Решение по делу № 2-3156/2015 от 30.07.2015

№ 2-3156/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2015 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего Авсейковой Л.С.

При секретаре Коровацкой М.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссара Алтайского края об обжаловании решения и предписания должностных лиц государственной инспекции труда в Алтайском крае,

УСТАНОВИЛ:

Начальником отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Алтайском крае Д. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание № 7-1931-15-ОБ/80/17/3, согласно которому Военный комиссар Алтайского края К. обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункт 4.3 трудового договора с помощником начальника отделения привести в соответствие с нормой ст.152,153 ТК РФ, в табеле рабочего времени проставлять работнику фактически отработанное время каждым работником.

ДД.ММ.ГГГГ указанное предписание было обжаловано руководителю Государственной инспекции труда –главному государственному инспектору труда в Алтайском крае.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Военного комиссара Алтайского края поступило решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГГГ № 6-1571-15-ПВ-1, которым в удовлетворении жалобы военного комиссара АК отказано, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 7-1931-15-ОБ/80/17/3, выданное Д., признано правомерным. Срок исполнения предписания -ДД.ММ.ГГГГ

Не согласившись с наличием выявленных нарушений и вынесенными предписанием и решением, Военный комиссар Алтайского края К. обратился в суд с заявлением и просил признать незаконным и отменить предписание № 7-1931-15-ОБ/80/17/3 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное начальником отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Алтайском крае Д. Признать незаконным и отменить решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГГГ № 6-1571-15-ПВ-1.

В обоснование своих требований, указал, что с наличием выявленных нарушений и вынесенными предписанием и решением не согласен и указал, что в период с 23 июня 2015 года по 29 июня 2015 год в военном комиссариате Алтайского края была проведена внеплановая проверка по обращению неустановленного лица, которое никогда не состояло в трудовых отношениях с военным комиссаром Алтайского края. Проверка проводилась должностным лицом Государственной инспекции труда в Алтайском крае – начальником отдела по правовым вопросам Д. по итогам проверки, было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 7-1931-15-ОБ/80/17/3 со следующими требованиями: 1. пункт 4.3 трудового договора с помощником начальника отделения привести в соответствие с нормой ст.152,153 ТК РФ; 2. в табеле рабочего времени работникам, находящимся в служебной командировке на сборном пункте Алтайского края в период призыва граждан на военную службу, проставлять фактически отработанное время каждым работником (ч.4 ст.91 ТК РФ). ДД.ММ.ГГГГ указанное предписание было обжаловано руководителю Государственной инспекции труда –главному государственному инспектору труда в Алтайском крае. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Военного комиссара Алтайского края поступило решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГГГ № 6-1571-15-ПВ-1, которым в удовлетворении жалобы военного комиссара АК отказано, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № 7-1931-15-ОБ/80/17/3, выданное Д., признано правомерным. Срок исполнения предписания -ДД.ММ.ГГГГ Полагал, что вынесенным решением нарушаются его права, как работодателя и просил об их отмене.

Представитель заявителя В. указанные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что проверка проведена с нарушением закона, т.к. проходила по обращению не установленного лица. Они сообщали, что работник с такой фамилией у них не работает, его не существует. В заявлении не указано адреса. Данная проверка проведена неосновательно, предписание подлежит отмене. Государственная инспекция труда в АК не имела право проверять их на основании этого заявления. Кроме того, при проведении проверки, инспекция вышла за пределы своих полномочий. Разрешаемые инспекцией вопросы относятся к индивидуальным трудовым спорам и разрешается в судебном порядке. Кроме того, заявление, которое послужило основанием для проверки, является анонимным. Просили отменить предписание, решение государственной инспекции по труду.

Представитель заявителя К. указанные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что переработка возникает у них только на момент призыва. Имеют случаи переработки. Ведется учет рабочего времени в журнале. Людям не нужна оплата, так было решено на общем собрании, им нужен отпуск, который им предоставляется. В соответствии с представленными документами видно, что проверка проведена незаконно, она не должна была иметь место, т.к. заявление было анонимным, в соответствии с законодательством анонимные заявления не рассматриваются. Кроме того, работа комиссии была также незаконной. По внесению в п. 4.3 фразы просили отметить, что данная фраза уточняет, но не ограничивает права работников. По второму вопросу учет рабочего времени, видно, что учет ведется, даже если и есть определенные неточности, он ведется в соответствии с законодательством и нормативными документами, которые существуют в организации. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица –Государственной инспекции труда в Алтайском крае в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Выслушав представителей заявителя, исследовав письменные доказательства, материалы проверки № 7-1931-15-ОБ в отношении работодателя Военного комиссариата Алтайского края, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1,2,3 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

С учетом приведенных положений трудового права и учитывая полномочия государственной инспекции труда, установленные абзацем вторым ст. 356 и абзацем шестым ст. 357 Трудового кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

Вместе с тем, по смыслу данных законоположений при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела и дела № 7-1931-15-ОБ в государственную инспекцию труда по Алтайскому краю обратился гражданин И. с заявлением, в котором указал, что несколько лет назад комиссариат Алтайского края был проверен Государственной инспекцией труда АК по соблюдению режима работы ночных сторожей. После чего, на гражданский персонал дополнительного легла их переработка, у сторожей с переработкой стал порядок, а недовольных уволили. Иванов И.П. просил провести внеплановую проверку работы краевого сборного пункта военного комиссариата Алтайского края, а именно режим труда и оплаты временного штата.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения на проверку № 7-1931-15-ОБ/80/17/1 от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае Ф. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Военного комиссариата Алтайского края. Лицо, проводившее проверку –Д.-начальник отдела по правовым вопросам №2.

Как следует из акта проверки № 7-1931-15-ОБ/80/17/2 от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки Военного комиссариата АК выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В акте указано, что согласно положения о Военном комиссариате Алтайского края руководство осуществляется Военным комиссаром АК. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ полномочия военного комиссара возложены на К. Проверка соблюдения трудового законодательства военного комиссара АК проводится по обращению И. Из объяснений К. следует, что И. никогда не состоял в трудовых отношениях с военным комиссариатом АК. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ для организационной отправки молодого пополнения в войска введен ненормированный рабочий день в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для гражданского персонала временного штаба сборного пункта Алтайского края. Однако, в табеле рабочего времени за указанный период, работникам проставляет норма рабочего времени. В связи с чем, невозможно проверить учет отработанного времени за пределами рабочего времени. Табель учета рабочего времени необходим и тогда, когда сотрудникам установлен режим ненормированного рабочего дня.

Начальника отдела по правовым вопросам № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае Деньга Т.И. выдала предписание № г., Военному комиссару Алтайского края в котором обязывала устранить допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права : 1 пункты 4.3. трудового договора с помощником начальника отделения привести в соответствие с нормой с. 152. 153 ТК РФ ; 2. В табеле учета рабочего времени проставлять работнику фактически отработанное время каждым работником ( ч. 4ст.91 ТК РФ )

Заявителем ДД.ММ.ГГГГ указанное предписание было обжаловано руководителю Государственной инспекции труда –главному государственному инспектору труда в Алтайском крае.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Военного комиссара Алтайского края поступило решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГГГ № 6-1571-15-ПВ-1, которым в удовлетворении жалобы военного комиссара АК отказано, предписание от ДД.ММ.ГГГГ выданное Д., признано правомерным. Срок исполнения предписания -ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947 г., ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ к индивидуальным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Таким образом, полномочий признавать отношения трудовыми, в таком порядке, путем выдачи предписания, у государственного инспектора, не имелось.

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

Кроме того, ч.1 ст.20 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ определено, что к грубым нарушения относится нарушение требований, предусмотренных: п.2 ч.2,3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч.5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст.10 настоящего ФЗ.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора(в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Пункт 1 оспариваемого предписания содержит требование привести в соответствие пункт 4.3 трудового договора с помощником начальника отделения с нормой ст.152,153 ТК РФ;

В ходе проверки установлено, что лицо, по заявлению которого проводилась проверка не занимает должность помощником начальника отделения Военного комиссариата АК.

Ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения данного дела заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих о том, что трудового договора с лицами, занимающими должность помощником начальника отделения Военного комиссариата АК или желающими ее замещать является типовым, утвержденным законом или каким либо нормативным или локальным актом, и в обязательном порядке содержит в п. 4.3 такое условие, как «при привлечении работника к исполнению обязанностей сверх установленной нормы времени, ему предоставляются дополнительные дни отдыха в соответствии со ст. 152 и 153 Трудового кодекса РФ и коллективным договором».

Таким образом, требование привести в соответствие пункт 4.3 трудового договора с помощником начальника отделения с нормой ст.152,153 ТК РФ фактически является неисполнимым, в связи с отсутствием документа, в который заинтересованное лицо просит привести в соответствие.

Кроме того, суд полагает необоснованным требование об изменении пункта трудового договора, который содержит отсылку к номам коллективного договора. Данное требование противоречит действующему ТК РФ.

Как следует из пояснений представителей заявителя в п.4.3 заключенных трудовых договоров предусмотрено: «при привлечении работника к исполнению обязанностей сверх установленной нормы времени, ему предоставляются дополнительные дни отдыха в соответствии со ст. 152 и 153 Трудового кодекса РФ и коллективным договором». Текст данного пункта содержит ссылку на статьи ТК РФ и коллективный договор, в соответствии с которыми и регулируются данные отношения. Порядок оплаты сверхурочных работ и его размеры конкретизированы в абзаце 7 п.3.5. Коллективного договора, согласованного с первичной профсоюзной организацией военного комиссариата Алтайского края и утвержденного военным комиссаром Алтайского края. Разногласий и жалоб по принятым в коллективном договоре положениям не было. Порядок предоставления дней отдыха конкретизирован в п.3.13 коллективного договора.

Суд соглашается с доводами представителей заявителя о том, что нет оснований для внесения в табель учета рабочего времени сведений о количестве отработанного времени в отношении лиц, которые отработаны в другие структурные подразделения.

Заявителем представлен журнал учета фактически отработанного времени.

Кроме того, в соответствии с п.2 ч.2 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью и граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а так же угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а так же возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ч.3 ст.10 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294- ФЗ, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а так же обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч.2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно подпункту «б» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан,в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Согласно требованиям к письменным обращениям граждан содержатся в ч. 1 ст. 7 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество(последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452. к анонимным запросам относит те сообщения, которые не содержат фамилию, имя, отчество заявителя,его почтовый адрес, а также подпись, которые в федеральном органе исполнительной власти., которые, как правило, не рассматриваются.

В ходе проверки соблюдения трудового законодательства военного комиссара АК по обращению И. было установлено, что И. никогда не состоял в трудовых отношениях с военным комиссариатом АК. В ходе проверки не было опровергнут тот факт, что сведения о лице, обратившемся в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае являются вымышленными. Не было это опровергнуто и в судебном заседании.

Также не было представлено суд доказательств того, что обращение лица, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях является основанием для проведения служебной проверки.

В связи с чем, предписание начальника отдела по правовым вопросам № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае № г., выданному Военному комиссару Алтайского края, решение Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае № по жалобе на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ г., являются незаконным.

Всвязи с вышеизложенным, предписание от 30.06.2015г. №7-1931-15-ОБ/80/17/3 подлежит отмене, как выданное на основании внеплановой проверки, проведенной в нарушение закона, поскольку обращение от 03.06.202015г. №7-1931-15-ОБ, не позволяет установить лицо, обратившееся в государственную инспекцию труда, и не содержит сведений о фактах, свидетельствующих о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (либо непосредственно о причинении такого вреда).

Поскольку суд пришел к выводу, что выданное Военному комиссару Алтайского края предписание начальником отдела по правовым вопросам № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае Д. от ДД.ММ.ГГГГ г., подлежит отмене, то подлежит удовлетворению и заявление в части признания незаконным решения Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае № 1 по жалобе на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым указанное предписание не было отменено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Заявление Военного комиссара Алтайского края об обжаловании решения и предписания должностных лиц государственной инспекции труда в Алтайском крае, удовлетворить

Признать предписание начальника отдела по правовым вопросам № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданному Военному комиссару Алтайского края, незаконным.

Признать решение Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае № по жалобе на предписание № 7 от 30.06.2015 г., незаконным.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула

Председательствующий Л.С.Авсейкова

2-3156/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный комиссариат Ак
Другие
ГИ труда в АК
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
30.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2015Передача материалов судье
30.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.08.2015Предварительное судебное заседание
02.09.2015Судебное заседание
03.09.2015Судебное заседание
08.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2015Дело оформлено
03.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее