Судья Пономаренко С.М. Дело № 33-2352/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2015 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Бизякиной Н.П.

судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.

с участием прокурора Нагайцева Э.Е.

при секретаре Щур А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Партизанского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Молчановка Партизанского муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя департамента М. на решение Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года.

Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

прокурор Партизанского района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что в результате проверки соблюдения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Молчановка Партизанского муниципального района учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программе установлено, что библиотечный фонд школы не укомплектован учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы. На 2014-2015 учебный год МКОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа» с. Молчановка общая потребность в учебных материалах составляет 617 штук, фактически в наличии имеется 368 штук, для полного укомплектования библиотечного фонда необходимо приобрести еще 249 экземпляров, укомплектованность библиотечного фонда составляет 59,64 %, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение общедоступного и бесплатного образования, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки учащихся. Просил возложить на МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Мочановка Партизанского муниципального района» обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на департамент образования и науки Приморского края обеспечить указанное образовательное учрежение денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на департамент финансов Приморского края выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления образовательному учреждению с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили возражения на иск.

Решением Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, представитель департамента финансов Приморского края подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что объем субвенций утверждается законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год. Нормативы расходов на обеспечение учебного процесса на 2015-2016 годы утверждены в размере 7650535 тыс. рублей. На Партизанский район предусмотрено 153860 рублей. Полагает, что выделенные субвенции нерационально использованы органом местного самоуправления, что подтверждается укомплектованностью одних школ в размере 100%, а других в размере 50%.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражала против отмены решения суда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотрела дело по в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на них возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно статье 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Пунктом 2 части 3 статьи 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами

В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатногообразования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.

Согласно пункту 10 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесена организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па, к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.01.2006 № 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В силу пункта 7.2 раздела II этого Положения департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Поскольку факт неполной комплектации библиотечного фонда МКОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа» с. Молчановка Партизанского муниципального района Приморского края нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиком, суд с учетом приведенных положений закона обоснованно принял решение об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 19.12.2013 № 334-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.

При этом ссылки в апелляционной жалобе о нерациональном использовании выделяемых средств образовательным учреждением признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку доказательств в подтверждение названного довода ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представил.

Несостоятельным признается и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета.

Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено определение нормативов согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 настоящего Закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счет местного бюджета.

Указание на несоблюдение Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 14 января 2014 года № 4-па, выводы суда не опровергают.

Также судебной коллегией не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о том, что все обязательства по предоставлению субвенций выполнены, поскольку обязанность субъекта Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования может быть прекращена только путем ее исполнения и недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не может являться основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних, в защиту интересов которых прокурор обратился в суд, на получение гарантированного государством доступного общего образования.

С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2352/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок. Партизанского р-на
Ответчики
МКОУ " СОШ с. Молчановка " (2-695)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Бичукова Илона Борисовна
23.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2015Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее