Дело № 2а-423/2020
УИД 21RS0025-01-2019-005272-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тарановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Баранове А.С.,
с участием административного истца инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Михайлова С.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Вершининой Е.А. о взыскании пеней по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары обратилась в суд с административным исковым заявлением (с последующим уточнением от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) к Вершининой Е.А. о взыскании пеней по страховым взносам в общем размере 3487,57 рублей, в том числе:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1974,58 рубля;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1512,99 рублей.
В обоснование административного иска указали, что административный ответчик была зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого ею решения.
Административным ответчиком уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ была произведена с нарушением установленных законодательством сроков.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Инспекцией на сумму недоимок начислены пени в общем размере 3487,57 рублей.
Для добровольной уплаты задолженности по налогам и пеням налоговым органом налогоплательщику было направлено требование об уплате № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный в требовании срок сумма задолженности в бюджет не перечислена.
В связи с неисполнением административным ответчиком требования, административный истец обратился к мировому судьей судебного участка № 8 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
С учетом изложенного, просят заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Михайлов С.Ю. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, суду дополнительно объяснил, что задолженность до настоящего времени не погашена.
Административный ответчик Вершинина Е.А.. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представила отзывы на исковое заявление (<данные изъяты>), в которых просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении требований административного истца просила отказать. В отзывах указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем. Прекратила свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Задолженности по страховым взносам и пени не имеет. Административный истец пропустил срок для обращения с административным исковым заявлением. Просила применить к требованиям административного истца последствия пропуска срок обращения с административным исковым заявлением.
Заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда России по г. Чебоксары в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя (<данные изъяты>).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность ИП прекратила ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (<данные изъяты>) отказано в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Вершининой Е.А. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности и взыскании задолженности в размере 6 307,53 рублей, из которых:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3 424,23 рубля;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 346,46 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 536,84 рублей.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (<данные изъяты>) отказано в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Вершининой Е.А. о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности и взыскании задолженности в размере 6 307,53 рублей, из которых:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3 424,23 рубля;
- пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 346,46 рублей;
- пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 536,84 рублей.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом были начислены административному ответчику пени по не уплаченным страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 3 487,57 рублей. Для добровольной уплаты задолженности административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
В установленный в требовании срок сумма задолженности в бюджет не перечислена.
Административный ответчик Вершинина Е.А. просила применить к требованиям административного истца, последствия пропуска срока обращения с административным исковым заявлением.
Суд считает, что административные исковые требования о взыскании с Вершининой Е.А. пени по страховым взносам в размере 3 487,57 рублей, не подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются страхователями - плательщиками страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно письму Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда, за период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Вершининой Е.А. были начислены страховые взносы. Суд обращает внимание, именно только за период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. За ДД.ММ.ГГГГ Управлением была списана задолженность на общую сумму 23 219,13 рублей, в том числе страховые взносы- 20 679,72 рублей, пени- 2539,41 рублей. Сальдовые остатки были переданы в налоговый орган на общую сумму 39 764,02 рублей, в том числе страховые взносы- 19 456,88 рублей, пени - 20 307,14 рублей (<данные изъяты>).
Административным истцом требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено Вершининой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
В связи с несвоевременной уплатой налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ Вершининой Е.А. налоговым органом на сумму недоимки, не уплаченную в срок, были начислены пени по страховым взносам в сумме 3 487,57 рублей, в том числе:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 974,58 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 512,99 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мировым судьей судебного участка №8 Московского района г.Чебоксары отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (<данные изъяты>).
Судом установлено, что Вершинина Е.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана была уплатить страховые взносы (15 календарных дней), соответственно, пени, которые просит взыскать административный ответчик, начислены на недоимку по страховым взносам за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мировым судьей судебного участка №8 Московского района г.Чебоксары отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (<данные изъяты>).
Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, статьей 11 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом (указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 302-ЭС19-10771).
Институт признания задолженности безнадежной к взысканию подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Анализируя все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что пени, которые просит взыскать административный истец, начислены на недоимку по страховым взносам, которая возникла у Вершининой Е.А. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, которая в силу статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию, соответственно налоговый орган утратил возможность ее взыскания в судебном и внесудебном порядке, и как следствие этого утрачена возможность взыскать пени, начисленные на безнадежную недоимку по страховым взносам.
Отсутствие у административного ответчика Вершининой Е.А. основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
При таких обстоятельствах, административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Вершининой Е.А. о взыскании пеней по страховым взносам в сумме 3 487,57 рублей, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь 175-178, 226, 227 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Вершининой Е.А. о взыскании пеней по страховым взносам в сумме 3 487,57 рублей, в том числе:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 974,58 рублей,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 512,99 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья И.В. Таранова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.