ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УИД 18RS0013-01-2021-001378-47
№ 33-114/2022 (апелляционная инстанция)
№ 2-1503/2021 (первая инстанция, судья Кочурова Н. Н.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2022 года город Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И. Л.,
судей Дубовцева Д. Н., Нургалиева Э. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любезновой Н. И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Пшеничникова Д. В.
на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 03 сентября 2021 года, которым
исковые требования Пшеничникова Д. В. к акционерному обществу «Газпром Газораспределение Ижевск» о возложении обязанности заключить с истцом договор № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения – жилого дома по адресу: <адрес>, на условиях, требуемых истцом, о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца Пшеничникова Д. В., представителя ответчика акционерного общества «Газпром Газораспределение Ижевск» Трофимовой О. В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
истец Пшеничников Д. В. обратился в суд с иском к ответчику акционерному обществу «Газпром Газораспределение Ижевск» (далее – АО «Газпром Газораспределение Ижевск») о возложении обязанности на ответчика заключить с истцом Договор № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения – жилого дома, в соответствии с действующим законодательством, на условиях, предусмотренных редакцией АО «Газпром Газораспределение Ижевск», с внесением следующих изменений:
- второй абзац пункта 2 Договора изложить в следующей редакции: Срок действия технических условий составляет 8 месяцев с даты настоящего Договора;
- пункт 3 Договора изложить в следующей редакции: Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому подключению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 8 месяцев с даты настоящего Договора (пункт 85а Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 30 декабря 2013 года № 1314);
- пункт 7 Приложения № 1 к Договору изложить в следующей редакции: Срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства 8 месяцев с момента подписания Договора.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от цены договора.
Требования мотивированы тем, что истцом была подана заявка ответчику для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения – жилого дома по адресу: <адрес>, на что ответчик предоставил проект Договора № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года.
Считая, что договор содержит условия, противоречащие действующему законодательству и нарушающие права истца как потребителя (срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) по условиям договора составляет 1,5 года), данный договор был подписан истцом с протоколом разногласий и направлен ответчику. В протоколе истец предложил ответчику внести изменения в договор, изложив его в редакции, указанной в просительной части искового заявления. Письмом № 01-261(21)/1 492 от 06 апреля 2021 года ответчиком направлен протокол урегулирования разногласий, согласно которому все пункты договора оставлены им в прежней редакции. Протокол урегулирования разногласий истцом подписан не был. Несогласие с условиями договора, противоречащими действующему законодательству, явилось основанием для подачи иска, поскольку нарушаются права истца на своевременное подключение системы отопления к отопительному сезону и возможность проживания в доме. Согласно Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314, и Техническим условиям, а также расчету платы за подключение, заявитель относится к первой категории заявителей.
Исходя из этого, в соответствии с пунктом 10 договора истцом произведена оплата 50 процентов стоимости договора в размере 24102 рубля. Однако срок подключения в спорном договоре определен ответчиком в 1,5 года, который установлен Правилами для заявителей второй категории, тогда как для заявителей первой категории срок подключения составляет 8 месяцев.
Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения является публичным договором, то есть обязателен к заключению организацией в отношении каждого к ней обратившегося, при этом отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную, приносящую доход, деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали, указывая, что истец относится к первой категории заявителей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика исковые требования не признала, ссылаясь на решение арбитражного суда, согласно которому действия общества по отнесению истца ко второй категории заявителей признаны обоснованными, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель третьего лица поддержал доводы ответчика, полагая, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В соответствии с дополнительным решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2021 года в редакции определения районного суда об исправлении описки от 01 ноября 2021 года договор № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения – жилого дома по адресу: <адрес>, в части, неурегулированной сторонами, считается заключенным с момента вступления настоящего решения в законную силу на условиях, предложенных акционерным обществом «Газпром Газораспределение Ижевск», изложен в этой части в следующей редакции:
- второй абзац пункта 2 Договора: Срок действия технических условий составляет 1,5 года со дня заключения Договора;
- пункт 3 Договора: Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1,5 года со дня заключения Договора;
- пункт 7 Приложения № 1 к Договору: Срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства 1,5 года со дня заключения Договора.
В апелляционной жалобе истец просил отменить решение районного суда от 30 августа 2021 года, обязать ответчика заключить договор с истцом о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения – жилого дома истца как для заявителя первой категории, ссылаясь на положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и факт того, что Правила № 1314 утратили силу и приняты новые Правила № 1547 от 13 сентября 2021 года, вступившие в силу с 18 октября 2021 года.
В качестве доводов жалобы указано, что судебные акты арбитражных судов не могут ложиться в основу вынесения решения по настоящему делу, поскольку предметом и основанием иска по настоящему спору является Договор № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года. По делу, рассмотренному арбитражным судом рассматривался в качестве оценки для вывода судами об отнесении заявителей ко второй категории договор № 01-23(ТП)/113 от 29 января 2020 года, который не имеет отношения к спорному договору и при заключении которого заявитель еще не был включен в программу газификации. Также указано на принятие изменения в Правила подключения № 305 от 23 марта 2020 года.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что истец обоснованно был отнесен ко второй категории, так как существовала необходимость строительства распределительного газопровода (его части), указанные мероприятия отсутствовали в программе газификации.
В настоящее время заявитель включен в программу газификации.
Судом не принят во внимание факт внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314, в соответствии с которыми изменен порядок оплаты для заявителей первой категории и прямо указано на обязанность исполнителя (в настоящем случае ответчик по делу) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении (пункт 98).
Обстоятельства по делу, рассмотренному арбитражным судом, не могут являться преюдициальными по настоящему спору.
Истец относится к первой категории заявителей, что подтверждается условиями договора, где стороны установили наличие условий для отнесения заявителя к первой категории, а также прямо указали, что категория первая.
Ни один нормативный акт не устанавливает, что заявитель не может быть отнесен к первой категории, если на момент подачи заявки газораспределительная сеть не построена.
Заявитель включен в программу газификации Удмуртской Республики, строительство газораспределительной сети в микрорайоне «<данные изъяты>» должно быть завершено в 2021 году. В настоящее время установление в договоре срока подключения 8 месяцев не нарушает права и интересы ответчика и полностью соответствует действующему законодательству.
Судом выяснено и не оспаривается сторонами, что для подключения истца к сетям газораспределения необходимо строительство 160 метров, что менее 200 метров распределительного газопровода.
Судом отожествляются совершенно разные понятия «Сеть газораспределения» и «Распределительный газопровод». При этом, распределительный газопровод является частью сети газораспределения и является газопроводом. Газопровод-ввод также является частью сети газораспределения и является газопроводом. Соответственно обязанность построить распределительный газопровод для заявителей 1 категории является обязанностью ответчика согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 № 305.
Суд не установил, что необходимо построить для подключения истца – распределительную сеть или распределительный газопровод.
Истец считает, что он относится к первой категории и ответчик должен указать в договоре все условия, предусмотренные для данной категории – сумма подключения, порядок оплаты и срок подключения. Принцип свободы договора в данном случае не применяется.
Судом не дано правовой оценки представленному проекту договора между сторонами от 15 февраля 2021 года № 01-23(ТП)/265 со сроком подключения – 8 месяцев и оплатой за подключения для заявителя первой категории.
Условия публичного договора, несоответствующие требованиям пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, и действующим в момент заключения обязательным правилам, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей.
В дополнении к апелляционной жалобе, представленном в суд апелляционной инстанции, истец также просил отменить решение районного суда от 03 сентября 2021 года, обязать ответчика заключить с истцом договор № 01-23(ТП)/625 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 22 марта 2021 года для заявителя первой категории по всем существенным условиям договора, в том числе и сроку выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа.
При этом истец ссылается на то, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований.
Судом не приведены основания отнесения истца к заявителям второй категории.
Истец факт вынесения судом дополнительного решения расценивает как не рассмотрение исковых требований при вынесении решения от 03 сентября 2021 года.
Также дополнение содержат доводы, приведенные в основной апелляционной жалобе истца, а также выражена просьба, что при рассмотрении апелляционной жалобы проревизировать основное и дополнительное решение районного суда на предмет их соответствия действующему законодательству.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил оставить решение суда и дополнительное решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая, что доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств. Ссылка истца на изменения законодательства (Постановление № 305 от 19 марта 2020 года) не может повлечь отмену решения, поскольку к установлению юридически значимых обстоятельств не относится.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, возражений на апелляционную жалобу, выслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции правильно установил значимые по делу обстоятельства, не допустил нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Истец Пшеничников Д. В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства) и объекта незавершенного строительством с кадастровым номером № (назначение: жилой дом, площадь застройки <данные изъяты> кв. м, степень готовности 15 %), расположенных по адресу: <адрес> (запись о государственной регистрации права за № и за № от 13 мая 2015 года).
22 марта 2021 года АО «Газпром Газораспределение Ижевск» (исполнитель) на основании заявки, поступившей от Пшеничникова Д. В. (заявитель), составлен и направлен в адрес заявителя договор № 01-23(ТП)/625, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательство по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – жилого дома к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: <адрес>, в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 1).
Подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению № (технические условия), являющимися неотъемлемой частью договора. Срок действия технических условий составляет 1,5 года со дня заключения договора (пункт 2).
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1,5 года со дня заключения договора (пункт 3).
Под точкой подключения (технологического присоединения) в договоре понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя (пункт 4).
В пункте 10 договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства для истца определен как для заявителя 1 категории в размере 48204 рублей, установлен порядок оплаты.
В этот же день Пшеничникову Д. В. выданы Технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения № 02-3-Пр1/172(1) (Приложение № 1 к Договору), где в числе других установлены следующие параметры:
- Наименование объекта газификации – жилой дом, расположенный (проектируемый): <адрес> (пункт 3);
- Суммарный максимальный часовой расход газа – 2,50 м3/час (пункт 4);
- Давление газа в точке подключения: проектное рабочее – 0,005Мпа; фактическое: максимальное – 0,003Мпа, минимальное – 0,0013 Мпа (пункт 5);
- Информация о газопроводе в точке подключения: ? 25 мм, сталь, лакокрасочное покрытие, от проектируемого отключающего устройства на границе в 7 метрах на северо-запад от юго-восточного угла земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Расстояние от точки подключения до границы земельного участка заявителя: 11,5 м по прямой (пункт 6);
- Срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства 1,5 года с момента подписания договора (пункт 7).
01 апреля 2021 года истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий к Договору № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года с предложением внести в договор изменения, а именно:
- второй абзац пункта 2 Договора изложить в следующей редакции: Срок действия технических условий составляет 8 месяцев с даты настоящего договора;
- пункт 3 договора изложить в следующей редакции: Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому подключению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 8 месяцев с даты настоящего договора (пункт 85а Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 30 декабря 2013 года № 1314);
- пункт 7 Приложения № 1 к договору изложить в следующей редакции: Срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства 8 месяцев с момента подписания договора.
В ответном письме (исх. № 01-261(21)/1 492 от 06 апреля 2021 года), направленном в адрес истца, ответчик, сообщив заявителю, что условия, указанные в протоколе разногласий, неприемлемы для Общества, направило протокол урегулирования разногласий к договору № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года, в котором предложено изложить условия договора в редакции исполнителя.
Несогласие с протоколом урегулирования разногласий к договору № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года явилось поводом для обращения истца в суд.
Указанные обстоятельства установлены представленными в суд доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее– Закон о газоснабжении), направленным на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1).
Статьей 4 данного Федерального закона в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в числе которых:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации;
определение основ ценовой политики в отношении газа.
Указанным Федеральным законом также закреплены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, в том числе полномочия по изданию нормативных правовых актов по вопросам поставок газа, пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8). В свою очередь, вопросы организации газоснабжения населения и поселений в границах муниципального района отнесены этим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления муниципального района соответственно (статья 7).
По определению статьи 2 того же Закона о газоснабжении поставщиком газа (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
В силу положений статьи 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.
На основе принципов государственной политики в указанной области Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены постановлением от 30 декабря 2013 года № 1314 Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее также – Правила подключения), устанавливающие порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Пунктом 2 данного нормативного акта определены основные понятия, используемые в Правилах, в том числе:
«подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» – совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
«заявитель» – юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения – юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности;
«исполнитель» – газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 Правил, – газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
По требованию пункта 59 названных Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 60 Правил подключения по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон) в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами (пункт 62).
Правилами определены порядок и условия для заключения договора о подключении.
Договор о подключении должен содержать перечисленные в пункте 83 Правил подключения существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по подключению и размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, и считается заключённым со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении (пункты 81, 83).
В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению (подпункт «а» пункта 83).
Пункт 97 Правил устанавливает перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении.
Срок осуществления мероприятий определяется в соответствии с пунктом 85 Правил подключения в зависимости от категории и составляет:
а) 8 месяцев – для заявителей первой категории;
в) 1,5 года – для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года – для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 Правил подключения заявителями первой категории являются заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Этим же пунктом к заявителям второй категории отнесены заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, в случаях, если протяжённость строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и (или) не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
К третьей категории отнесены заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб.метров в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа, в случаях, если протяжённость строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территориям двух и более муниципальных образований, за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Из изложенного следует, что критериями разграничения заявителей первой, второй и третьей категорий являются: 1) часовой расход газа; 2) проектное рабочее давление; 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии; 4) состав мероприятий по подключению.
При этом, к первой категории относятся заявители, для которых выполняются в совокупности следующие критерии: 1) часовой расход газа – не более 42 куб.м/час; 2) проектное рабочее давление – не более 0,3 МПа; 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии – не более 200 метров; 4) состав мероприятий по подключению – строительство исполнителем газопроводов до точки подключения и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости).
Ко второй категории относятся заявители, для которых выполняются в совокупности следующие критерии: 1) часовой расход газа – менее 500 куб.м/ час; 2) проектное рабочее давление – менее 0,6 МПа включительно; 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии – не более 500 метров в сельской местности и (или) не более 300 метров в границах городских поселений; 4) состав мероприятий по подключению – строительство (реконструкция) сети газораспределения (по территории не более чем одного муниципального образования).
Исходя из буквального смысла пункта 2 Правил подключения, отнесение заявителя к той или иной категории возможно лишь при соблюдении всей совокупности критериев, предусмотренных указанной нормой.
Кроме того, пунктами 15 и 74(2) Правил подключения определено, что состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии с программой газификации.
Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, «газопровод» – это конструкция, состоящая из соединённых между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; «сеть газораспределения» – это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»).
Подпунктами «а» и «в» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей определены следующие понятия:
«распределительные газопроводы» – газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций – потребителей газа;
«газопровод-ввод» – газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Отличие газопровода-ввода от распределительного газопровода заключается в том, что газопровод-ввод соединяет сеть газораспределения с сетью газопотребления конкретного потребителя газа и предназначен для газоснабжения конкретного потребителя газа. Распределительный газопровод предназначен для газоснабжения множества потребителей посредством присоединенных к распределительному газопроводу нескольких газопроводов-вводов.
Материалами дела установлено, что по <адрес> (микрорайон <данные изъяты>), на которой расположен объект истца, необходимо построить сеть газораспределения с учетом всех негазифицированных земельных участков, следовательно, состав мероприятий, которые необходимо выполнить для подключения объекта Заявителя, включает в себя не только строительство газопровода (газопровода-ввода), но и строительство сети газораспределения.
Необходимость строительства сети газораспределения в микрорайоне <данные изъяты> <адрес>, была предметом исследования Арбитражным судом Удмуртской Республики при рассмотрении дела № А71-6105/2020 по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Ижевск» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании незаконными постановлений от 04 июня 2020 года № 018/04/9.21-137/2020, от 26 июня 2020 года № 018/04/9.21-147/2020, от 25 мая 2020 года № 018/04/9.21-111/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления от 25 мая 2020 года № 018/04/9.21-111/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения с участием Пшеничникова Д. В. Суд установил, что необходимость строительства распределительного газопровода определена Схемой газификации микрорайона <данные изъяты>, утвержденной постановлением Главы муниципального образования «<данные изъяты>» за № 15 от 02 февраля 2018 года, а также разработанным проектом газификации микрорайона <данные изъяты>. Согласно проекту, разработанному в результате реализации мероприятий по программе газификации, а именно 2-х этапов, предусмотренных данной программой, ближайшим к участку заявителя является газопровод низкого давления д160 мм, расстояние по прямой от существующих сетей – 165 м. Для подключения земельного участка Пшеничникова Д. В. необходимо построить распределительный газопровод д160 мм, кроме того, к данному газопроводу предполагается подключение еще 25 земельных участков вдоль <адрес>.
В настоящее время строительство газораспределительных сетей в микрорайоне «<данные изъяты>» села <адрес>, в том числе <адрес>, включено в программу газификации на 2021 год в соответствии с Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2020 года № 1686-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2019 года № 885-р «Об утверждении Программы газификации Удмуртской Республики на 2019-2021 годы, финансирование которой осуществляется за счет специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям», завершение строительства сетей планируется в декабре 2021 года. Соответственно на момент направления проекта договора № 01-23(ТП)/625 от 22 марта 2021 года необходимость строительства распределительного газопровода существовала.
На момент рассмотрения заявки Пшеничникова Д. В. о подключении распределительный газопровод не был построен, а завершение строительства планировалось не ранее декабря 2021 года, срок подключения объекта заявителя определен в 1,5 года исходя из необходимости строительства распределительного газопровода, что относит заявителя ко второй категории. Данное обстоятельство также было установлено при рассмотрении Арбитражным судом Удмуртской Республики дела № А71-6105/2020, по результатам которого вынесено решение от 01 марта 2021 года, вступившее в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Стороны по настоящему делу являлись лицами, участвующими в деле, рассмотренном арбитражным судом.
Установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики указанные выше обстоятельства, в том числе обоснованность отнесения заявителей, в число которых входит истец по настоящему спору, ко второй категории, не должны доказываться вновь и не подлежат оспариванию ни истцом, ни ответчиком.
Решение арбитражного суда является преюдициальным для настоящего спора. В указанной части доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению. На момент событий, которые являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, действовали нормативные акты и в той редакции, какие действовали и на момент событий по настоящему спору, условия и критерии для определения категории заявителя являлись теми же. В связи с чем, не имеет значение, что спор в арбитражном суде касался иного договора подключения.
На момент вынесения решения судом первой инстанции строительство газораспределительных сетей в микрорайоне «Медик (Медик-2)» села Завьялово не завершено, объект не сдан в эксплуатацию.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заслуживают внимания доводы ответчика о том, что срок подключения в 8 месяцев не мог быть установлен в договоре, поскольку истечение данного срока наступало ранее срока исполнения обязательств по строительству газопровода, предусмотренного Программой газификации, и заведомо могло повлечь для Общества гражданско-правовую ответственность, а также административную ответственность.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть 2 статьи 23.2).
Размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчёту платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 13(1) Правил подключения).
Критерии определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям установлены разделом VI.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 26(22) указанных Основных положений при применении «льготной платы» учитывается соблюдение одновременно часового расхода, протяжённость, наличие в программе газификации мероприятий по строительству газопроводов.
Исходя из указанных критериев при параметрах, установленных в Технических условиях № 02-З-Пр1/172(1) от 22 марта 2021 года, выданных истцу, определенных с учетом проектируемого строительства газораспределительной сети, размер платы для истца установлен по «льготной ставке» в связи с включением объекта Заявителя в Программу газификации.
Тем самым для установления платы за подключение существенными являются иные критерии, чем для установления срока подключения, где в рассматриваемом случае решающим критерием представляется наличие или отсутствие сети газораспределения, от которой посредством газопровода-ввода осуществляется соединение с сетью газопотребления конкретного потребителя газа.
Установление платы не является критерием определения категории заявителя.
По определению статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4).
В силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Согласно пункту 83 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению является существенным условием договора.
В соответствии с пунктом 85 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учётом положений пункта 85.3 Правил подключения):
а) 8 месяцев – для заявителей первой категории;
в) 1,5 года – для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года – для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Поскольку истец отнесен ко второй категории ввиду необходимости строительства газораспределительной сети, ответчик правомерно установил в договоре срок осуществления мероприятий по подключению, составляющий 1,5 года.
По характеру оказываемых услуг договор о подключении является публичным договором, в котором акционерное общество «Газпром газораспределение Ижевск» является обязанной стороной.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Требования истца сформулированы таким образом, что срок действия технических условий, срок выполнения мероприятий по подключению должен быть установлен с даты настоящего Договора. Вместе с тем указанное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 81 Правил подключения договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В соответствии с пунктом 42 того же постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 49, при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и её акцепт, и т.п.) не требуется.
Кроме того, пунктами 74, 76, 77, 78, 79 Правил подключения предусмотрены сроки для направления, рассмотрения, подготовки протокола разногласий и их урегулирования, которые отодвигают дату заключения договора. Дата урегулирования разногласий при этом не будет совпадать с датой составления договора. Соответственно требование истца о дате заключения договора подлежит отклонению.
По изложенным основаниям не может быть удовлетворено и требование о внесении изменений в пункт 7 приложения № 1 к Договору № 01-23(ТП)625 от 22 марта 2021 года.
Учитывая положения пункта 42 того Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49, судом первой инстанции обоснованно принято дополнительное решение, в котором отражены условия договора.
Указанное не может расцениваться в качестве выхода суда за пределы заявленных исковых требований.
При этом судебная коллегия также отмечает, что истцом на дополнительное решение суда в соответствующем процессуальном порядке не была подана апелляционная жалоба. Предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции является только решение суда от 03 сентября 2021 года, на которое истцом была подана апелляционная жалоба с дополнениями, в которых указано только об отмене данного решения.
Все доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции, основания для которой судебная коллегия не усматривает.
Доводы в части отнесения истца к первой категории заявителей основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют критериям отнесения заявителей к соответствующей категории, о чем судом первой инстанции в полной мере дан анализ и оценка. Размер платы за технологическое присоединение и порядок ее внесения, предусмотренные договором, не могут служить основанием для отнесения заявителя к первой категории, поскольку такая зависимость Правилами не предусмотрена. Данные доводы подлежат отклонению.
Учитывая, что судом первой инстанции не установлено со стороны ответчика каких-либо нарушений прав и законных интересов истца, как гражданина потребителя, порядок заключения публичного договора Исполнителем соблюден, обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для компенсации морального вреда и уплате штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено. Оснований для переоценки представленных сторонами доказательств и выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 января 2022 года.
Председательствующий И. Л. Копотев
Судьи Д. Н. Дубовцев
Э. В. Нургалиев