Решение по делу № 2-3385/2021 от 09.09.2021

                                                                                            24RS0002-01-2021-006134-83

     № 2-3385/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2021 года                                             г. Ачинск Красноярского края,

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Заботиной О.Л.,

при секретаре Рудаковой А.В.,

с участием помощника прокурора Малиновской Р.А.,

представителя истца (ответчика по встречным искам) по доверенности Майоровой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Ачинска к Тольбакову А. В., Тольбакову В. В.чу о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности, регистрации перехода права собственности, определении выкупной цены жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречному иску Ачинского городского прокурора в интересах Тольбакова А. В. о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Ачинска обратилась с иском к Тольбакову А. В., Тольбакову В. В.чу о прекращении права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, признании права собственности, регистрации перехода права собственности, определении выкупной цены жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии от 17.03.2015 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. определен срок проведения работ по реконструкции дома до 31.06.2015 года. Заключением межведомственной комиссии от 28.04.2021 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Ачинска от 29.04.2021 г. определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2025 года. Тольбаков А.В. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность. В жилом помещении зарегистрированы Тольбаков А.В., Тольбаков В.В. 21 мая 2019 года ответчику Тольбакову А.В. направлено требование о сносе спорного жилого дома в течение двух месяцев. Снос дома произведен не был. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в жилом <адрес>. 24 августа 2021 собственнику спорного жилого помещения было вручено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения. В соответствии с п.8.2 ст. 32 ЖК РФ, п. 5.1 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, за изымаемое жилое помещение собственникам жилья выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Согласно отчету №4ЧПО/2021 по состоянию на 17.03.2021 г. выкупная цена <адрес> составляет 2291112 руб. В досудебном порядке достигнуть соглашения о выкупе спорного жилого помещения с ответчиком не удалось (л.д.2-3).

Ачинский городской прокурор в интересах Тольбакова А.В. обратился в суд со встречным иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения в собственность взамен изымаемого, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что жилое помещение принадлежит Тольбакову А.В. на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность. Заключением межведомственной комиссии от 17.03.2015 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» спорный жилой дом включен в региональную адресную программу. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в жилом <адрес>. 24 августа 2021 г. Тольбакову А.В. было направлено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 2219112 руб. Тольбаков А.В. не согласился с выкупом, выразил волеизъявление о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан в Красноярском крае, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, а также с учетом выраженного волеизъявления истца о предоставлении другого жило помещения в собственность, в связи с чем Тольбакову А.В. подлежит предоставлению жилое помещение взамен изымаемого (л.д. 66-68).

В судебном заседании представитель Администрации г. Ачинска по доверенности (л.д. 5) Майорова С.П. исковые требования Администрации г. Ачинска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом дополнительных пояснений, в случае удовлетворения встречных исковых требований просила определить срок предоставления жилого помещения до 31.12.2023 г. с учетом сроков, предусмотренных Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы». Также представитель Майорова С.П. возражала против удовлетворения встречных исковых требований.

Помощник прокурора Малиновская Р.А. встречные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила о том, что исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению.

Ответчики Тольбаков А.В., Тольбаков В.В. в судебное заседание не явились, извещены о времени, месте и дате рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 82,93-94,95-96). Ответчик Тольбаков А.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 69).

Представители третьих лиц Управления Росреестра, Министерства строительства Красноярского края, КУМИ администрации г. Ачинска, надлежащим образом извещенные о слушании дела (л.д. 82,91,92), в суд не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств суду не представили. Представитель Министерства строительства Красноярского края в пояснениях по иску просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, принять решение на основании действующего законодательства и установленных обстоятельств (л.д. 38-39).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 35 ГПК РФ лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению, встречные требования Ачинского городского прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счёт средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована, не позднее срока, установленного статьей 11 названной статьи. Размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - это общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1. настоящей статьи.

В соответствии с ч.10 и 11 ст. 16 указанного Закона, сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда варьируются в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.

Пунктом 3.5 Программы определено, что этапы Программ должны быть реализованы муниципальным образованием не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно п. 5.1 Программы, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственниками жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.

Пунктом 5.2 Программ предусмотрено, что финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата возмещения, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.

Как установлено по делу, Тольбаков А.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от 25.02.2013 г. (л.д. 6,14,36-37,56-57,71,72).

Согласно выписке из домовой книги (л.д. 19) в жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы Тольбаков А. В. и Тольбаков В. В.ч.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по заключению межведомственной комиссии №147 от 17.03.2015 признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 20).

Распоряжением Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 года №1127-р принято решение о проведении реконструкции жилых домов, в том числе, жилого <адрес>. На директора МУП «Служба заказчика» возложена обязанность в срок до 31.06.2015 года организовать работы по проведению проектирования и реконструкции МКД, председателю КУМИ до проведения работ по проектированию и реконструкции провести мероприятия по переселению граждан в маневренный жилищный фонд и обеспечить доступ на объекты реконструкции, начальнику финансового управления Администрации г. Ачинска запланировать денежные средства в соответствии с представленной заявкой (л.д. 12).

Согласно договору от 25.02.2013 г. Тольбаков А.В. и Администрация г. Ачинска заключили договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м. Инвентаризационная стоимость жилого помещения установлена в сумме 459623 руб. (л.д. 6,72). Данный договор зарегистрирован в Росреестре, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 14,71) и выпиской из ЕГРН (л.д. 36-37,56-57).

15 мая 2019 администрация направила Тольбакову А.В. требование о проведении сноса жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и получении разрешения на это в течение двух месяцев с момента получения требования, в противном случае Администрацией г.Ачинска будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 15).

Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением №1 к данной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными - до 01.01.2017г., в том числе и дом по адресу <адрес>, количеством расселяемых граждан - 15, с планируемой датой расселения 31.12.2022 г. (л.д.41-55).

В разделе 5 программы определен механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения, где в п.5.1. предусмотрено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация ограничения (обременения) в виде изъятия у собственников спорных жилых помещений в пользу Администрации г. Ачинска на основании Постановления не произведена (л.д. 36-37,56-57).

24 августа 2021 года Администрация г. Ачинска направила Тольбакову А.В. уведомление и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 2291112 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 17,18).

В проекте соглашения Администрацией г. Ачинска предложено собственнику жилого помещения передать в муниципальную собственность принадлежащее ему жилое помещение по адресу <адрес>, за что Администрация уплатит собственнику размер возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию в соответствии с п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, предложен размер возмещения в сумме 2291112 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 18).

24 августа 2021 года Тольбаков А.В. подал руководителю КУМИ Администрации г. Ачинска заявления об отказе от выплаты возмещения за аварийное жилое помещение, просил предоставить равнозначное жилого помещение (л.д. 22).

С учетом требований ст.32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истцом в установленном законом порядке принято решение о признании жилого дома по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в данном доме, о чем направлены уведомления собственникам изымаемых квартир. В связи с изложенным Администрация г. Ачинска вправе в судебном порядке требовать прекращения права собственности Тольбакова А.В. на спорную квартиру.

Согласно п. 8.1 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Порядок определения возмещения за жилое помещение определен в ст.32 ЖК РФ. Согласно части 8.2. указанной статьи граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Указанные нормы введены в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019.

Как установлено ст.6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3).

Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ положений о применении указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, не содержит.

При таком положении, суд приходит к выводу, что жилищные права и обязанности сторон, вытекающие из ст.32 Жилищного кодекса РФ, возникли до 2019 года, в связи с чем положения частей 8.1 и 8.2 ст.32 ЖК в рассматриваемом споре применению не подлежат.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что собственник помещения по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060"О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого предоставляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, право выбора которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения, Тольбаков А.В. выразил волеизъявление об отказе от подписания соглашения с Администрацией г. Ачинска о выплате возмещения за принадлежащее ему аварийное жилое помещение и предоставлении ему равнозначного жилого помещения в замен изымаемого (л.д. 22), суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требования прокурора г. Ачинска в интересах Тольбакова А.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Собственнику жилого помещения Тольбакову А.В. подлежит предоставлению Администрацией г. Ачинска взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее площади принадлежащего ему жилого помещения.

Поскольку собственником жилого помещения выбран способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения, при этом, доказательств тому, что ему предлагалось равнозначное жилое помещение, от которого он отказался, в деле не имеется, суд полагает, что данные обстоятельства исключают возможность удовлетворения требований Администрации <адрес> об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены стоимости данного помещения.

В связи с изложенным исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению,

Как разъяснено в пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

Совокупность приведенных норм в их системном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с предоставлением равноценных возмещений должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилых помещений и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима. При этом прекращение права собственности Тольбакова А.В. на спорное жилое помещение и признание права собственности за муниципальным образованием г. Ачинск влечет государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая возможна в соответствии со ст. 60 данного Закона    только после предоставления документов, подтверждающих предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение.

Требования администрации г. Ачинска Красноярского края о прекращении права собственности Тольбакова А.В. на изымаемое у них аварийное жилье, признании права собственности на него за муниципальным образованием подлежат удовлетворению после предоставления ответчику по первоначальному иску другого жилого помещения взамен изымаемого, как и требования о выселении ответчиков Тольбакова А.В., Тольбакова В.В., учитывая, что правовыми последствиями изъятия у собственника принадлежащего ему аварийного жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения будет являться выселение всех проживающих в нем лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации г. Ачинска удовлетворить частично.

Встречные исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Тольбакову А. В. в срок до 13.12.2023 г. равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 54,6 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Прекратить право собственности Тольбакова А. В. на <адрес> общей площадью 54,6 кв.м., после предоставления ему равнозначного жилого помещения.

Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 54,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> после предоставления Тольбакову А. В. равнозначного жилого помещения.

Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 54,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления Тольбакову А. В. равнозначного жилого помещения.

Выселить Тольбакова А. В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ и Тольбаков В. В.ча, родившегося ДД.ММ.ГГГГ из жилого помещения площадью 54,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после предоставления равнозначного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Администрации г. Ачинска об определении выкупной цены жилых помещений - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Председательствующий судья                      Заботина О.Л.

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021 года.

2-3385/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.Ачинска
Ответчики
Тольбаков Алексей Васильевич
Тольбаков Василий Васильевич
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Управление федеральной службы гос. регистрации
Ачинский городской прокурор
КУМИ Администрации г.Ачинска
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Заботина Ольга Леонидовна
Дело на сайте суда
achinsk.krk.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Подготовка дела (собеседование)
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее