Решение по делу № 33-2593/2021 от 12.02.2021

Судья Копаев А.А.                                                                                          дело № 33-2593/2021

Ленинский районный суд

Республики Крым

Гр.дело №2-729/2020

УИД: 91RS0014-01-2020-000480-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь                                                                               02 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

Судей: Синани А.М. и Чистяковой Т.И.

при секретаре: Кульневе А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах Борисовой Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании незаконным решения, о возложении обязанности принятия решения о досрочном назначении страховой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

В Ленинский районный суд Республики Крым обратился прокурор, действующий в интересах Борисовой С.М. с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании незаконным решения № 180000047255 от 6 ноября 2018 года об отказе в установлении пенсии, возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж периодов работы, и перерасчете страховой пенсии истца. В заявленных исковых требованиях прокурор, действующий в интересах Борисовой С.М. указал на то, что ответчиком необоснованно исключены из страхового стажа истца периоды ее работы с 26.12.1996 г. по 09.08.2000 г., с 09.08.2000 г. по 28.09.2004 г., с 29.09.2004     г. по 30.09.2004 г., с 02.09.2007 г. по 31.07.2013 г., ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания Борисовой С.М. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 г.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Суд, признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым №180000047255 от 6 ноября 2018 года, и возложил на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж Борисовой Светланы Михайловны, 12.08.1963 года рождения периоды ее работы с 01.01.2002 г. по 28.09.2004 г., с 01.10.2004 г. по 01.09.2007 г., с 29.04.2004 г. по 30.09.2004 г., с 02.09.2007 г. по 31.07.2013 г. и произвести ей перерасчет пенсии с учетом указанных периодов с 1 августа 2018 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказано. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым в пользу бюджета муниципального образования Ленинский район Республики Крым также взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На заседание судебной коллегии Борисова С.М. и представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, прокурора отдела управления прокуратуры Республики Крым Военную З.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, и полагавшую решение подлежащим отмене в части взыскания с ответчика государственной пошлины и подлежащим изменению в части даны перерасчета пенсии, проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Борисова Светлана Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 12 августа 2018 года, назначенной ей Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым.

Как следует из материалов выплатного дела, расчет пенсии истцу при постановке на учет произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» без учета положений Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенности пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь».

С 12.08.2018 г. пенсия истца рассчитана исходя из общего трудового стажа до 01.01.2002 г. исчисленного по п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года, в размере 20 лет 2 месяца и 4 дня (с учетом периода ухода за ребенком до 3-х лет, а также с учетом сумм страховых взносов, начисленных страхователями в Пенсионный фонд РФ до момента установления пенсии, согласно сведениям персонифицированного учета за период работы с 01.01.2015г.), и составила 6966,86 рублей.

Решением ответчика № 180000047255 от 06.11.2018 г. Борисовой С.М. при назначении пенсии по старости ответчиком не приняты во внимание периоды ее работы: с 29.09.2004 по 30.09.2004, с 02.09.2007 по 31.07.2013 осуществление предпринимательской деятельности, ввиду того, что данные периоды подлежат подтверждению только Комиссией по реализации пенсионных прав граждан; с 01.01.2002 по 28.09.2004 и с 01.10.2004 по 01.09.2007, так как истцом не подтвержден факт постоянного проживания на территории Республики Крым или города Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положением Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», установив факт осуществления истцом в спорные периоды трудовой деятельности, пришел к выводу о неправомерности действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым и наличии оснований, для удовлетворения иска.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж Борисовой С.М. периоды ее работы с 01.01.2002 г. по 28.09.2004 г., с 01.10.2004 г. по 01.09.2007 г., с 29.04.2004 г. по 30.09.2004 г., с 02.09.2007 г. по 31.07.2013 г. и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включенных периодов, находит законными и обоснованными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика, в указанной части, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного закона со дня его вступления в силу (то есть с 01.01.2015) Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (статья 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03. по 31.12.2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в ч.1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно п.4 ст.5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Пунктом 4.1 указанной статьи предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Из пункта 5 следует, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.

Отказывая в учете периодов работы Борисовой С.М. с 01.01.2002 г. по 28.09.2004 г., с 01.10.2004 г. по 01.09.2007 г., с 29.04.2004 г. по 30.09.2004 г., с 02.09.2007 г. по 31.07.2013 г. в соответствии с требованиями вышеуказанного закона, пенсионный орган сослался на то, что решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым не может быть принято во внимание, поскольку факт установлен для иной цели, без привлечения пенсионного органа к участию в деле.

Данные доводы судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда Республики Крым от 5 августа 2014 года установлен юридический факт постоянного проживания Борисовой С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 - года, на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации. Решение вступило в законную силу 08 сентября 2014 года.

В силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Имеющееся в материалах дела решение суда, указывающее на факт проживания Борисовой С.М. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года в настоящее время не отменено, в связи с чем, является обязательным для всех административных органов, учреждений и юридических лиц, для исполнения. При указанных обстоятельствах, период работы истца до 18.03.2014 года подлежит включению в подсчет страхового стажа.

При этом, поскольку истец являлся лицом, проживающим на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, что установлено решением суда, вступившим в законную силу и обязательным для исполнения всех административных органов, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости применения Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при назначении пенсии по старости Борисовой С.М.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт работы истца в периоды с 01.01.2002 г. по 28.09.2004 г., с 01.10.2004 г. по 01.09.2007 г., с 29.04.2004 г. по 30.09.2004 г., с 02.09.2007 г. по 31.07.2013 г., а именно факт осуществления ею предпринимательской деятельности, что подтверждено соответствующими письменными доказательствами, как то выписка из сведений персонифицированного учета, свидетельство о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

Судебная коллегия критически оценивает доводы апелляционной жалобы в указанной части по основаниям того, что они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в решении. Оснований для переоценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела.

Разрешая спор в указанной части, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а доказательства приобщены к материалам дела и при исследовании судом получили надлежащую оценку.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика в части возмещения судебных расходов.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Участие Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым в качестве ответчика, обусловлено осуществлением им как территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, как следует из документов удостоверяющих личность Борисовой Светланы Михайловны, она родилась ДД.ММ.ГГГГ, а пенсионного возраста 55 лет достигла 12.08.2018 года.

В связи с чем, моментом назначения пенсии является не день подачи ею заявления в пенсионный орган о назначении пенсии, а момент возникновения права на страховую пенсию, которое наступило 12 августа 2018 года. С указанной даты и подлежит перерасчет назначенной Борисовой С.М. пенсии с учетом включенных судом первой инстанции периодов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2020 года отменить в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования Ленинский район Республики Крым и в части даты назначения пенсии.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязанность произвести Борисовой С.М. перерасчет пенсии с 12 августа 2018 года.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2593/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокуратура Ленинского района РК
Борисова Светлана Михайловна
Ответчики
ГУ УПФ в Ленинском районе РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Аверина Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.02.2021Передача дела судье
02.03.2021Судебное заседание
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее