Решение по делу № 2-2514/2018 от 29.03.2018

Дело № 2-2514/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2018 года                 город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи :        Кадыровой Э.Р.

при секретаре : Байковой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исадыковой (Мухамматьяновой) Розы Дмитриевны к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО13 (Мухамматьянова) Р.Д. обратилась в суд с иском ( в последующем с уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивируя тем, что истец, ДД.ММ.ГГГГ обладала статусом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, т.к. родители ее мать ФИО4 и ФИО3 Д.И. умерли и истица находилась в детском доме <адрес>

Согласно письму Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа от 13.03.2018г. истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет.

Считает данный отказ незаконным, поскольку она не знала о своих правах и по настоящее время их не реализовала. Судебная практика указывает, что граждане такой категории подлежат включению в списки для реализации их прав на жилье.

Истец ФИО2 и ее представитель по устному ходатайству ФИО9 в судебном заседании иск поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа по доверенности ФИО10 в судебном заседании просит в иске отказать за необоснованностью.

Представитель третьего лица Администрации ГО г. Уфа в суд не явились, извещены надлежащим образом, суд в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что согласно свидетельству о рождении, актовая запись от 23.07.1975г. Исадыкова Р.Д. родилась 09.07.1975г., где ее родителями указаны: отец -Исадыков Д.И., мать Исадыкова С.Я..

Согласно свидетельству о смерти Исадыков Д.И. умер ДД.ММ.ГГГГ., актовая запись от 15.07.1980г.

Согласно свидетельству о смерти Исадыкова С.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ., актовая запись от 16.03.1981г.

Письмом Администрация Октябрьского района городского округа г. Уфа от 13.03.2018г. истцу было отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент подачи заявления Мухамматьянова Р.Д. достигла возраста 23 лет.

В связи с расторжением брака Мухамматьянова Р.Д. сменила фамилию на Исадыкову, что подтверждается свидетельством о расторжении брака актовая запись от 06.02.2018г..

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Исадыкова Р.Д. достигла возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ., на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 42 лет.

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ истец не представила суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Доводы истца и его представителя о том, что она не знала законы и поэтому никуда не обращалась, не могут расцениваться как уважительные причины для восстановления ее прав.

Поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста Исадыкова Р.Д. не принимала мер к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд полагает необходимым отказать в требованиях истца об обязании Администрацию Октябрьского района городского округа г. Уфа включить Исадыкову Р.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Исадыковой Р.Д. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2018 года.

Председательствующий судья: подпись                Э.Р.Кадырова

2-2514/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мухамматянова Р.Д.
Ответчики
Администрация Октябрьского района г.Уфы РБ
Другие
Администрация ГО г.Уфа РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
29.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2018Передача материалов судье
29.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2018Судебное заседание
29.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.05.2018Предварительное судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
21.06.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее