Решение по делу № 2-1836/2019 от 02.07.2019

                                                                                                   дело № 2-1836/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года                                                              город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.

секретарь судебного заседания – Бутакова А.А.,

с участием представителя истца – Сухойвана Дмитрия Михайловича, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Гаражного кооператива «Вымпел-1» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: Инспекция по контролю за использование объектов недвижимости, о признании незаконным и отмене решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Гаражный кооператив «Вымпел-1» обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в котором, просит:

- признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом (уведомлением) исх. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды, Гаражному кооперативу «Вымпел - 1» в отношении земельного участка № 2, площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала: , кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, переданного в аренду на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов под ;

- обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды, Гаражному кооперативу «Вымпел - 1» в отношении земельного участка , площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала: , кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, переданного в аренду на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов под .

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ОК «Вымпел - 1» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка сроком на 25 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель передал в срочное платное пользование земельный участок № 1 площадью 0,0152 га, земельный участок № 2 площадью 1,9848 га, общей площадью 2,0000 га, расположенные по адресу: <адрес>, для строительства и эксплуатации гаражей.

Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов в установленном законодательством Украины порядке.

        ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о переоформлении договора, в чем ему было отказано по основаниям отсутствия сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемых земельных участков, указав, что заключение договора возможно после постановки на кадастровый учёт земельных участков.

Истец за свой счет осуществил кадастровые работы по установлению границ на местности в отношении земельного участка площадью 1,9848 га, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, номер кадастрового квартала: 91:03:000000, кадастровый , согласовав межевой план с ответчиком, а также осуществил кадастровый учет. После чего повторно обратился к ответчику через ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , но получил отказ в предоставлении государственной услуги, в котором указано, что на основании информации от 14.01.2019, по результатам обследования Инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости выявлены обстоятельства, указанные в подпункте 6 пункта 7 Порядка, использование земельного участка не по целевому назначению, в действиях истца усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил письменные возражения на иск, в которых просил в заявленных требованиях отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечило, о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не уведомило.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 06.04.2010 между Севастопольским городским Советом и ОК «Вымпел - 1» заключен договор аренды земельного участка сроком аренды до 05.04.2035, согласно которому истцу передан на основании акта приема-передачи от 06.04.2010 в срочное платное пользование земельный участок № 1 площадью 0,0152 га, земельный участок № 2 площадью 1,9848 га, общей площадью 2,0000 га, расположенные по адресу: <адрес>, для строительства и эксплуатации гаражей.

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были заключены дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ.

        ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о переоформлении договора. Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в переоформлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на основании отсутствия сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемых земельных участков, указав, что заключения договора возможно после постановки на кадастровый учёт земельных участков.

Из пояснений представителя истца следует, что истец за свой счет осуществил кадастровые работы по установлению границ на местности в отношении земельного участка № 2 площадью 1,9848 га, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, номер кадастрового квартала: 91:03:000000, кадастровый , согласовав межевой план с ответчиком, а также осуществил кадастровый учет земельного участка.

Истец повторно обратился к ответчику через ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды земельного участка № 2 площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , однако, согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги.

Согласно указанному ответу в предоставлении государственной услуги отказано на основании информации от 14.01.2019, поскольку по результатам обследования Инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости выявлены обстоятельства, указанные в подпункте 6 пункта 7 Порядка, использование земельного участка не по целевому назначению, в действиях истца усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно статье 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона № 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 12 статьи 3 Закона № 46-ЗС установлено общее правило, в соответствии с которым, стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

При этом в силу пункта 13 статьи 3 Закона № 46-ЗС в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона №6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка.

Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута земельного участка в срок до 1 января 2017 года. Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя.

В соответствии со статьей 3 Закона № 46-ЗС 21.12.2015 Правительством Севастополя утвержден Порядок № 1250, который устанавливает условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка № 1250 переоформление права постоянного пользования земельным участком, права аренды, права сервитута в соответствии с Порядком № 1250 осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

По смыслу статьи 9 № 6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от 05 декабря 2014 года № 308-ЭС14-1405). При этом судом учитывается, что нормы ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие до 18 марта 2014 года, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение ВС РФ от 27 октября 2014 года № 308-ЭС14-1939). Следовательно, предусмотренные Порядком № 1250 заявления о переоформлении прав аренды, возникшие в соответствии с земельным законодательством Украины, должны подаваться в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Пунктом 7 Порядка № 1250 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка, а именно наличие в распоряжении уполномоченного органа документов, подтверждающих следующие обстоятельства:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не обладает соответствующим правом на земельный участок на момент обращения, в том числе в случае, если уполномоченным органом Украины до 18 марта 2014 года принято решение о прекращении права постоянного пользования испрашиваемым земельным участком, либо решение о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование, на праве сервитута признано недействительным в судебном порядке, и судебное решение вступило в законную силу;

2) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, когда данными лицами в адрес уполномоченного органа направлено заявление о намерении использовать земельный участок под данными объектами на основании договора субаренды, либо если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута, или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

3) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;

4) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

5) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

6) фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка;

7) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

8) испрашиваемый земельный участок предоставлен в собственность, в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование иному лицу до момента принятия уполномоченным органом Украины решения о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду заявителю;

9) в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.

Ответчиком отказано истцу в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды на основании подпункта 6 пункта 7 Порядка № 1250, а именно - несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному использованию.

Суд учитывает, что силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно п.1 ч.6 ст. 30 и ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность по застройке и последующей эксплуатации зданий, сооружений, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории. Под несоответствием фактического использования земельного участка разрешенному использованию земельного участка следует понимать осуществление землепользователем такой деятельности, которая противоречит документам градостроительного зонирования.

Согласно п. 7 Порядка №1250 с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 данного пункта, уполномоченный орган направляет запрос в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществлению земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, который обязан провести обследование указанного земельного участка на протяжении 20 дней с момента поступления запроса и направить информацию по результатам обследования в адрес уполномоченного органа.

Принимая во внимание, что с момента принятия решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в срочное платное пользование земельных участков № 1 площадью 0,0152 га, № 2 площадью 1,9848 га, общей площадью 2,0000 га, расположенных по адресу: <адрес>, для строительства и эксплуатации гаражей и передачи участков арендатору, на арендуемом земельном участке располагались только гаражи, допустимых доказательств, которые свидетельствует о несоответствии фактического использования земельного участка № 2 разрешенному использованию, использование земельного участка не по целевому назначению, Департаментом не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх. об отказе в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды Гаражному кооперативу «Вымпел - 1» в отношении земельного участка № 2, площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала: , кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, переданного в аренду на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов под .

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Гаражного кооператива «Вымпел – 1» о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды Гаражному кооперативу «Вымпел - 1» в отношении земельного участка № 2, площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала: , кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, переданного в аренду на основании договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским управлением земельных ресурсов под .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

<данные изъяты>

2-1836/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гражданский кооператив "Вымпел-1"
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости
Сухойван Д.М.
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
02.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2019Судебное заседание
11.09.2019Судебное заседание
16.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее