УИД №RS0№-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1295/2024
г. Абакан 09 февраля 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Морозовой Д.С.,
с участием истца Сергуниной Т.А., представителя ответчика Пениозы Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергуниной Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании недоплаченной страховой пенсии за предыдущий период,
УСТАНОВИЛ:
Сергунина Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по РХ, Фонд, Отделение) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании недоплаченной страховой пенсии за предыдущий период, мотивируя требования тем, что с июня по декабрь 2019 года она неоднократно обращалась в ГУ – УПФ РФ по РХ в г. Абакане (в настоящее время ОСФР по РХ) с целью заранее внести полные сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, однако заявление о назначении пенсии было принято у нее сотрудниками Фонда только 19.03.2020. Решением Отделения от 06.07.2020 № 54224/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. Не согласившись с таким решением ответчика, она обратилась с иском в суд. Решением Абаканского городского суда от 18.10.2023, вступившим в законную силу 21.11.2023, ее исковые требования к Фонду частично удовлетворены, решение ответчика от 06.07.2020 № 54224/20 признано незаконным в части, на Отделение возложена обязанность включить Сергуниной Т.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды: с 02.09.1991 по 25.01.1993 – 1 год 4 месяца 24 дня – нахождение в отпуске по уходу за ребенком (местность, приравненная к районам Крайнего Севера); с 01.02.1995 по 30.06.1995 – 0 лет 5 месяцев 0 дней, с 01.09.1995 по 25.09.1997 – 2 года 0 месяцев 25 дней – работа в Средней школе <данные изъяты> (местность, приравненная к районам Крайнего Севера); с 10.10.1997 по 17.04.1999 – 1 год 6 месяцев 8 дней – работа в <данные изъяты> (районы Крайнего Севера), а также произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета Сергуниной Т.А. и внести уточнения в ее индивидуальный лицевой счет о размере заработка в отношении следующих периодов работы: с 02.09.1991 по 25.01.1993 в <данные изъяты> – на основании справки от 28.01.2023 № 68 (за январь 1993 г.); с 01.02.1993 по 25.09.1997 в <данные изъяты> – на основании справки от 21.04.2020 № 157 (за ноябрь 1994 г., февраль 1995 г., март 1995 г., сентябрь 1997 г.). При этом суд не усмотрел оснований для назначения Сергуниной Т.А. досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, вопрос о назначении пенсии именно по данной норме рассматривался судом, исходя из оспариваемого решения Фонда от 06.07.2020. Вместе с тем, в результате принятого судом решения, при суммарном подсчете северного стажа Сергуниной Т.А. в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 22.05.2022. Поскольку формально право на досрочное назначение пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ у истца возникло только после вынесения судом решения от 18.03.2023, то своевременно обратиться в Фонд с заявлением о назначении пенсии с 22.05.2022 она возможности не имела. Однако при обращении в Отделение 05.12.2023 для исполнения ответчиком решения суда у Сергуниной Т.А. вновь возникли проблемы, Фонд снова обязал ее подать заявление о назначении пенсии с 05.12.2023. На просьбу назначить ей досрочную пенсию с 22.05.2022 ответчик ответил отказом в виде письма от 20.12.2023 № 11-05/3881. В связи с чем Сергунина Т.А. просит признать решение Отделения от 20.12.2023 незаконным, признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 22.05.2022 и обязать Фонд произвести ей перерасчет пенсии и выплатить ее за период с 22.05.2022 по 04.12.2023.
В судебном заседании истец Сергунина Т.А. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что о том, что она вправе досрочной уйти на пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионный орган ей не разъяснил. Просила иск удовлетворить. Кроме того, просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. и почтовые расходы в сумме 270 руб., о чем представила письменное заявление.
Представитель ответчика ОСФР по РХ Пениоза Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, указывая о том, что пенсия назначается со дня обращения за ней, поскольку Сергунина Т.А. обратилась в Фонд с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ 05.12.2023, пенсия законно и обоснованно назначена ей с учетом включенных вступившим в законную силу решением суда периодов с указанной даты. Оснований для назначения ей пенсии с 22.05.2022 не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ, ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (здесь и далее в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 18.10.2023 по делу № 2-4286/2023 решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (в настоящее время с учетом всех реорганизаций – ОСФР по РХ) № 54224/20 от 06.07.2020 признано незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периода работы в <данные изъяты>; на Отделение возложена обязанность включить Сергуниной Т.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды: со 02.09.1991 по 25.01.1993 – 1 год 4 месяца 24 дня – нахождение в отпуске по уходу за ребенком (местность, приравненная к районам Крайнего Севера); с 01.02.1995 по 30.06.1995 – 0 лет 5 месяцев 0 дней, с 01.09.1995 по 25.09.1997 – 2 года 0 месяцев 25 дней – работа в <данные изъяты> (местность, приравненная к районам Крайнего Севера); с 10.10.1997 по 17.04.1999 – 1 год 6 месяцев 8 дней – работа в <данные изъяты> (районы Крайнего Севера), а также произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета Сергуниной Т.А. и внести уточнения в ее индивидуальный лицевой счет о размере заработка в отношении следующих периодов работы: с 02.09.1991 по 25.01.1993 в <данные изъяты> – на основании справки от 28.01.2023 № 68 (за январь 1993 г.); с 01.02.1993 по 25.09.1997 в <данные изъяты> – на основании справки от 21.04.2020 № 157 (за ноябрь 1994 г., февраль 1995 г., март 1995 г., сентябрь 1997 г.). При этом оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ суд не усмотрел.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу данной процессуальной нормы вышеуказанным решением Абаканского городского суда от 18.10.2023 установлено, что Сергунина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ – УПФР в г. Абакане с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления от 06.07.2020 № 54224/20 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия правовых оснований для назначения пенсии на дату обращения. По результатам рассмотрения представленных документов Сергуниной Т.А. установлена продолжительность стажа работы, в приравненной к районам Крайнего Севера местностях, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости – 11 лет 7 месяцев 20 дней, продолжительность страхового стажа – 23 года 4 месяца 20 дней. В стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не засчитаны следующие периоды: со 02.09.1991 по 25.01.1993, с 23.01.1995 по 25.09.1997 – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком; а также с 10.10.1997 по 17.04.1999 – работа в <данные изъяты>.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Сергунина Т.А. указывает, что на основании приведенного выше решения Абаканского городского суда от 18.10.2023, решением Фонда от 14.12.2023 № 129707/23 ей назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с момента повторного обращения за ней (05.12.2023), однако она полагает, что пенсия должна быть назначена ей с момента возникновения права на нее, т.е. с 22.05.2022, поскольку первоначально она обратилась за назначением пенсии еще в 2020 году, однако Фондом незаконно не были включены в ее специальный стаж периоды работы, впоследствии включенные в специальный стаж решением суда от 18.10.2023, а о том, что она вправе досрочной уйти на пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 22.05.2022, так как ей не достаточно стажа для ухода на пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, пенсионный орган ей не разъяснил.
Так из решения Отделения, изложенного в письме № 11-05/3881л от 20.12.2023, следует, что с учетом периодов работы, включенных решением Абаканского городского суда от 18.10.2023, и приравнивания, установленного п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера Сергуниной Т.А. составил 13 лет 01 месяц 29 дней, следовательно, право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ у нее возникло 22.05.2022. Однако, учитывая, что решением суда от 18.10.2023 не установлена дата, с которой истцу надлежит назначить страховую пенсию по старости, а с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Сергунина Т.А. обратилась лишь 05.12.2023, пенсия назначена ей с указанной даты.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Решением № 129707/23 Отделение назначило Сергуниной Т.А. пенсию на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с даты повторного обращения – с 05.12.2023.
Между тем из материалов пенсионного (выплатного) дела следует, что первоначально за назначением пенсии Сергунина Т.А. обратилась в Фонд 19.03.2020. В назначении ей пенсии с указанной даты отказано ввиду недостаточности специального стажа, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Однако с учётом включения вступившим в законную силу решением суда в специальный стаж истца периодов, а также с учетом положений п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, имеющегося у Сергуниной Т.А. стажа достаточно для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с 22.05.2022.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 действовавшего до 01.01.2023 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I (далее – Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из этого, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной поддержки лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию, в том числе при назначении страховой пенсии по старости.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии, другим вопросам должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также с возможностью получения мер социальной поддержки в данном случае лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также должен разъяснить необходимость подачи соответствующего заявления в пенсионный орган для назначения адресной социальной поддержки в целях своевременной реализации права на нее.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, которая привела к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении доплаты к пенсии, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм такой доплаты.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос № 18 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Также суд полагает необходимым отметить следующее.
В заявлениях о назначении пенсии от 19.03.2020 и от 05.12.2023 Сергунина Т.А. просила назначить ей страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Аналогичное положение предусмотрено п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, вид предполагаемой к выплате и получению обращающемуся лицу пенсии определяет орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не заявитель.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при обращении Сергуниной Т.А. в пенсионный орган Фондом не было разъяснено ей о возможности при наличии достаточного специального стажа уйти на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, в своем решении от 06.07.2020 Фонд указал истцу лишь на недостаточность стажа для ухода на досрочную пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, однако такого специального стажа недостаточно Сергуниной Т.А. даже с учетом включенных вышеуказанным решением суда периодов, суд приходит к выводу, что исковые требования Сергуниной Т.А. о признании решения Отделения, изложенного в письме от 20.12.2023 № 11-05/3881л, незаконным, признании за Сергуниной Т.А. права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 22.05.2022, возложении на Фонд обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с указанной нормой с указанной даты и произвести перерасчет и выплату пенсии за период с 22.05.2022 по 04.12.2023 являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что исковые требования Сергуниной Т.А. удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы, связанные с направлением иска в суд и его копии ответчику, подтвержденные кассовыми чеками от 29.12.2023, в сумме 270 руб.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требования Сергуниной Т.А. о взыскании с Отделения в ее пользу расходов по уплате госпошлины в сумме 300 руб. (чек по операции от 28.12.2023), поскольку согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в случаях когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости.
В связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК РФ, суд полагает возможным возвратить Сергуниной Т.А. уплаченную 28.12.2023 (безналичная оплата услуг через ПАО Сбербанк – чек по операции от 28.12.2023 в 16:17:20 мск) государственную пошлину в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сергуниной Т.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, изложенное в письме от 20.12.2023 № 11-05/3881л.
Признать за Сергуниной Т.А. (СНИЛС №) право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 мая 2022 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия назначить Сергуниной Т.А. (СНИЛС №) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 мая 2022 года, произвести перерасчет и выплату пенсии за период с 22 мая 2022 года по 04 декабря 2023 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Сергуниной Т.А. (СНИЛС №) судебные издержки в сумме 270 (двести семьдесят) рублей.
Возвратить Сергуниной Т.А. (СНИЛС №) уплаченную при подаче иска по квитанции от 28.12.2023 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 г.