РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года пос.Куркино Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Песковой Г.В.,
при секретаре Лукиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-161/2021 по иску Орлова А.В. к ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки и назначении ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Орлов А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки и назначении ежемесячной денежной выплаты, указывая, что 18.12.2020 ему присвоено звание «Ветеран труда», и как ветеран труда, он имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты. 18.12.2020 он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ему вышеуказанной меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат, но решением от 24.12.2020 ему было отказано в назначении ежемесячных денежных выплат, по причине того, что он не достиг возраста, дающего права на назначение трудовой пенсии по старости. Считает данный отказ неправомерным.
Просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493 – ЗТО от 28.12.2004 и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493 – ЗТО от 28.12.2004 с 18.12.2020.
Истец Орлов А.В., его представитель – адвокат Бурхин А.И., в судебное заседание не явились, были извещены своевременно и надлежащим образом. От истца Орлова А.В. поступило в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, был извещен своевременно и надлежащим образом. Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Якунина И.В. предоставила в суд письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований Орлову А.В. просила отказать в полном объеме, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
В представленных возражениях ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», ссылаясь на ст.22 ФЗ от 12.01.1995 №5 – ФЗ «О ветеранах», Закон Тульской области от 28.12.2004 №493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.3 вышеназванного закона, ст.7 Закона Тульской области №493 – ЗТО, Постановление правительства Тульской области от 28.09.2020 №598 «Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», п.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004 №122 – ФЗ, изменения, внесенные в действующее законодательство Федеральным законом от 22.08.2004 №122 – ФЗ, просит отказать истцу Орлову А.В. в удовлетворении его исковых требований. Указывает, что одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата выделена в Законе Тульской области №493 – ЗТО в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 данного Закона Тульской области, поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки, являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области №493 – ЗТО, должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5 – ФЗ.
Таким образом, по аналогичным основаниям ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст.7 Закона Тульской области №493 – ЗТО ветеранам труда может быть назначена при достижении возраста, дающего право получать какой-либо вид пенсии по обоим указанным федеральным законам одновременно, либо достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет. При этом применяется снижение возраста (мужчины – 62 года) выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поскольку истец до настоящего момента не достиг пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» (мужчины – 62 года), следовательно, он не имеет права на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 7 Закона Тульской области №493-ЗТО.
По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Суд, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования Орлова А.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.«ж» ч.1, ч.2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ не содержит предписаний о том, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
Проверяя состоятельность заявленного истцом Орловым А.В. требования в части признания за ним, как за ветераном труда, права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, суд установил, что изложенное обстоятельство подтверждается исследованным в судебном заседании удостоверением «Ветеран труда», выданным ГУ ТО «Управлением социальной защиты населения Тульской области» 18.12.2020 серия №, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
Как следует из материалов дела, Орлов А.В. 18.12.2020 обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ему мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано, что представителем ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» не отрицалось.
В материалах дела имеется решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты № от 24.12.2020 ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района», в котором указано, что правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты Орлову А.В. как ветерану труда, не достигшему возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», не имеется.
Данный отказ в части назначения ежемесячной денежной выплаты суд считает неправомерным, исходя из следующего.
В силу ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от обстоятельств, в том числе от наличия конкретного возраста или от назначения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 №598 «Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
При этом, денежная выплата назначается заявителю со дня подачи заявления и документов, в том числе в электронном виде, в учреждение (МФЦ), но не ранее возникновения права на указанную денежную выплату.
В ходе судебного разбирательства истцом Орловым А.В. доказан факт наличия у него, как у ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 18.12.2020, а поэтому его требования о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и назначении ежемесячной денежной выплаты с 18.12.2020 в соответствии с п.3, п.6 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 №598, подлежат удовлетворению.
Из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что Орлов А.В. не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная представителем ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в возражениях позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки, отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных мер социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение страховой пенсии по старости (ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), то есть 65 лет мужчин и 60 лет для женщин (62 года для мужчин, 57 лет для женщин, работающих и (или) проживающих в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Принимая во внимание, что истец Орлов А.В. является ветераном труда, проживает на территории <адрес>, не получает каких-либо мер социальной поддержки, по изложенным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования истца о назначении ему ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Орловым А.В. право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28.12.2004.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Орлову А.В. с 18.12.2020 ежемесячную денежную выплату, в соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493- ЗТО от 28.12.2004.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области, в течение месяца.
Председательствующий