Гражданское дело № 2-356/2019
24RS0055-01-2019-000361-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Уяр 14 августа 2019 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Лисейкина А.В.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Е. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Легион», ООО «Ресурс», ООО «Агропромкомплект» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Горелова Е.В. обратилась в суд с иском к ООО «Легион» о защите прав потребителей, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «Легион» (ранее ООО «УК «Сфера») заключен договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> условиям договора ответчик обязуется производить текущий ремонт общего имущества МКД, техническое обслуживание инженерного оборудования и строительных конструкций, включая осмотры, обеспечивать круглосуточное аварийное диспетчерское обслуживание, вывоз ТБО, сточных вод (водоотведение), другие работы. Дополнительные услуги, не связанные с содержанием общедомового имущества, могут быть оказаны только на основании договора с конкретным потребителем или решения общего собрания собственников согласно п.4.2-4.4 договора обслуживания. С октября 2018 года ООО «Легион» ввел коммунальную услугу «водоотведение» по тарифу 116,24 рубля за 1 куб. м. воды. Договор на оказание данной услуги с ответчиком заключен не был. Согласно результатов проведенной проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> технологически не присоединен к централизованной системе водоотведения и коммунальная услуга по водоотведению собственникам помещений в МКД не оказывается. С февраля 2019 года ООО «Легион» заменил услугу водоотведение на услугу вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов), определив тариф в одностороннем порядке. При этом согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ данная услуга входит в перечень услуг по содержанию и текущему ремонту дома (п.3.2.1.5), стоимость которой, в размере 26 рублей, утверждена протоколом общего собрания собственников дома. Таким образом, введение плата за услугу вывоз ЖБО влечет двойную плату за одну и ту же услугу. Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> установлено, что оказание услуги вывоз ЖБО регулируется правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ № от 10.02. Информация об услуги, стоимость услуги, порядок и форма оплаты определяется соглашением сторон.
С февраля 2019г. ответчик ввел коммунальную услугу ТКО, которую фактически не оказывает, региональным оператором не является, стороной договора на оказание данной услуги истец не является. Обращение истца о перерасчете задолженности, образовавшейся в связи с начислением платы за незаконные услуги ответчик проигнорировал. При предоставлении экономического обоснования стоимости на услугу «Содержание и текущий ремонт», ответчик необоснованно включил услугу « Расходы по управлению МКД» стоимостью 5,65 рублей. Между тем собственниками на основании решения собственников дома договор с ответчиком был заключен только на техническое обслуживание, непосредственным управлением МКД занимаются собственники жилых помещений, в связи с чем, включении услуги по управлению в содержание и текущий ремонт является необоснованным. С учетом уточненных исковых требований просит признать незаконными:
-действия ООО «Легион» по начислению и предъявлению к оплате услуги водоотведения при отсутствии подключения к централизованной системе водоотведения МКД по адресу: <адрес> обязать ответчика произвести перерасчет по начисленной задолженности лицевого счета № Гореловой Е.В. с октября 2018г. по январь 2019г., май 2019г. в сумме 5739, 74 рублей, прекратить начисления с июня 2019г.;
-действия ООО «Легион» по начислению Гореловой Е.В. платы за услугу вывоз ЖБО по адресу: <адрес> февраля 2019г. по апрель 2019г. обязать ответчика произвести перерасчет по начисленной задолженности лицевого счета № в сумме 3451, 60 рублей, прекратить начисления с июня 2019г.;
-действия ООО «Легион» по начислению платы за коммунальную услугу ТКО, как не предусмотренную договором, обязать произвести перерасчет начисленной задолженности по лицевому счету № по адресу: <адрес> за период с февраля 2019г. по май 2019г. в сумме 648,88 рублей, пени 34,93 рубля, прекратить начисления с июня 2019г.;
- действия ООО «Легион» по включению в услугу «Содержание и текущий ремонт» услугу по управлению МКД, стоимостью 5,65 рублей, обязать произвести перерасчет начисленной задолженности по лицевому счету № по адресу: <адрес> за период с 01.06.2017г. по 01.06.2019г. в сумме 7146, 12 рублей;
-взыскать с ООО «Легион» судебные расходы в размере 6500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Истец Горелова Е.В. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя ФНП В предыдущих судебных заседаниях исковые требования поддержала в полном объеме, по указанным в иске основаниям.
Представитель истца ФНП, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что ответчиком незаконно начислялась плата за услугу водоотведения, поскольку данная услуга не могла быть оказана ввиду отсутствия централизованной инженерной сети в <адрес>. После проведения проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля данная услуга была исключена из квитанции, но введена услуга ЖБО, которая представляет собою откачку ЖБО из септиков, тариф на которую с жильцами не согласовывался. Кроме того, септики управляющая компания не обслуживает, оказание данной услуги не предусмотрено договором. Услуга ТКО до января 2019г. входила в услугу содержание и текущий ремонт, после ее исключения плата за услугу содержание и текущий ремонт должна быть уменьшена. Услугу по управлению МКД ООО «Легион» не оказывает, жильцы дома сами занимаются управлением.
Представители ситца ФВВ и СЛФ исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, дали объяснения, аналогичные объяснениям ФНП.
Представитель ответчика ООО «Легион» КГН, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, в предыдущих судебных заседаниях с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ООО «Легион» не является поставщиком коммунальных услуг и действует на основании агентского договора. Услуга ТКО является публичной и не требует заключения договора с собственником. Данную услугу оказывает по агентскому договору ООО «Агропромкомплект». Тарифы на оказываемые услуги утверждены жильцами дома. До 2018г. услуга ТБО была жилищной услугой и включалась в тариф по жилищным услугам. С января 2019 года данная услуга исключена из состава жилищных услуг. Тариф на водоотведение увеличился в связи с его индексацией согласно договору обслуживания. По окончанию года индексация тарифа проходи без согласия жильцов. Услугу водоотведение оказывает ООО «Ресурс», ООО «Легион» взимает плату за данную услугу на основании агентского договора. Истец пользуется данной услугой, поскольку сточная вода в квартире не остается, а уходит по сети водоотведения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать
Представитель ответчика ООО «Ресурс» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявленные требования, в котором указал о несогласии с ними, обосновывая тем, что собственником сетей, осуществляющим услугу «Водоотведение» от МКД, расположенного по адресу: <адрес> до очистных сооружений является физическое лицо, с которым ООО «Ресурс» заключило договор аренды недвижимого имущества. Также у ООО «Ресурс» заключен договор на прием сточных вод с ПАЛ «Уяржелезобетон», тарифы которого утверждены Министерством тарифной политики Красноярского края. ООО «Ресурс» является единственной организацией, осуществляющей водоотведение на территории г.Уяр и наделено статусом гарантирующей организации. Необходимым условием для оказания коммунальной услуги по водоотведению является наличие в жилом доме инженерной сети, присоединенной к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации. Между ООО «Ресурс» и ООО «Легион» заключен агентский договор для ведения расчетов, в рамках которого ООО «Легион» является агентом по начислению и сбору денежных средств за услугу «Водоотведение». Истец как собственник жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства обязана вносить плату за предоставленные коммунальные услуги, в том числе водоотведение. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявленные требования, в котором указал о несогласии с ними, обосновывая тем, что является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны с 01.01.2019г. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления с учетом требований установленных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 « Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. 30.01.2019г. ООО «Агропромкомплект» заключило договор № 57 АД/01-2019Д-У с ООО «Легион» для ведения расчетов, в соответствии с данным договором ООО «Легион» является агентом по начислению и сбору денежных средств за услугу «обращение с ТКО» в рамках агентского договора. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 290 ГК РФ, п.п. 3, 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определяют общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за: - холодную воду, - горячую воду, - электрическую энергию, - тепловую энергию, - газ, - бытовой газ в баллонах, - твердое топливо при наличии печного отопления, - плату за отведение сточных вод, - плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила №416). Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом, в числе прочего, обеспечивается выполнением стандартов организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила №354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 4 Правил №354 предусматривает, что потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон №416-ФЗ). Положения статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ предусматривают, что водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Также, в статье 2 Федерального закона №416-ФЗ даны следующие определения: - централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; - канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Часть 1 статьи 14 Федерального закона №416-ФЗ предусматривает, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Таким образом, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то есть комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных и непосредственно используемых для водоотведения. При этом под транспортировкой понимается перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
При этом, водоотведение представляет собой полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка.
Часть 5 статьи 7 Федерального закона №416-ФЗ предусматривает, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. Таким образом, водоотведение подразумевает наличие технологического присоединения к централизованной системе, обеспечивающей полный цикл (от приема стоков до утилизации осадка), а в случае отсутствия такого подключения, заключается договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В судебном заседании установлено, что истец Горелова Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2009г. №.
На имя Гореловой Е.В. в ООО «Легион» открыт лицевой счет №.
Протоколом № 1 решения общего собрания собственников помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 01.05.2017г., было принято решение об избрании управляющей компании ООО «УК «Сфера» и наделении ее полномочиями, установлен тариф на содержание и текущий ремонт.
На основании договора от 01.05.2017 года ООО «УК «Сфера» является обслуживающей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Предметом договора является возмездное оказание обслуживающей организацией комплекса услуг по надлежащему содержанию общедомового имущества и предоставлению коммунальных услуг. К договору приложен перечень оказываемых услуг и список имущества, входящий в состав общедомового имущества МКД.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 19.07.2018 года наименование ООО «УК «Сфера» было изменено на ООО «Легион».
ООО «Легион» на основании лицензии № от 08.11.2018 года имеет право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Уставу, утвержденному протоколом учредителей от 1.07.2018г. ООО «Легион» вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
С 01 октября 2018 года по февраль 2019г., а также в мае 2019г. ООО «Легион» собственникам жилых помещений по адресу: <адрес>, в том числе и Гореловой Е.В. ответчиком выставлялась плата за водоотведение согласно норматива потребления, исходя из тарифа 76, 68 руб./м?, что подтверждается квитанциями за октябрь декабрь 2018 года, январь, май 2019г.
С 01.02.2018г. по 01.04.2018г. включительно собственникам жилых помещений по адресу: <адрес>, в том числе и Гореловой Е.В. ответчиком выставлялась плата за услугу вывоз ЖБО, исходя из тарифа 77,98 руб./м?, что подтверждается квитанциями за февраль 2018 года- апрель 2019г.
С 01.02.2018г. собственникам жилых помещений по адресу: <адрес>, в том числе и Гореловой Е.В. ответчиком выставлялась плата за услугу ТКО, исходя из тарифа 81,11 руб./м?, что подтверждается квитанциями за февраль, март 2019г.
С 01.06.2019г. собственникам жилых помещений по адресу: <адрес>, в том числе и Гореловой Е.В. ответчиком выставлялась плата за услугу «содержание и текущий ремонт» исходя из тарифа 26 рублей куб.м, составляющей которой являлась услуга по управлению МКД, исхлдя из тарифа 5, 65 рублей руб./м?, что подтверждается сводной ведомостью начислений по состоянию на 31.05.2019г., расшифровкой платы за услугу «содержание и текущий ремонт общего домового имущества многоквартирного дома <адрес>ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно Постановлению Администрации г.Уяр № 301-П от 19.07.2018г. ООО «Ресурс» признано единой организацией осуществляющей водоотведение на территории г.Уяр, которая обслуживает более 70% всех сетей водоотведения в г.Уяр.
Согласно Постановлению Администрации г.Уяр № 302-П от 19.07.2018г. ООО «Ресурс» наделено статусом гарантирующей организацией осуществляющей водоотведение на территории г.Уяр, содержащая и обслуживающая неотъемлемые части водоотведения (емкости для накопления ЖБО), государственная регистрация права на которые не завершена, указанных в приложении №1 к постановлению.
25.09.2018г. между ООО «Легион» и ООО «Ресурс» заключен договор на оказание услуг по начислению, и организации сбора платежей с населения за предоставляемые коммерческие и коммунальные услуги, исполнение договора осуществляет в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в МКД и жилых домах указанных в Приложении №, являющейся неотъемлемой частью договора, в том числе в отношении дома по адресу <адрес>.
30.01.2019г. между ООО «Агропромкомплект» и ООО «Легион» заключен агентский договор № 57-АД/01-2019Д-У на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей «Агропромкомплект», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.Уяр Красноярского края.
Как следует из сообщений Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 19.04.2019 года, 25.06.2019 года,02.08.2019г. в г.Уяр отсутствует централизованная сеть водоотведения и локальные очистные сооружения, коммунальная услуга по водоотведению потребителям не оказывается. Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» необходимым условием оказания услуги по водоотведению является наличие в жилом доме инженерной сети, присоединенной к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации. При наличии централизованной канализации транспортировка сточной воды осуществляется до очистных сооружений с использованием канализационной сети. Плата за коммунальную услугу по водоотведению ООО «Легион» выставляется с октября 2018г.на основании договора на оказание услуг от 25.09.2018г. заключенного с ООО «Ресурс», которое являлась гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение на территории г.Уяр. Таким образом, исполнителем данной коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация ООО «Ресурс».
Услуга по вывозу жидких бытовых отходов, указанная в платежных документах с января 2019г. по март 2019г. отдельной строкой, не входит в перечень работ, предусмотренных договором, оказывалась в качестве дополнительного вида работ, следовательно, сроки оказания данной услуги, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
ООО «Легион» с февраля 2019г. на основании договора оказания услуг № 57-АД/01-2019Д-У от 30.01.2019г. заключенного с региональным оператором ООО «Агропромкомплект» выставляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО, что согласуется ч. 15 ст.155 ЖК РФ.
С июня 2017 года ООО «Легион» выставлялась плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 26,00 руб./м?, утвержденной собственниками помещений на общем собрании по 10 вопросу протокола от 01.05.2017гю № 1 состав выполняемых работ и услуг определяется договором.
Собственниками помещений МКД на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом 01.05.2017г. № 1, приняты решения о выборе непосредственного способа управления и заключения договора с обслуживающей организацией, по результатам принятых решений был заключен договор на оказание услуг и выаолнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД от 01.05.2017г. № 10 с ООО «Сфера». По состоянию на 30.07.2019г. в адрес Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в нарушении ч.1 ст. 46 ЖК РФ копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 01.05.2017г. № 1 о выборе непосредственного способа управления МКД не поступало.
Из сообщения прокуратуры Уярского района от 01.08.2019г. следует, что согласно схеме водоотведения на территории муниципального образования г.Уяр, а также сведений, предоставленных администрацией города Уяра, Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на территории г.Уяра централизованная система водоотведения отсутствует. В связи с чем, организация, осуществляющая водоотведение а также гарантирующая водоотведение не может быть определена. На Постановления Администрации г.Уяр № 301-П от 19.07.2018г., № 302-П от 19.07.2018г. поданы протесты.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ООО «Ресурс» не имело технической возможности осуществления услуг по водоотведениию, а начисление и требование уплаты стоимости услуг по водоотведению является навязыванием потребителю условий договора, не соответствующих действующему законодательству, поскольку у жилого дома по адресу: <адрес>, отсутствует канализационная сеть, а именно технологически связанная между собой система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод, непосредственно присоединенных к централизованной системе, а имеется внутридомовая система канализации (септик) с последующим вывозом сточных вод на очистные сооружения. Наличие в многоквартирном доме как внутренней инженерной системы водоотведения, так внутридомовой системы канализации (септика), само по себе не свидетельствует о подключении МКД к централизованной системы водоотведения, а следовательно, и не предоставляет обслуживающей организации, не осуществляющей регулируемый вид деятельности и не имеющей договора водоотведения с ресурсоснабжающей организацией производить начисление платы за коммунальную услугу водоотведения.
Договор водоотведения может быть заключен с гарантирующей организацией только лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения (канализации), то есть к комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Откачку и транспортировку жидких бытовых отходов на локальные очистные сооружения ассенизаторскими машинами из накопительных септиков, следует расценивать как часть технологического процесса вывоза ЖБО, а не как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Более того, закон предусматривает различный порядок оплаты расходов на вывоз ЖБО и услуги по водоотведению.
Каких либо доказательств, подтверждающих оказание истцу ресурсоснабжающей организацией полного цикла услуг водоотведения суду не представлено. При этом сам заявитель – ООО «Легион» ресурсоснабжающей организацией также не является, регулируемый вид деятельности (оказание услуг водоотведения потребителям) не осуществляет и тариф на услуги водоотведения обществу не утверждался. В связи с изложенным требования истца о признании действий ООО «Легион» по начислению и предъявлению к оплате услуги водоотведения при отсутствии подключения к централизованной системе водоотведения МКД по адресу: <адрес> обязании ответчика произвести перерасчет по начисленной задолженности октября 2018г. по январь 2019г., май 2019г. в сумме 5739, 74 рублей, прекращении начисления с июня 2019г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом стоимость начисленной и представленной к оплате данных услуг подтверждается платежными документами и не оспаривается сторонами.
В отношении требований истца о незаконности начисления платы за услуги по сбору и вывозу ЖБО суде приходит следующему.
Как установлено судом, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оборудован внутридомовыми инженерными системами водоотведения, при этом отсутствует подключение к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 5 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Подпунктом «д» пункта 11 Правил N 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13, 3.7.1 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).
Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в данном случае, выгребная яма (септик), относятся к общедомовому имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Исходя из указанной статьи ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7).
Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.
При этом в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.
С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организацией, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями ГК РФ.
Решением общего собрания собственников помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленным Протоколом № от 01.05.2017г., было принято решение об установлении тариф на содержание и текущий ремонт в размере 26 руб./м?, решение о тарифе на услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не принималось.
Из представленных квитанций видно, что с февраля 2019г. к оплате выставлена услуга содержание и текущий ремонт исходя из тарифа 26 руб./м? и ЖБО исходя из тарифа 78,68 руб./м?.
Проанализировав представленные истцом суду квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу, что плата за вывоз твердых бытовых отходов начисляется ответчиком истцу неосновательно. Указанные расходы являются частью расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, но в данном случае они не включены в оплату технического обслуживания жилищного фонда, а указаны отдельной строкой, при этом тариф ЖБО значительно превышает тариф за услугу содержание и текущий ремонт, определенный общим собранием собственников жилого дома. Договора на вывоз ЖБО с истцом не заключалось. Обязанность по оплате услуги вывоз ЖБО, как уже указано выше возникает у лиц, заключивших эти договоры на основании ст. 154 ЖК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО «Легион» своими действиями по начислению истице услуги «Вывоз ЖБО» действовал в нарушение установленного порядка формирования тарифа на данную услугу, а именно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Постановления Правительства РФ от 03.04. 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, ч.1 ст. 156 ЖК РФ, в связи с чем, требования истца о признании действий ООО «Легион» по начислению платы за услугу вывоз ЖБО по адресу: <адрес> февраля 2019г. по апрель 2019г., обязании произвести перерасчет по начисленной задолженности по лицевому счету № в сумме 3451, 60 рублей, прекращении начислений с июня 2019г., подлежат удовлетворению.
Исковые требования о незаконности действий ООО «Легион» по начислению платы за коммунальную услугу ТКО, суд находит не подлежащими ввиду следующего.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны с 01.01.2019г. на основании Соглашения № 5 от 01.06.2018г., заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект».
Договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Агропромкомплект» по электронному адресу http://agropromkomplekt.org/
Истец зарегистрирован и проживает в <адрес>, многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следовательно, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы.
ООО «Агропромкомплект» является единственной организацией, оказывающей на территории г.Уяра услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Следовательно, оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов осуществлялось на основании названного публичного договора всем собственникам и нанимателям жилых помещений в г.Уяр, в том числе истцу, а потому начисление платежей за услугу ТКО является законным.
Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признании незаконными действий ООО «Легион» по начислению платы за услугу управление МКД.
В соответствии с ч. 1 - 4 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч.1 ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно ч.1 ст.46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, юридическим фактом, подтверждающим выбор собственниками непосредственного способа управления многоквартирным домом, является заключение ими договоров с подрядными организациями, оказывающими услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома и его ремонту, и с организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Одной стороной заключаемых договоров в этом случае будут компании (индивидуальные предприниматели), осуществляющие соответствующие виды деятельности, другой — все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ). Договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями заключаются каждым собственником помещения от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ). Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется региональным оператором по отдельному договору с собственниками помещения (ч.11.1 ст.161 ЖК РФ).
Отсутствие таких договоров позволяет сделать вывод о том, что выбранный способ управления не реализован.
Доказательств того, что большинство собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ, суду не представлено. Кроме того, как следует из сообщения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в нарушение требований ст. 46 ЖК РФ не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти решение и протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 01.05.2017г. № о выборе непосредственного способа управления МКД
На основании изложенного, суд считает, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не реализовали решение о выборе способа управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, управление МКД осуществляло ООО «Легион» в рамках договора обслуживания от 01.05.2017 года, в связи с чем обоснованно насчитывало плату за оказание данной услуги.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ", пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения, связанные с потреблением коммунальных услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 45 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав истца, как потребителя, в ходе судебного разбирательства по делу нашел свое подтверждение, требования Гореловой Е.В. о компенсации морального вреда, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении требований потребителя, суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу потребителя, за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени причиненных истцу нравственных страданий и вины ответчика, требований разумности и справедливости размер денежной компенсации морального вреда суд считает возможным определить в размере 2000 рублей.
Исходя из требований п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 1000 рублей (2000/2).
В порядке ст. ст. 94, 98, 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца, связанные с оплатой юридических услуг в размере 6500 рублей, подтвержденные квитанциями от 05.04.2019г. и 21.05.2019г., и государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, поскольку истец обратился в суд с иском неимущественного характера и в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гореловой Е. В. к ООО «Легион», ООО «Ресурс», ООО « Агропромкомплект» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Легион» по начислению и предъявлению к оплате услуги водоотведения многоквартирного дома по адресу: <адрес> незаконными.
Обязать ООО «Легион» произвести перерасчет по лицевому счету Гореловой Е. В. № начисленной задолженности по услуге водоотведения с октября 2018г. по январь 2019г., май 2019г. в сумме 5739, 74 рублей, прекратить начисления услуги водоотведения с июня 2019г.;
Признать действия ООО «Легион» по начислению Гореловой Е. В. платы за услугу вывоз ЖБО по адресу: <адрес> февраля 2019г. по апрель 2019г.
Обязать ООО «Легион» произвести перерасчет по лицевому счету Гореловой Е. В. № начисленной задолженности по услуге вывоз ЖБО в сумме 3451, 60 рублей, прекратить начисления с июня 2019г.
Взыскать с ООО «Легион» в пользу Гореловой Е. В. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 1000 рублей, судебные расходы 6500 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Взыскать с ООО «Легион» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2019 года.
Председательствующий А.В. Лисейкин