Дело № 13а-345/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда
18 марта 2020 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Райской И.Ю.,
при секретаре Амировой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства транспорта Тверской области об отсрочке исполнения решения суда по административному делу №2а-3055/2016 по административному иску Прокурора Калининского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по ремонту участка автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Центрального районного суда г. Твери от 29 августа 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 30 ноября 2016 года, постановлено: «Исковые требования Прокурора Калининского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству транспорта Тверской области, Правительству Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по ремонту участка автомобильной дороги – удовлетворить.
Обязать Министерство транспорта Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию остановочных пунктов на км 4+641 и км 4+868 автомобильной дороги общего пользования регионального значения 2 класса «Стрельниково - Васильевский Мох» в границах населенного пункта с. Васильевское Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1 государственного стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:
- на остановочном пункте на км 4+641 автомобильной дороги «Стрельниково - Васильевский Мох» (при движении в направлении населенного пункта Стрельниково) обустроить остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуар и пешеходную дорожку, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждение);
- на остановочном пункте на км 4+868 автомобильной дороги «Стрельниково - Васильевский Мох» (при движении в направлении населенного пункта Васильевский Мох) обустроить остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуар и пешеходную дорожку, автопавильон, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение».
25 февраля 2020 года в адрес суда поступило заявление Министерства транспорта Тверской области в лице представителя по доверенности Бойковой И.А., в котором заявитель просит предоставить отсрочку исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2020 года.
Свои требования мотивирует тем, что в период действия предоставленной определением Центрального районного суда г. Твери отсрочки Министерством в целях исполнения Решения и в соответствии с требованиями постановления Правительства Тверской области от 08 февраля 2018 года № 50-пп «О порядке ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области» (далее - Порядок) организована работа по включению мероприятий по оборудованию остановочных пунктов в Программу дорожных работ на 2019 год. Программа дорожных работ на 2019 год утверждена распоряжением Правительства Тверской области от 25 января 2019 года № 60-рп «О Программе дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2019 году» (далее - Программа дорожных работ). Программа дорожных работ на 2019 год формировалась по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог с учетом анализа аварийности, социальной значимости автомобильных дорог, жалоб и обращений граждан о состоянии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. Ввиду того, что объем финансирования по отрасли дорожное хозяйство, предусмотренный в законе Тверской области от 28 декабря 2019 года № 71-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период и 2021 годов», являлся недостаточным для реализации Программы дорожных работ, лимиты бюджетных обязательств распределены постановлением Правительства Тверской области от 05 марта 2019 года № 75-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10.11.2015 № 525-пп» на социально - значимые, находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии автомобильные дороги и мостовые сооружения. При этом реализация работ по оборудованию остановочных пунктов была запланирована Программой дорожных работ в рамках дополнительных бюджетных ассигнований государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 года № 525-пп. В целях дополнительного финансирования Программы дорожных работ 13 августа 2019 года Бюджетной комиссией Тверской области одобрено высвобождение лимитов Министерству в размере 270 000,0 тыс. рублей за счет уменьшения бюджетных ассигнований по направлению «Субсидии на реализацию закона Тверской области от 16 февраля 2009 года № 7-30 «О статусе города Тверской области, удостоенного почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», а также по объекту «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост)». В связи с чем, Министерством организована работа по подготовке проекта закона «О внесении изменений в закон Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» для внесения его Губернатором Тверской области в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области. Закон Тверской области № 53-ЗО «О внесении изменений в закон Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» принят Законодательным Собранием Тверской области 12 сентября 2019 года. В настоящее время Министерством в соответствии с Порядком организована работа по формированию программы дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области на 2020 год. Программа дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2020-2022 годы, утверждена распоряжением Правительства Тверской области от 25 декабря 2019 года № 960-рп. При этом сроки организации работ по ремонту определены Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и могут занимать до 60 дней. Выполнение работ по оборудованию остановочных пунктов возможно только в период летнего содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. Начало и окончание периодов летнего и зимнего содержания на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тверской области определяются в соответствии с пунктом 9 Порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 01 февраля 2011 года № 12-па и на основании распоряжения ГКУ «Дирекция ТДФ». Исходя из сложившейся практики и природно – климатических условий летний период содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области длится в течение шести месяцев (апрель - октябрь). Таким образом, с учетом сроков, предусмотренных действующим законодательством, начало работ на Объекте, возможно не ранее начала периода летнего содержания 2020 года. В связи с чем, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебное заседание представитель заявителя Министерства транспорта Тверской области, иные заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
От представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
От заинтересованного лица – представителя прокурора Калининского района Тверской области Ларюшкина В.Д. имеется телефонограмма, согласно которой просит рассмотреть дело в его отсутствии, против удовлетворения требований возражает в связи с длительным неисполнением судебного акта.
Исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Кодекс административного судопроизводства РФ не содержит исчерпывающий перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает критерии для их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон. Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18 апреля 2006 года № 104-О указал, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Исходя из разъяснений п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции, исполнение судебного акта рассматривается как составляющая судебного разбирательства, с учетом чего, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Центрального районного суда г. Твери от 29 августа 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 30 ноября 2016 года, постановлено: «Исковые требования Прокурора Калининского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству транспорта Тверской области, Правительству Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по ремонту участка автомобильной дороги – удовлетворить.
Обязать Министерство транспорта Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию остановочных пунктов на км 4+641 и км 4+868 автомобильной дороги общего пользования регионального значения 2 класса «Стрельниково - Васильевский Мох» в границах населенного пункта с. Васильевское Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1 государственного стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:
- на остановочном пункте на км 4+641 автомобильной дороги «Стрельниково - Васильевский Мох» (при движении в направлении населенного пункта Стрельниково) обустроить остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуар и пешеходную дорожку, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждение);
- на остановочном пункте на км 4+868 автомобильной дороги «Стрельниково - Васильевский Мох» (при движении в направлении населенного пункта Васильевский Мох) обустроить остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуар и пешеходную дорожку, автопавильон, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение».
Определением Центрального районного суда г. Твери от 23 января 2018 года по заявлению Министерства транспорта Тверской области была предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда на срок до 31 декабря 2018 года.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 19 марта 2019 года по заявлению Министерства транспорта Тверской области вновь была предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда на срок до 31 декабря 2019 года.
До настоящего времени вышеуказанное решение суда не исполнено, доказательств обратного суду вопреки положениям ст. 62 КАС РФ не представлено.
Из содержания заявления следует, что в качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда заявитель ссылается на длительность процедуры финансирования.
Вместе с тем, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что бездействие Министерства транспорта Тверской области по своевременному исполнению решения суда не позволяет обеспечить безопасность участников дорожного движения, создает непосредственную угрозу из жизни, здоровью и имуществу, а также неоднократность предоставления отсрочки исполнения решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнении решения суда на срок до 31 декабря 2020 года.
Кроме того, суд также учитывает, что длительность процедуры финансирования не может быть рассмотрена в качестве самостоятельного основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
При этом предоставление длительной отсрочки исполнения решения суда умаляет деятельность суда, поскольку судебное разбирательство, исходя из общепризнанных принципов международного права, является оконченным с момента исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для предоставления отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Твери от 29 августа 2016 года не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 189, 198-199 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении требований Министерства транспорта Тверской области об отсрочке исполнения решения суда по административному делу №2а-3055/2016 по административному иску Прокурора Калининского района Тверской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по ремонту участка автомобильной дороги – отказать.
Копию определения суда направить лицам, участвующим в деле.
На определение суда может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня его вынесения в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.
Судья: И.Ю. Райская