ответчику Управлению образования Администрации Пермского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в защиту прав, интересов Щеколдиной Е.Н., Башариной К.А. и Башариной А.А. к ответчику Управлению образования Администрации Пермского муниципального района Пермского края с иском о возложении обязанности по предоставлению Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим на территории <данные изъяты> сельского поселения, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование предъявленного требования прокурор Пермского района Пермского края указал на то, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по заявлению Щеколдиной Е.Н. по факту отказа в предоставлении мест в детском саду её малолетним детям – Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проверки установлено, что в 2016 году состоялось заседание комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений на 2016 – 2017 год, по результатам заседания комиссии путёвки в МАДОУ «<данные изъяты>» не предоставлены малолетним Башариной К.А. и Башариной А.А., чем нарушены права детей на получение дошкольного образования. В настоящее время номер очерёдности Башариной К.А. для получения путёвки в МАДОУ «<данные изъяты>» - 288, номер очерёдности Башариной А.А. для получения путёвки в МАДОУ «<данные изъяты>» - 604. Родители не подавали заявления о предоставлении детям мест в ином дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории Пермского района. Башарина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башарина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают по адресу: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пермского района Пермского края Сапожникова Л.С. просила об удовлетворении предъявленных требований и возложении на ответчика обязанности по предоставлению Башариной К.А. и Башариной А.А. мест в дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, на основании доводов, изложенных в иске.

В судебном заседании истец Щеколдина Е.Н. просила об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в иске, пояснила, что места в детском саду не предоставлены её дочерям Башариной К.А. и Башариной А.А.

Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного заседания, что следует из расписки о вручении курьером судебной повестки, что отражено в разносной книге

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Пермского района Сапожниковой Л.С. и истца Щеколдиной Е.Н., изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Аналогичные требования отражены в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 6 Приказа Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

    В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В силу Положения об Управлении образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 26 марта 2014 года № 428, следует, что для достижения исполнения государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования в Пермском муниципальном районе, обеспечения права каждого жителя Пермского муниципального района на образование Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункты 2.1, 2.2, 2.2.2, 3.1, 3.1.1);

Управление образования Администрации Пермского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом (пункт 1.4);

организуя предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях, а также предоставление дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях, Управление устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (пункты 4.1, 4.1.7).

Положение о комплектовании образовательных организаций Пермского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18 декабря 2013 года № 574.

    Согласно указанному Положению (в редакции приказа от 24 августа 2015 года № 322) установлено, что порядок комплектования применяется для комплектования дошкольных образовательных учреждений на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (пункт 4.1). В дошкольные образовательные учреждения могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) (пункт 4.9). Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектования дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста – 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (пункт 4.10). Непосредственное решение о предоставлении персонального места в дошкольном образовательном учреждении принимает комиссия управления образования по комплектованию дошкольных образовательных учреждений в Пермском муниципальном районе (пункт 4.2); Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (пункт 4.3). Срок плановой работы Комиссии с 1 по 15 июня каждого года (пункт 4.4); приём детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании путевки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (пункт 4.19); при зачислении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение приоритетным правом пользуются дети, зарегистрированные в населённых пунктах, за которыми закреплено дошкольное образовательное учреждение в соответствии с приказом Управления «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за территориями Пермского муниципального района». После комплектования детьми из закреплённых за учреждением населённых пунктов, при наличии свободных мест принимаются дети из иных населённых пунктов (пункт 4.11).

Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено приказом Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район от 11 мая 2012 года № 214.

    Из приказа Управления образования Администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 22 апреля 2016 года № 79 следует, что МАДОУ «<данные изъяты>» и МАДОУ «<данные изъяты>» (организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования) закреплены за населённым пунктом – <адрес>.

Щеколдина Е.Н. является матерью Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.9-10).

    Башарина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башарина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают по адресу: <адрес>, что следует из свидетельств о регистрации по месту жительства (л.д.11).

    Щеколдина Е.Н. обращалась в Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с заявлением о предоставлении своим детям Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мест (путёвок) в МАДОУ «<данные изъяты>», что подтверждается сообщением ответчика (л.д.12).

Согласно сообщению Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» Башарина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на зачисление в МАДОУ «<данные изъяты>» на 288 позиции. Башарина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на зачисление в МАДОУ «<данные изъяты>» на 604 позиции. Льготы на первоочередное и внеочередное зачисление детей в детский сад отсутствуют. По проекту дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 450 мест, фактически МАДОУ «<данные изъяты>» посещает 450 детей. По итогом работы комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района на 2016 – 2017 годы МАДОУ «<данные изъяты>» полностью укомплектовано. В дошкольное образовательное учреждение зачислены дети 2009 – 2011 годов рождения, дети 2012 года рождения, чьи родители имеют льготу на внеочередное и первоочередное зачисление в детский сад, дети, родившиеся с января по апрель 2012 года. Дети 2013 – 2015 годов рождения, не зачислялись в детский сад. Детям, проживающим на территории <данные изъяты> сельского поселения, может быть предоставлено место в других дошкольных учреждениях – МАДОУ «<данные изъяты>», МАДОУ «<данные изъяты>». На территории <адрес> начато строительство нового детского сада на 350 мест, ориентировочный срок ввода в эксплуатацию детского сада – 2018 год (л.д.12).

    Согласно данным возражениям ответчика несовершеннолетние Башарина К.А. и Башарина А.А. не могут быть обеспечены местами в дошкольном образовательном учреждении (МАДОУ «<данные изъяты>») в связи с отсутствием свободных мест и полным укомплектованием соответствующего учреждения, расположенного в <данные изъяты> сельском поселении Пермского района Пермского края.

Возражения ответчика, в том числе полное укомплектование образовательного учреждения МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки», подтверждаются приказом Управления образования от 15 июня 2016 года № 136 «О комплектовании дошкольных образовательных учреждений Пермского района на 2016 – 17 учебный год» и приложением к нему, приказом Управления образования от 22 августа 2016 года № 227 «О комплектовании дошкольных образовательных учреждений Пермского района на 2016 – 17 учебный год» и приложением к нему, приказом Управления образования от 17 октября 2016 года № 297 «О комплектовании дошкольных образовательных учреждений Пермского района на 2016 – 17 учебный год» и приложением к нему, списками детей состоящих на учёте для зачисления в МАДОУ «<данные изъяты>», справками данного учреждения, списком детей, получающими дошкольное образование в указанном учреждении.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования.

Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам возможность получения образования, общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

    Суд установил, что несовершеннолетние Башарина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башарина А.А., ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на получение бесплатного дошкольного образования, они достигли возраста более двух месяцев, их законный представитель обратился с заявлением о предоставлении детям путёвок в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующая путёвки не предоставлены детям.

Ответчик Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» не представило документы, подтверждающие предоставление Башариной К.А. и Башариной А.А. мест в каком – либо дошкольном образовательном учреждении, в том числе в МАДОУ «<данные изъяты>», либо в МАДОУ «<данные изъяты>», закрепленных за населённым пунктом – <адрес>. Ответчик не представил доказательства принятия мер по устройству детей в другую общеобразовательную организацию (в МАДОУ «<данные изъяты>»), в целях обеспечения прав детей на получение дошкольного образования.

Документы, представленные ответчиком, не указывают на иное.

    При таком положении суд считает, что нарушено право несовершеннолетних Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

    Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.

    Не предоставление детям мест в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».

    Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязанности по предоставлению Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, правомерно и подлежит удовлетворению.

Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» обязано предоставить Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском саду, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 194 – 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и интересов Башариной К.А., Башариной А.А., Щеколдиной Е.Н. удовлетворить.

Возложить на Управление образования Администрации Пермского муниципального района обязанность предоставить Башариной К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и башариной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих на территории <данные изъяты> сельского поселения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

    Решение принято в окончательной форме 21 декабря 2016 года.

Судья Пермского районного суда (подпись)

<данные изъяты>

Судья Н.В. Гладких

28.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2016Передача материалов судье
02.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2016Судебное заседание
21.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее