судья Изембаева А.А. дело №33-3585/2023 (2-664/2023)
22RS0011-02-2022-005252-37
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2023 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Медведева А.А., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Коваль М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Соловьевой Тамары Ивановны на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 января 2023 года по делу
по иску Соловьевой Тамары Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование Соловьева Т.И. указывала, что ДД.ММ.ГГ. ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, как члену семьи умершего ФИО1, пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако она является вдовой инвалида ФИО1, умершего в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с Чернобыльской катастрофой.
С ДД.ММ.ГГ. истице назначена пенсия по случаю потери кормильца, как вдове инвалида ФИО1, умершего в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с чернобыльской катастрофой.
ДД.ММ.ГГ. Соловьева Т.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете указанной пенсии за период с ДД.ММ.ГГ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ. в перерасчете пенсии с ей было отказано со ссылкой на отсутствие, предусмотренного п. 39, п. 105 Перечня документов, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГ ***н, документа, подтверждающего причинную связь смерти кормильца с прохождением военной службы, вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву, в виде заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
При этом ФИО1 имел удостоверение ветерана военной службы, удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, в том числе, посмертно, бессрочное удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС.
Истица указывала, что из всех представленных ею при первичном обращении в пенсионный орган документов следовало, что ее умерший супруг ФИО1 являлся военнослужащим, имел первую группу инвалидности, которая установлена ему именно в связи с выполнением своих обязанностей военной службы при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, что и стало причиной его смерти. На основании именно этих же документов заключением <данные изъяты> медико-социальной экспертизы *** <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ. впоследствии и была установлена связь причины смерти ФИО1 с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Указывая, что в ДД.ММ.ГГ при наличии у пенсионного органа перечисленных сведений, последний в нарушение требований пенсионного законодательства, не оценил представленные документы, не разъяснил ей необходимость представить заключение МСЭ о связи причины смерти ФИО1 с Чернобыльской катастрофой, и при этом сам в рамках взаимодействия с другими органами таких сведений не истребовал, истица настаивает, что по вине ответчика она с момента первичного обращения получала пенсию в меньшем размере, чем должна была быть ей установлена. В этой связи Соловьева Т.И. просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по потере кормильца, как вдове инвалида, умершего в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с Чернобыльской катастрофой с ДД.ММ.ГГ.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Повторно приводя обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагает, что они были неправильны оценены судом. Настаивает, что в случае разъяснении ей пенсионным органом при первичном ее обращении за назначением пенсии требований законодательства, и в частности разъяснения необходимости представить заключение МСЭ о причине смерти супруга, пенсия ей была бы назначена в большем размере уже с момента первого обращения. Вопреки выводам суда в пенсионном деле истицы отсутствует подтверждение такого разъяснения со стороны пенсионного органа.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ст.2 Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон №166-ФЗ) закреплено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при пребывании в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
В соответствие с пп.5 п.1 ст. 4 названного федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
К числу таких граждан статья 2 закона относит граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.
В соответствие с п.2 ст.4 Федерального закона №166-ФЗ члены семей граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В частности, к числу таких случаев отнесено правило, закрепленное в пункте 5 ст.5 названного закона, устанавливающем, что в случае смерти граждан, указанных в подпунктах 2, 5, 6 и 9 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены их семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (пункт 6 ст.5 Федерального закона №166-ФЗ) - то есть нетрудоспособным гражданам.
Судом установлено, что Соловьева Т.И. является получателем страховой пенсии по старости.
Ее супруг ФИО1 был инвалидом первой группы по заболеванию, связанному с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умер ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ. Соловьева Т.И., являясь получателем страховой пенсии по старости, обратилась к ответчику (на тот момент ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Алтайского края) с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца как члену семьи лица, связанного с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГ. ответчик предложил Соловьевой Т.И. в срок до ДД.ММ.ГГ. представить военный билет и свидетельство о смерти супруга, свидетельство о браке, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании представленных документов с ДД.ММ.ГГ. Соловьевой Т.И. была установлена государственная пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст.ст. 10 и 17 Федерального закона №166-ФЗ как нетрудоспособному члену семьи лица, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 125% размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГ. Соловьева Т.И. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению, представив заключение ФКУ «<данные изъяты> *** от ДД.ММ.ГГ., согласно которому смерть инвалида ФИО1 в результате заболевания, полученного им при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
С ДД.ММ.ГГ пенсионным органом Соловьевой Т.И. был произведен перерасчет размера государственной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. №166-ФЗ. При этом решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ. *** в перерасчете размера пенсии в соответствие с вновь установленным размером за прошлый период истице отказано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Соловьевой Т.И., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер и соответственно, пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении пенсии и все необходимые для этого документы.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, в связи с тем, что заключение ФКУ «<данные изъяты> *** от ДД.ММ.ГГ., было представлено истицей в пенсионный орган только в ДД.ММ.ГГ., следовательно, пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8, 15 Федерального закона N 166-ФЗ вследствие военной травмы подлежит назначению только с ДД.ММ.ГГ, при этом для ее перерасчета за прошлый период правовых оснований не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами городского суда, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, не отвечают установленным по делу обстоятельствам.
В соответствие с п.2 ч 4 ст.18 Федерального закона N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:
пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.
В соответствие с положениями статьи 24 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
В силу п.3 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнение обязанностей военной службы в рамках реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (часть 1 статья 59 Конституции Российской Федерации) может осуществляться не только собственно военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы, участие в которых в период пребывания в запасе является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации (преамбула, пункт 1 статьи 1); при этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (подпункт "п" пункта 1 статьи 37).
Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2007 года N 338-О-О, от 24 декабря 2013 года N 2065-О и от 28 февраля 2017 года N 230-О).
В то же время в силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих.
Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы (абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 395-О и от 26 марта 2019 года N 689-О).
Пунктом 39 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н (действующего на момент обращения истицы) предусмотрено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в дополнение к документам, предусмотренным п.п. 36, 37 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», необходимы документы:
а) подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (пп. 1, 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
б) подтверждающие, что умерший кормилец признавался инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
в) подтверждающие, что умерший кормилец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
г) подтверждающие, что умерший кормилец пострадал в результате других радиационных или техногенных катастроф (пп. 12 п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); д) о трудовом стаже умершего кормильца (п. 4 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГ ***н (действовавших на момент обращения) при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил (п.31 Правил).
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. *** (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что из всех представленных истицей документов при ее первичном обращении в пенсионный орган в июне 2020г. подтверждались обстоятельства, которые позволяли пенсионному органу оценить, что свое требование о назначении смерти кормильца она основывает на факте того, что ее супруг в качестве военнослужащего был призван на военные сборы в целях участия в ликвидации последствий аварии на Чернобылской АЭС, получил вследствие участия в этих работах заболевание, и на момент ее обращения за пенсией – умер.
В частности, истицей пенсионному органу был представлен военный билет супруга, в котором имеются отметки, что ФИО1 был призван на военные сборы и с ДД.ММ.ГГ., принимал участие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ФИО1; свидетельство о его смерти. Так же у истицы имелись документы, свидетельствующие о том, что инвалидность ФИО1 была установлена в связи с заболеванием, полученным в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах пенсионный орган при проявлении достаточной внимательности при рассмотрении заявления истицы, которая претендовала на назначение ей пенсии в связи со смертью кормильца -участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи обязанным давать обратившемуся за назначением пенсии лицу необходимые разъяснения и консультации в целях соблюдения пенсионных прав такого лица, имел достаточный повод для того, чтобы выяснить – не была ли смерть ФИО1 связана с заболеванием, полученным при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период исполнения им обязанностей военной службы, разъяснить истице возможность получения пенсии в большем размере по такому основанию и необходимость предоставления подтверждающего это заключения медико-социальной экспертизы.
Обращает на себя внимание, что требующееся для изначального назначения пенсии истице по оспариваемому основанию заключение медико-социальной экспертизы могло быть получено ею в течение предоставленного ей пенсионным органом срока для предоставления дополнительных документов при ее первоначальном обращении в ДД.ММ.ГГ. В частности, как видно из материалов дела требующееся заключение <данные изъяты>) *** от ДД.ММ.ГГ. в отношении ФИО1 было получено истицей в течение пяти дней с момента обращения в названное экспертное учреждение.
Такие обстоятельства указывают на то, что изначально пенсия по иным основанием, с более низким уровнем пенсионного обеспечения, чем та, на которую она вправе была претендовать исходя из приведенных выше норм закона, была назначена истице по вине пенсионного органа.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, включая установление оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено право граждан на выбор вида получаемой пенсии.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 2122-I (действовавшего на момент обращения истицы за назначением и перерасчетом пенсии), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения на момент возникновения спорных правоотношений были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имел право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Действия пенсионного органа в настоящем деле не отвечают вышеуказанным требованиям и недопустимы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности сделать Соловьевой Т.И. перерасчет размера пенсии с момента ее назначения – с ДД.ММ.ГГг. до даты, после которой фактически пенсия по оспариваемому основанию истице впоследствии была установлена – то есть до ДД.ММ.ГГг.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Согласно п.1 ст.23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная данным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. При этом право на пенсию в любом случае возникает не ранее дня прекращения выплаты получаемой ранее пенсии.
В силу ч. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Учитывая, что в данном случае заявлены требования о защите пенсионных права, а так же принимая во внимание исходить из разрешения спора по тому основанию, которое истица фактически преследует, судебная коллегия полагает, что ошибочное указание истицей периода, за который она просит произвести перерасчет - с ДД.ММ.ГГ. - не может служить основанием для отказа в защите нарушенного права. Как выше указано пенсия истице была установлена с ДД.ММ.ГГг. и перерассчитана по оспариваемому основанию с ДД.ММ.ГГг.
В этой связи судебная коллегия отменяет судебное решение (ст.330 ч 1 п.3,4 ГПК РФ) и принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Соловьевой Т. И. удовлетворить.
Возложить Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность произвести Соловьевой Т. И. (<данные изъяты>) перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг.
Председательствующий
Судьи