копия

УИД 89RS0005-01-2023-001444-82
(12-148/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 мая 2023 года                            город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Соловей М.В. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного специалиста-эксперта ОГЭН в г.Ноябрьске Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора Соловей М.В. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» (далее – Общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей за совершение выявленного ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ст.34, ч.1 ст.38 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), ст.18, 27 и 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экспертизе) путем реализации объекта «Обустройство кустов скважин с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно невыполнении мероприятий по охране окружающей среды в части:

- рекультивации нарушенных земель, предусмотренных п.3.2 и 3 ч.2 раздела 8 проектной документации;

- проведения мониторинга по окончанию строительства, а именно почвенного покрова, подземных (грунтовых) вод, растительного покрова, предусмотренного п.3.10.1.1 и 3.10.3.3 ч.1 раздела 8 проектной документации.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой, в которой заявлено об отмене постановления в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что должностным лицом не учтено, что этап 7 неразрывно связан с этапом 34, строительство которого на момент проверки завершено не было (велось параллельно с этапом 7), а наличие ямы было вызвано необходимостью технологического присоединения объектов, возведенных на 7 и 34 этапах строительства. В постановлении имеется ссылка на постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 800, однако утвержденный им порядок к рассматриваемой ситуации неприменим. Природоохранные мероприятия, предусмотренные разделом 8 проектной документации, относятся к реализации проекта в целом, а не к каждому этапу отдельно, детализация этих мероприятий по каждому этапу строительства проектной документацией не предусмотрена. Работы по рекультивации в зимний период не осуществляются, поэтому благоустройство и озеленение будут выполнены в бесснежный период после окончания строительно-монтажных работ. Проектной документацией установлена периодичность контрольных мероприятий, мониторинг почвенного покрова предусмотрен 1 раз после завершения работ в августе, что будет выполнено. Мониторинг растительного покрова и грунтовых вод в зимний период невозможен, данные обследования проводятся ежегодно в летнее время. Работы по 7 этапу строительства велись в месте, где отсутствуют водные объекты, которые подлежат контролю в период строительства, что исключает необходимость контроля поверхностных вод и донных отложений, точек контроля атмосферного воздуха там нет. За основу обжалуемого постановления принята проектная документация «Обустройство Ево-Яхинского лицензионного участка. Объекты добычи», которая не имеет отношения к рассматриваемому делу. Протоколом об административном правонарушении Обществу не вменялось нарушение требований ст.27 и 30 Закона об экспертизе, поэтому они не могли быть указаны в качестве нарушенных в обжалуемом постановлении. Какое именно обязательное требование нарушено, в постановлении не указано. Должностным лицом применена ч.1 ст.38 Закона об охране окружающей среды в редакции, на момент составления протокола утратившей силу. Конкретное место совершения правонарушения не указано, а само постановление датировано ДД.ММ.ГГГГ, хотя вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Представители Общества Кожухов В.Д. и Шарафеев И.В. в судебном заседании на жалобе настаивали, поддержали изложенные в ней доводы. Дополнительно пояснили, что фактически строительство 7 этапа велось с ДД.ММ.ГГГГ, осуществление подобных работ в летний период невозможно, поэтому срок действия разрешения на строительство, выданного в ДД.ММ.ГГГГ, продлялся. Установленная таблицей 3.2 проектной документации периодичность отбора проб соблюдается. Отобрать пробы грунтовых вод в ДД.ММ.ГГГГ возможным не представлялось по погодным условиям, соответствующие акты в ходе проверки не запрашивались. Относительно ямы никаких вопросов задано не было, в акте осмотра упоминание о ней вообще отсутствует, в противном случае все пояснения были бы даны сразу. Технический этап рекультивации проводился, есть соответствующий акт. Неполностью засыпанным оставался только этот участок площадью 4 х 4 м, так как это требовалось для присоединения сооружений, построенных на 34 этапе строительства. Смысла засыпать яму, а потом выкапывать ее вновь, не было. Кроме того, они хотели показать проверяющему лицу, что объекты 7 этапа действительно построены, выявить это другим способом было невозможно, поскольку трубопроводы проложены под землей. Протоколы испытаний по пробам воды, доставленным в лабораторию с нарушением срока, никакого отношения к 7 этапу не имеют – строительство тогда еще не началось.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении в суд не явились, что не препятствует рассмотрению жалоб по существу, поскольку о времени и месте судебного заседания они были уведомлены надлежащим образом. Подлинник дела об административном правонарушении в распоряжении суда имеется.

Выслушав представителей Общества, исследовав доводы жалобы и подлинные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Законом об охране окружающей среды.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Так, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.34, ч.1 ст.38 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией и при этом обеспечивать безопасность работ для окружающей среды.

Отношения в области экологической экспертизы урегулированы Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экспертизе), направленным на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Как установлено ст.1 упомянутого правового акта, экологической экспертизой является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (ст.3 и 4 Закона об экспертизе). В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Согласно ст.11 Закона об экспертизе объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (п.7.5).

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1 ст.18 Закона об экспертизе).

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (ст.27 Закона об экспертизе).

К числу нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами, отнесено осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (абз.8 ст.30 Закона об экспертизе).

    Частью 2 ст.8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ Обществу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Обустройство кустов скважин сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Из текста разрешения усматривается, что предполагаемый к строительству объект входит в состав линейного объекта капитального строительства, а при выдаче разрешения принято во внимание наличие разработанной ООО «Новатэк научно-технический центр» проектной документации шифр ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ получавшей положительное заключение ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» Омский филиал. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации утверждено приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось в Северо-Уральское МРУ Росприроднадзора с заявлением о принятии извещения об окончании строительства объекта капитального строительства «Обустройство кустов скважин , указав, что строительство начато ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Северо-Уральским МРУ Росприроднадзора принято решение о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного объекта в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения при строительстве установленных законодательством обязательных требований, в том числе положений Закона об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительного кодекса РФ и Закона об экспертизе. В качестве контролируемого лица в решении о проведении проверки указано Общество как застройщик объекта.

В ходе проверки застройщику надлежало представить учредительные документы, приказы по руководству; акты, подтверждающие соответствие параметров построенного (реконструированного) объекта капитального строительства проектной документации; договоры с подрядными организациями, лицензии; материалы, подтверждающие выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, включая мероприятия по охране атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов и почвенного покрова, обращению с отходами производства и потребления; проектную и разрешительную документацию на объект, положительное заключение экспертизы проектной документации на объект. Все указанные разрешительные документы подлежали предоставлению в отношении 7 этапа объекта «Обустройство кустов скважин

Осмотр спорного объекта (фактически построены газосборные сети от куста ..., которые выполнены в подземном исполнении, верхняя часть отсыпана земляным валом), не выявивший нарушений, состоялся ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого в ходе проверки были изучены представленные Обществом документы, в том числе проектная документация.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ объекты в составе имущественного комплекса (объекта капитального строительства «Обустройство кустов скважин ) построены. В ходе строительства использованы материалы проекта «Обустройство кустов скважин » (основная проектная документация), получившего положительные заключения экологической и государственной экспертиз. Данным проектом был предусмотрен перечень мероприятий по охране окружающей среды (раздел 8).

Частью 2 данного раздела урегулированы вопросы рекультивации нарушенных земель. Так, согласно п.3, рекультивация выполняется в 2 этапа (технический и биологический). Технический проводится в целях подготовки земель для последующего целевого использования и, помимо прочего, включает в себя обратную засыпку ям и траншей минеральным грунтом с устройством валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после усадки грунта, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению. Данный этап осуществляется тоже в 2 этапа: первый – по окончанию строительства, второй – по окончанию эксплуатации объекта.

П.3.2 ч.2 раздела 8 содержит сведения о том, что технический этап рекультивации независимо от дальнейшего использования земельного участка предусматривает выполнение тех же видов работ, что указаны в п.3, включая обратную засыпку ям и траншей минеральным грунтом. После завершения всего комплекса работ рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт.

Согласно представленному Обществом в ходе проверки акту о рекультивации земель, после проведения работ по строительству 7 этапа территория была приведена в надлежащее состояние (проведена очистка, территория спланирована и подготовлена к проведению биологической рекультивации), нарушений при проведении работ не зафиксировано.

В акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо нарушений приведенных выше положений проектной документации не зафиксировано, однако из фототаблицы к акту осмотра явствует, что на осмотренной территории имелась незасыпанная яма.

Наличие этой ямы в совокупности с отсутствием материалов, подтверждающих фактическое проведение работ по рекультивации (акта, содержащего сведения о проведенных работах по рекультивации земель с данными о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, актов приемки выполненных работ, финансовых документов, подтверждающих закупку материалов, оборудования и материально-технических средств), расценено составившим акт проверки должностным лицом как невыполнение требований п.3 и 3.2 ч.2 раздела 8 проектной документации относительно рекультивации земельного участка по завершению строительства.

Часть 1 раздела 8 проектной документации содержит перечень мероприятий по охране окружающей среды.

Так, согласно п.3.10.1.1 в период строительства ведется производственный экологический мониторинг (далее – ПЭМ). Его целью является получение достоверной информации об экологическом состоянии окружающей среды в зоне влияния строительных работ путем сбора измерительных данных, их интегрированной обработки и анализа. К числу объектов ПЭМ отнесены компоненты природной среды (атмосферный воздух, почвенный покров, растительный покров, поверхностные воды, донные отложения и подземные (грунтовые) воды.

Пунктом 3.10.1.2 установлена периодичность отбора проб: атмосферного воздуха – 2 раза в год в бесснежный период (июнь, сентябрь); почв – 1 раз в год (август); поверхностных вод – 2 раза в год (начало половодья и летне-осенняя межень); донных отложений – 1 раз в год (летне-осенняя межень). Периодичность отбора проб растительного покрова и подземных (грунтовых) вод для целей мониторинга не установлена (л.).

В таблице 3.2 указаны рекомендуемые места отбора проб, наблюдаемые параметры и периодичность контроля в период строительства:

- атмосферного воздуха – 2 раза в год в бесснежный период строительства (июнь, сентябрь) – в момент пребывания максимального количества строительной техники на площадке;

- почвенного покрова – 1 раз после завершения строительных работ (август);

- растительного покрова – 1 раз после завершения строительства (контролируется видовой состав и количественные показатели, наличие участков деградированной растительности, гарей, вырубок);

- поверхностных вод – во время половодья, во время летне-осенней межени, перед ледоставом, во время зимней межени (установлено 8 мест отбора проб на определенных водных объектах);

- донных отложений – 1 раз после завершения строительства;

- подземных (грунтовых вод) – 2 раза в период строительства – во время строительных работ и после завершения строительства.

Согласно п.3.10.2.2 мониторинг поверхностных вод организуется с целью обеспечения благоприятных условий водопользования и экологического благополучия при проведении строительных работ на водных объектах, периодичность контроля поверхностных вод – 2 раза в год в половодье и летне-осеннюю межень, в период открытой воды.

В ходе проверки установлено, что при окончании строительства мониторинг по почвенному покрову не проведен; мониторинг за состоянием растительного покрова по маршрутным обследованиям, а также за состоянием подземных (грунтовых) вод не проведен, результаты не представлены; в ДД.ММ.ГГГГ пробы поверхностных вод доставлялись в лабораторию с нарушением срока хранения при транспортировке

В связи с выявлением указанных обстоятельств относительно рекультивации и полноты выполнения программы производственного экологического мониторинга должностным лицом в акте проверки сделан вывод о том, что реализация объекта «Обустройство кустов скважин не соответствует требованиям в области охраны окружающей среды, в том числе проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, по выполнению всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией, что свидетельствует о нарушении требований ст.34, ч.1 ст.38, ст.39 Закона об охране окружающей среды, ч.6 ст.52 ГрК РФ, проектной документации шифр

Установив эти обстоятельства, должностное лицо квалифицировало их как нарушение ст.34, ч.1 ст.38 Закона об охране окружающей среды, ч.6 ст.52 ГрК РФ и ст.18 Закона об экспертизе, что положено в основу составленного в отношении Общества ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.

Дело рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ (указание в постановлении на ... год является явной опиской, не искажает существа дела и не изменяет установленных в ходе проверки обстоятельств), в результате чего вынесено обжалуемое Обществом постановление о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Оценивая доводы жалобы, необходимо учитывать, что Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.4, то есть за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Между тем, имеющаяся в деле проектная документация не содержит указания на необходимость представления акта, содержащего сведения о проведенных работах по рекультивации земель с данными о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, финансовых документов, подтверждающих закупку материалов, оборудования и материально-технических средств. Не содержит она и требований проведения работ по рекультивации по завершению каждого из предусмотренных ею 44 этапов строительства.

Акт о рекультивации территории, задействованной при реализации 7 этапа строительства, в наличии имеется и был представлен в ходе проверки в уполномоченный орган. Он действительно не соответствует требованиям п.30 Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800, однако доказательств наличия в проектной документации отсылки к этим Правилам материалы дела не содержат.

Нельзя не учесть и то, что осуществление предусмотренных таблицей 3.4 проектной документации этапов технической рекультивации, включая приготовление торфяно-песчаной смеси путем перемешивания дорожной фрезой глубиной до ... см на рекультивированном земельном участке (торф – ... %, песок – ... %), разравнивание торфяно-песчаной смеси слоем не менее ... м по нарушенным земельным участкам с перемещением до 100 м бульдозером болотной модификации в зимний период попросту невозможны, при этом строительство завершено в ДД.ММ.ГГГГ а осмотр в ходе проверки проводился ДД.ММ.ГГГГ.

Необходимо принимать во внимание и то, что проектной документацией в принципе не установлен срок проведения рекультивации по каждому этапу. Проектная документация разработана на весь период строительства и предусматривает необходимость рекультивации лишь по окончанию строительства.

То, что нарушение выявлено после завершения 7 этапа строительства (в ДД.ММ.ГГГГ), не свидетельствует о том, что срок выполнения работ по рекультивации Обществом был нарушен.

Доводы Общества о том, что этап 7 неразрывно связан с этапом 34, строительство которого на момент проверки завершено не было (велось параллельно с этапом 7), а наличие подтвержденной фотоматериалом к акту осмотра ямы было вызвано необходимостью технологического присоединения объектов, возведенных на 7 и 34 этапах строительства, заявлялись в ходе осуществления должностным лицом производства по делу, но должной оценки не получили, проверены и опровергнуты не были, дополнительных материалов должностным лицом не запрашивалось. Объяснения защитников общества о нецелесообразности засыпки ямы перед проверкой и ее повторного выкапывания в целях подключения возведенных объектов к сетям электроснабжения уже после проверки 7 этапа логичны и обоснованы. Более того, осуществление подобных действий (неоднократное нарушение почвенного покрова, неоднократное нахождение в указанном месте тяжелой строительной техники, ее неоднократное перемещение по участкам) принесло бы гораздо больший вред почве и затянуло бы само проведение работ.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что в вышеуказанных действиях Общества относительно рекультивации имеется состав предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ административного правонарушения, поэтому по правилам ч.1, 2 и 4 ст.1.5 КоАП РФ невыполнение требований п.3 и 3.2 ч.2 раздела 8 проектной документации относительно рекультивации земельного участка при реализации объекта «Обустройство кустов скважин подлежит исключению из объема вмененных Обществу нарушений.

Установленная пунктом 3.10.1.2 периодичность отбора проб почвенного покрова (1 раз после завершения строительства, в августе) Обществом не нарушена, поскольку строительство 7 этапа завершено в ДД.ММ.ГГГГ еще не наступил.

Периодичность отбора проб растительного покрова для целей мониторинга проектной документацией не установлена, но маршрутные обследования на границе земельного отвода и прилегающих к отводу участках рекомендовано проводить 1 раз после завершения строительства, при этом контролю подлежат видовой состав и количественные показатели, наличие участков деградированной растительности, гарей, вырубок. В зимний период (в частности, в ДД.ММ.ГГГГ) выполнение указанных мероприятий было невозможно, поскольку вся растительность находилась под снежным покровом. Срок проведения маршрутного обследования проектной документацией также не установлен, поэтому его непроведение на дату проверки не может свидетельствовать о нарушении срока и невыполнении мероприятий производственного экологического мониторинга. Об указанном можно было бы судить при невыполнении данных мероприятий в разумный срок после завершения строительства.

В связи с указанным по правилам ч.1, 2 и 4 ст.1.5 КоАП РФ невыполнение предусмотренных п.3.10.1.1 и п.3.10.2.2 ч.1 раздела 8 проектной документации мероприятий по охране окружающей среды в части проведения мониторинга почвенного покрова и растительного покрова при реализации объекта «Обустройство кустов скважин также подлежит исключению из объема вмененных Обществу нарушений.

Периодичность отбора проб подземных (грунтовых) вод для целей мониторинга проектной документацией не установлена, однако рекомендовано делать это 2 раза в период строительства – во время строительных работ и после завершения строительства.

Указанные рекомендации содержатся в проектной документации, следовательно, подлежат учету и выполнению. Кроме того, раз мониторинг этого компонента окружающей среды включен в программу, его проведение обязательно. Однако пробы подземных (грунтовых) вод в указанный представителями Общества период строительства (в частности, во время строительных работ) не отбирались, доказательств тому, что к этому в период строительства предпринимались какие-либо меры, но отбор проб оказался невозможен, не было представлено ни в ходе проведения проверки, ни при рассмотрении дела должностным лицом, ни в ходе настоящего судебного заседания. Следовательно, осуществляемая Обществом деятельность по реализации объекта «Обустройство кустов скважин в указанной действительно не соответствовала документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, что образует состав предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ административного правонарушения.

Невыполнение мониторинга поверхностных вод и донных отложений, а также атмосферного воздуха Обществу не вменялось.

Вопреки доводам жалобы, проектная документация «Обустройство Ево-Яхинского лицензионного участка. Объекты добычи» в основу обжалуемого постановления не положена – речь идет именно о проектной документации шифр – именно эта документация процитирована в постановлении, упомянутые пункты имеют отношение именно к ней.

Место совершения правонарушения указано верно и соответствует месту строительства объекта, указанному в разрешении на строительство.

Утверждение о применении Закона об охране окружающей среды в недействующей редакции не соответствует действительности.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении ссылки на нарушение требований ст.27 и 30 Закона об экспертизе не свидетельствует о том, что эти нормы не были нарушены. Кроме того, установления факта нарушения требований ч.1 ст.38 Закона об охране окружающей среды и ч.6 ст.52 ГрК РФ также достаточно для квалификации деяния по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.

Все представленные доказательства были оценены уполномоченным должностным лицом надлежащим образом. Фактические данные, представленные документы и иные обстоятельства дел в своей совокупности позволяют установить наличие событий трех административных правонарушений и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Правильность выводов должностного лица о виновности Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения (за исключением указанных выше доводов), сомнений не вызывает, поскольку подтверждена совокупностью имеющихся доказательств.

Исключительные обстоятельства, предусмотренные ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют.

Влекущих прекращение производства по делу нарушений прав заявителя при составлении материалов дела об административном правонарушении не допущено.

Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в минимально возможном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.

Причин для отмены либо изменения обжалуемого постановления в иной части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление от главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Соловей М.В. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» изменить.

Исключить из объема вмененных обществу с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» допущенных при реализации объекта «Обустройство кустов скважин нарушений:

- невыполнение требований п.3 и 3.2 ч.2 раздела 8 проектной документации относительно рекультивации земельного участка;

- невыполнение предусмотренных п.3.10.1.1 и п.3.10.2.2 ч.1 раздела 8 проектной документации мероприятий по охране окружающей среды в части проведения мониторинга почвенного покрова и растительного покрова.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья                    (подпись)                Д.М.Нигматуллина

Подлинник решения находится в Ноябрьском городском суде ЯНАО в деле № 12-148/2023.

12-148/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Нигматуллина Динара Маратовна
Статьи

8.4

Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
03.05.2023Материалы переданы в производство судье
15.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее