Гр.дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Цыреновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ к Танхаевой Марине Миндарьяевне, Сангадиевой Гэрэлме Дашажамсуевне о признании договора дарения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ просит признать договор дарения от 01 октября 2020, заключенный между Тархаевой М.М. и Сангадиевой Г.Д., недействительным (ничтожным). Применить последствия недействительности (ничтожности) сделки.
При этом, указав, что считают указанный договор недействительным, поскольку он был заключен для вида и целью его заключения не было создание правовых последствий, которые влечет заключение договора дарения. Оспариваемый договор был заключен с целью получения за изымаемое жилое помещение выкупной стоимости в размере 892 000 рублей.
Определением суда привлечено третьим лицом Управление Росреестра по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шалаева Т.С. поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчики Тархаева М.М., Сангадиева Г.Д. просили рассмотреть дело в их отсутствии.
В судебном заседании представитель ответчиков по ордеру Цыренжапов Б.Д. с исковыми требованиями согласился и суду пояснил, что действительно стороны заключили мнимый договор дарения.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия в суд не явились, извещены, причины неявки неизвестны, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что 01.10.2020года заключен договор дарения, согласно которого ответчик Тархаева М.М. передала ответчику Сангадиевой Г.Д. безвозмездно в собственность недвижимое имущество – квартиру расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Вертолетная, д. 40, кв. 9. Указанная сделка зарегистрирована в установленном порядке Управлением Росреестра по Республике Бурятия.
Проверяя доводы стороны истца о недействительности договора дарения, суд пришел к следующему.
В силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 170 Гражданского кодекса РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Согласно п. 86 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 ГК РФ). Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение. Равным образом осуществление сторонами мнимой сделки для вида государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество не препятствует квалификации такой сделки как ничтожной на основании пункта 1 статьи 170 ГК РФ.
Судом установлено, что распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 30.09.2014 №1359-р многоквартирный жилой дом по ... признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 04.08.2020 №694-р «Об изъятии земельного участка, многоквартирного дома и жилых помещений по адресу: ...» осуществляются мероприятия по изъятию объектов недвижимого имущества по ....
В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
Согласно позиции истца следует, что ответчик Танхаев М.М. на основании договора купли продажи от 18.09.2015года приобрела спорное жилое помещение, по цене 100 000 рублей. Оспариваемый договор был заключен с целью получения за изымаемое жилое помещение выкупной стоимости в размере 892 000 рублей (в соответствии с отчетом об оценке) в нарушение ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Тархаева М.Г., заключая договор дарения, не была намерена создать соответствующие правовые последствия, а именно передать жилое помещение Сангадиевой Г.Д., которая в указанном жилом помещении не проживает, регистрации по месту жительства не имеет, переоформление договоров на предоставление коммунальных услуг не производила.
Указанные обстоятельства также подтверждены ответчиками. Так, согласно их письменного отзыва следует, что при обращении Танхаевой М.М. в Комитет за оплатой за изымаемое аварийное жилье незнакомые лица дали ошибочную консультацию, пояснив, так как она приобрела аварийное жилье за 100 000 рублей, то ей положена оплата в сумме, за которую она купила жилье, то есть 100 000 рублей. Также Танхаевой М.М. ошибочно посоветовали по договору дарения оформить аварийное жилье на другое лицо и тогда якобы этому другому лицу Комитет выплатит рыночную стоимость за изымаемое аварийное жилье в сумме 892 000 рублей. Поверив этим незнакомым лицам, Танхаева М.М. оформила оспариваемый по настоящему делу договор дарения от 01.10.2020 со своей родственницей Сангадиевой Т.Д., через которую якобы получила бы рыночную стоимость за изымаемое жилье в сумме 892 000 рублей.
На основании изложенного, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что ответчики не имели намерения создать соответствующие договору дарения правовые последствия в виде безвозмездной передачи жилого помещения, а также не имели намерения исполнить данную сделку.
В связи с чем, договор дарения судом признается ничтожной (мнимой ) сделкой. Также суд считает необходимым применить последствия недействительности (ничтожности) сделки. Привести стороны в первоначальное положение.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ удовлетворить.
Признать договор дарения от 01 октября 2020года, заключенный между Танхаевой Мариной Миндарьяевной и Сангадиевой Гэрэлмой Дашажамсуевной недействительным (ничтожным).
Применить последствия недействительности (ничтожности) сделки. Привести стороны в первоначальное положение.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева