Решение по делу № 2а-2206/2017 от 26.05.2017

Дело № 2а-2206/17

Решение
Именем Российской Федерации

31 июля 2017 года                     г. Находка Приморского края

Находкинский городской суд Приморского края

В составе: председательствующего судьи Елистратовой О.Б.

    при секретаре ФИО2,

    с участием представителя административного истца по доверенности - ФИО3,

административного ответчика - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Находкинская городская больница» к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО1, Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным предписания и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ

КГБУЗ «Находкинская городская больница» обратилось в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО1 от 11.05.2017г. об устранении нарушений трудового законодательства, взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 в обоснование административного иска пояснила, что 11.05.2017г. в отношении КГБУЗ «Находкинская городская больница» была проведена внеплановая проверка, по результатам которой был составлен акт и госинспектором труда ФИО1 вынесено указанное предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а именно: 1) начислить и выплатить ФИО4 заработную плату за июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2016г. и январь, февраль, март 2017г. в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ, без учета доплат за вредность, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за работу в праздничные и выходные дни, районного коэффициента и ДВ надбавки. Представить документы, подтверждающие начисление и выплату и сообщить об этом в инспекцию в срок до 12.06.2017г.

Указанное предписание считают незаконным и подлежащим отмене, поскольку по смыслу положений абзаца 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ при проведении проверок государственный инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 – 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функции по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры (вопрос о начислении и выплате заработной платы является в силу статьи 381 ТК РФ индивидуальным трудовыми спором), т.к. не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947, ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Следовательно, оспариваемое предписание от 11.05.2017г. в указанной части (п. 1) вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Кроме того, ФИО4 работает на 1,0 ставку в должности санитарки операционной, соответственно месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ), что строго соблюдается в учреждении. В письме от 11.11.2016г. № 14-1/ООГ-9076 Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а именно: размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивного загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Второй составляющей заработной платы согласно Трудовому кодексу РФ являются выплаты компенсационного характера. Для определения выплат компенсационного характера, являющихся составной частью заработной платы, целесообразно обратиться к Перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822). Согласно указанному Перечню к ним относятся:

        1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными особыми условиями труда;

        2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

        3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В Определении Верховного Суда РФ от 07.10.2011 № 3-В-11-31 указано, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и дальневосточная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.

Как отметил Верховный Суд РФ в п. 8 Обзора судебной практики за третий квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014), районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.

Данная позиция изложена в решении Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. по делу .

Таким образом, месячная заработная плата по основному месту работы при работе на 1 ставку по соответствующей должности (оклад, выплаты доплаты/надбавки компенсационного и стимулирующего характера), при отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовые обязанности) за учетный период, без учета РК и ДВ надбавок, не должна быть меньше установленного с 01.07.2016-2017гг. МРОТ - 7 500 рублей.

Данный вывод подтверждается в письме Государственной инспекции труда в Приморском крае от ДД.ММ.ГГ. .

Вместе с тем, в ряде дел, рассмотренных Верховным Судом РФ в 2016г., Верховный Суд РФ стал придерживаться другой точки зрения. Так, в Определениях от 19.09.2016 № 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 № 72-КГ16-4 было указано, что если в состав ежемесячной заработной платы работника включена выплата районного коэффициента, то право работника на повышенный размер оплаты труда, в соответствии со ст. ст. 146 и 148 ТК РФ, в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

При этом, исходя из доводов, приведенных Верховным Судом РФ, можно сделать вывод, что работодатель не обязан увеличивать заработную плату до размера МРОТ, а уже потом начислять на нее районный коэффициент. Главное, чтобы итоговый размер заработной платы был не менее МРОТ.

Данной позиции уже стали придерживаться суды нижестоящих инстанций. Таким образом, судебные решения свидетельствуют о том, что работодатель вправе учитывать районный коэффициент при сравнении месячной заработной платы с МРОТ.

Таким образом, КГБУЗ «Находкинская городская больница» не допускало нарушений трудового законодательства в части начисления и выплат заработной платы в соответствии с МРОТ, установленным ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ.

По мнению КГБУЗ «Находкинская городская больница», административный ответчик некорректно трактует Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О.

Так согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 № 1259-О-Р «О разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О» Конституционный Суд РФ, разрешая в Определении от 01.10.2009 № 1160-О-О вопрос о том, допускаются ли положения пунктов 1 и 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» установление равной оплаты труда работников, работающих в обычных условиях труда, и работников, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, и нарушают ли они право граждан на вознаграждение за труд без какой бы то было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, отметил, что при установлении системы труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, 1) гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и 2) требования статей 2, 22, 130, 132, 135. 146 и 147 ТК РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В указанном Определении Конституционным Судом РФ сделан вывод о том, что Трудовой кодекс РФ предполагает наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в томи числе при выполнении работ с вредными условиями; его положения не направлены на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда.

Так работодатель с учетом ст. ст. 146, 147 ТК РФ производит оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Кроме того, разъяснение в связи с вопросом № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009г., на противоречие которого Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О указывает Правительство Республики Хакасия, в котором говорилось, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда – отозвано. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2010г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г.).

Исходя из изложенного, работодатель при начислении и выплате заработной платы не нарушил действующее законодательство РФ.

Просила заявленные административные требования удовлетворить в полном объёме.

Административный ответчик – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО1, одновременно представляющая по доверенности интересы административного ответчика – Государственной инспекции труда в Приморском крае, в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с положениями ст.ст. 356, 357 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений; государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников и т.д.

11.05.2017г. госинспектором труда Государственной инспекции труда в Приморском крае была завершена внеплановая документарная проверка в КГБУЗ «Находкинская городская больница», по результатам которой были установлены нарушения действующего трудового законодательства РФ, о чем составлен акт от 11.05.2017г. -ОБ/000262/58/2 и выдано обязательное к исполнению предписание от 11.05.2017г. .

В соответствии с положениями ст.ст. 129, 133, 146, 148, 315 ТК РФ при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, т.е. месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными условиями труда, производится в повышенном размере, также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О по Федеральному закону «О Минимальном размере оплаты труда» и Трудовым законодательством РФ установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет, какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146), при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

В ходе исследования расчетных листков за период с июля 2016г. по март 2017г. установлено, что заработная плата начисляется ФИО4 ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ, с 01.07.2016г.

Так, в декабре 2016г. ФИО4 отработана норма рабочего времени 171,60 часов в месяц (39 часовая рабочая неделя), в связи с чем, начислена заработная плата без учета доплаты за вредность, доплаты за работу в ночное время, РК и ДВ надбавок в сумме 5441,61 руб., т.е. гарантированная заработная плата начислена ФИО4 ниже МРОТ (ниже 7500 руб.), в нарушение требований ст. ст. 130, 129, 133, 135, 315, 316, 317 ТК РФ и Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960; Указа Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII; Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснения Минтруда России от 16.05.1994 № 7; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2; Постановления Минтруда России от 11.09.1995 № 49; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3.

Аналогичные нарушения в части выплаты заработной платы ФИО4 ниже минимального размера оплаты труда установлены за июль, сентябрь, ноябрь 2016г., январь, февраль, март 2017г.

В связи с чем, выдано Предписание от 11.05.2017г. .

Государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень.

Под минимальным размером оплаты труда предлагается понимать устанавливаемый федеральным законом гарантированный размер месячного вознаграждения работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда). В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, работодателем КГБУЗ «Находкинская городская больница» нарушены требования ст. 7 и 37 Конституции РФ, ст. ст. 2, 22, 130, 132, 135. 146, 147, 149, 154 Трудового кодекса РФ – основные государственные гарантии по установлении оплаты труда работников в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета различных компенсационных выплат за особые условия и характер труда, предусмотренных ст. ст. 146. 147, 149, 154 Трудового кодекса РФ.

Государственная инспекция труда считает, что Предписание государственного инспектора труда от 11.05.2017г. вынесено законно и обоснованно и должно быть исполнено в полном объеме и в установленные сроки.

Просила отказать КГБУЗ «Находкинская городская больница» в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО1 на основании распоряжения заместителя руководителя – заместителя главного государственного инспектора труда в Приморском крае от 19.04.2017г. в период с 19.04.2017г. по 11.05.2017г. в отношении КГБУЗ «Находкинская городская больница» была проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе данной проверки госинспектором труда ФИО1 были выявлены нарушения работодателем – КГБУЗ «Находкинская городская больница» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст. 130, 129, 133, 135, 315, 316, 317 ТК РФ; ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ; Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960; Указа Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII; Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснения Минтруда России от 16.05.1994 № 7; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2; Постановления Минтруда России от 11.09.1995 № 49; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3.), которые выразились в выплате работнику – санитарке операционной ФИО4 заработной платы за июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2016г. и январь, февраль, март 2017г. ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ, с 01.07.2016г., По итогам проверки госинспектором труда ФИО1 был составлен акт проверки от 11.05.2017г. и выдано предписание от 11.05.2017г. об устранении КГБУЗ «Находкинская городская больница» нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пунктом 1 данного Предписания госинспектор труда обязал КГБУЗ «Находкинская городская больница» в срок до 12.06.2017г. начислить и выплатить ФИО4 заработную плату за июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2016г. и январь, февраль, март 2017г. в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ, без учета доплат за вредность, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за работу в праздничные и выходные дни, районного коэффициента и ДВ надбавки; представить документы, подтверждающие начисление и выплату; о выполнении предписания сообщить в Государственную инспекцию труда в Приморском крае.

В силу положений статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который доложен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

Таким образом, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, обеспечить каждому работнику право на достаточный жизненный уровень.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ, с 01.07.2016г. минимальный размер оплаты труда в месяц составляет 7 500 рублей.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивного загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

На основании ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентах надбавок к заработной плате.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007) "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и устанавливается федеральным законом (статья 133). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Одновременно была введена дополнительная гарантия: согласно статье 5 Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 1 сентября 2007 года (дня вступления в силу указанного Федерального закона).

Тем самым при изменении правового регулирования, касающегося минимального размера оплаты труда, был предусмотрен правовой механизм, не допускающий снижения размеров оплаты труда. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации), были сохранены в неизменном виде.

Из этого следует, что сама по себе отмена нормы части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Также оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна осуществляться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, но не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Таким образом, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1160-О-О и другими вышеуказанными нормативными правовыми актами, в общем случае работа в праздничные и выходные дни, в ночное время осуществляется сверх нормы рабочего времени, а работа во вредных и опасных условиях труда осуществляется в ненормальных условиях, а потому указанные выплаты не входят в состав заработной платы в целях ее соотнесения с размером МРОТ. Кроме того, данные выплаты не являются гарантированной заработной платой, они начисляются в зависимости от режима рабочего времени и других особенностей работы. Процентная надбавка, как и районный коэффициент, к заработной плате за работу в особых климатических условиях начисляется на фактический заработок, (и районный коэффициент, и процентная надбавка начисляются на одни и те же выплаты в пользу работника).

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки государственным инспектором труда было выявлено, что КГБУЗ «Находкинская городская больница» заработная плата начисляется работнику – санитарке операционной ФИО4 ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ, с 01.07.2016г.

В ходе исследования расчетных листков ФИО4 за период с июля 2016г. по март 2017г. было установлено, что в декабре 2016г. ФИО4 отработана норма рабочего времени 171,60 часов в месяц (39 часовая рабочая неделя), в связи с чем, начислена заработная плата без учета доплаты за вредность, доплаты за работу в ночное время, РК и ДВ надбавок в сумме 5441,61 руб. Аналогичные нарушения в части выплаты заработной платы ФИО4 ниже минимального размера оплаты труда установлены за июль, сентябрь, ноябрь 2016г., январь, февраль, март 2017г.

Таким образом, гарантированная заработная плата в нарушение требований ст. ст. 130, 129, 133, 135, 315, 316, 317 ТК РФ и Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960; Указа Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII; Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснения Минтруда России от 16.05.1994 № 7; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2; Постановления Минтруда России от 11.09.1995 № 49; Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3 была начислена ФИО4 ниже МРОТ (ниже 7500 руб.)

В связи с чем, государственным инспектором труда КГБУЗ «Находкинская городская больница» было выдано указанное Предписание от 11.05.2017г. -, которое суд находит законным и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что вопрос о начислении и выплате заработной платы работнику ФИО4 является индивидуальным трудовыми спором, который не входит в компетенцию государственной инспекции труда, суд находит несостоятельными в силу ст.ст. 356, 357 ТК РФ, согласно которым федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Таким образом, выдача оспариваемого предписания относится к компетенции трудового инспектора в связи с выявленным им очевидным нарушением бюджетным учреждением здравоохранения трудового законодательства в отношении конкретного работника ФИО4, который с иском в суд не обращался, т.е. трудовой спор между работодателем и работником отсутствует.

    Для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

    В данном случае предписание от 11.05.2017г. государственного инспектора труда ФИО1 соответствует требованиями действующего законодательства РФ и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает.

    На основании изложенного, административные исковые требования КГБУЗ «Находкинская городская больница» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 – 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Находкинская городская больница» о признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО1 от ДД.ММ.ГГ. и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца.

Судья Елистратова О.Б.

2а-2206/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
КГБУЗ "НАХОДКИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчики
Государственная инспекция труда по ПК
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Дело на сайте суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
26.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2017[Адм.] Судебное заседание
31.07.2017[Адм.] Судебное заседание
04.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017[Адм.] Дело оформлено
20.09.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее