УИД 61RS0053-01-2024-000812-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2024 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Коновской Н.Н., при секретаре судебного заседания Митяшовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сусатского сельского поселения, Администрации Семикаракорского района, Отделу МВД России по Семикаракорскому району об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Семикаракорский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации Сусатского сельского поселения об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области проведена проверка по доводам обращения К. от 15.03.2024 года по вопросу установки предупреждающего дорожного знака по ул. Мира в х. Сусат.
На основании соглашения от 14.11.2023 года, заключенного между Администрацией Семикаракорского района и Администрацией Сусатского сельского поселения, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сусатского сельского поселения переданы Администрации Сусатского сельского поселения.
Согласно договору безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Семикаракорский район» от 24.12.2018 года № внутрипоселковая автомобильная дорога от ул. Мира №4 до ул. Мира № в х. Сусат находится в границах Сусатского сельского поселения и передана в безвозмездное пользование Администрации Сусатского сельского поселения.
В ходе проверки прокуратурой Семикаракорского района установлено, что от выезда с асфальтированной автомобильной дороги по ул. Мира в х. Сусат Семикаракорского района находится нерегулируемый грунтовый проезд, по которому имеет место движение автотранспортных средств. Вместе с тем, в связи с отсутствием предупреждающего дорожного знака об окончании асфальтированной дороги и отсутствием проекта организации дорожного движения на данную грунтовую дорогу, создается угроза безопасности жизни и здоровья неопределенному кругу лиц.
Допущенные нарушения обусловлены несвоевременным проведением сотрудниками администрации мониторинга состояния улично-дорожной сети на автомобильных дорогах в границах поселения и требуют принятия конкретных мер к их устранению.
По фактам выявленных нарушений закона, выразившимися по мнению прокуратуры в непринятии мер по установлению предупреждающего дорожного знака, в адрес и.о. главы Администрации Сусатского сельского поселения 12.04.2024 года прокуратурой Семикаракорского района внесено соответствующее представление.
Представление рассмотрено вместе с тем, Администрацией Сусатского сельского поселения не приняты меры по установке предупреждающего дорожного знака 1.16 «Неровная дорога».
Таким образом, указывает прокурор, изложенные в представлении требования по состоянию на 29.07.2024 года не выполнены в полном объеме, что является нарушением положений Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации»
Непринятие Администрацией Сусатского сельского поселения мер по установке предупреждающего знака 1.16 «Неровная дорога» затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий.
В связи с изложенным прокурор Семикаракорского района просил обязать Администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить предупреждающий дорожный знак 1.16 «Неровная дорога» на асфальтированной автомобильной дороге по ул. Мира в х. Сусат Семикаракорского района Ростовской области.
В ходе рассмотрения гражданского дела, исковые требования были изменены, прокурор Семикаракорского района просил обязать Администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в проект организации дорожного движения автомобильной дороги ул. Мира х. Сусат Семикаракорского района ростовской области, в части установки дополнительных дорожных знаков 6.8.1 «Тупик», а также обязать Администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района в течение двух месяцев со дня изменения проекта организации дорожного движения установить дорожный знак 6.8.1 «Тупик» вначале дороги ул. Мира, х. Сусат, Семикаракорского района.
Судом к участию в деле с учетом рассматриваемых правоотношений в качестве соответчиков были привлечены Администрация Семикаракорского района, Отдел МВД России по Семикаракорскому району.
В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Образцов И.Д. исковые требования в уточнённой редакции поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, Администрация Сусатского сельского поселения в лице главы Администрации Сусатского сельского поселения Бурминской Ю.Н., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представили письменные возражения на исковые требования, приобщенные к материалам дела.
Ответчик, Администрация Семикаракорского района в лице представителя Царелунга Е.В., действующей на основании доверенности, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, также представили письменные возражения на исковые требования, приобщенные к материалам дела.
Ответчик, Отдел МВД России по Семикаракорскому району извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, отзыва по заявленным требования прокурора не представил.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами и принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из ст. 6 указанного Федерального закона следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4).
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, при этом действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.п. 5, 6 и 12 ст. 3 указанного Федерального закона, составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, что дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Как установлено ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1, 6 и 11 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 года № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в п. 11 перечня указан ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», в п. 12 указан ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, размещение дорожных знаков на дорогах должно соответствовать требованиям ГОСТ и проектам организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с подп. 1 п. 9, подп. 1 п. 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402В, работы и мероприятия по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, установка недостающих дорожных знаков.
Как следует из материалов дела, на основании Соглашения от 14.11.2023 года Администрация Семикаракорского района передала часть полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Администрации Сусатского сельского поселения (л.д.23).
На основании договора безвозмездного пользования имуществом от 24.12.2018 года №, в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2024 года №, внутрипоселковая автомобильная дорога, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования «Семикаракорский район», расположенная в х. Сусат Семикаракорского района Ростовской области, ул. Мира, от ул. Мира № до ул. Мира №, передана в безвозмездное пользование Администрации Сусатского сельского поселения (л.д.26-44).
Как следует из п. 3.2.4-п. 3.2.7 указанного договора, содержание, ремонт и др. производится за счет бюджетных средств Семикаракорского района, передаваемых бюджету поселения в виде межбюджетных трансферов.
Автомобильная дорога, согласно техническому паспорту по состоянию на 01.05.2021 года, имеет протяжённость 400 м, покрытие асфальтобетонное, имеет площадки для стоянок и остановок автомобилей, имеет асфальтобетонный съезд слева длиной 7,46 м, обеспечивает связь жилой застройки с основными улицами и выезд по направлению к основной улице населенного пункта, образует примыкания и пересечения с другими автомобильными дорогами, на 2024 год интенсивность движения транспорта определена в 6 автомобилей в сутки с перспективой на 2025 год 7 автомобилей в сутки.
На основании представления прокуратуры Семикаракорского района от 01.03.2021 года (л.д.121), Администрацией Сусатского сельского поселения разработан, согласован с ОМВД России по Семикаракорскому району и 22.03.2021 года утверждён «Проект организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального район, расположенных на территории Сусатского сельского поселения Семикаракорского района» (л.д.45), в том числе автомобильной дороги на ул. Мира в х. Сусат (л.д.46, 127-128).
Дислокация дорожных знаков содержит ведомость размещения дорожных знаков, на данной автомобильной дороге требуется установить 4 дорожных знака в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004: 2 знака 2.1 Главная дорога, знак 2.2 Конец главной дороги, знак 2.4 Уступи дорогу (л.д.127).
Администрацией Сусатского сельского поселения был заключен муниципальный контракт и в период с 14.08.2023 года по 10.10.2023 года выполнен ремонт автомобильной дороги по ул. Мира в х. Сусат. Стоимость работ составила 2589660 рублей, источники финансирования - средства бюджета Ростовской области в размере 2572673,40 рублей, средства бюджета Сусатского сельского поселения в размере 25986,60 рублей (л.д.129-165).
Как установлено ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе по предоставлению доказательств.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых не является исчерпывающим. Однако, истец должен обосновать избранный способ защиты права и представить доказательства в обоснование требований.
Основанием для обращения в суд явился предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты нарушенного права - пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из искового заявления следует, что поводом для обращения в суд послужило установленное прокурором нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения по ул. Мира в х. Сусат Семикаракорского района бездействием, выразившемся в несвоевременном проведении сотрудниками администрации мониторинга состояния улично-дорожной сети.
В исковом заявлении указано, что непринятие Администрацией Сусатского сельского поселения мер по установке соответствующего предупреждающего знака затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий.
Между тем, в ходе рассмотрения дела, фактов, подтверждающих несоблюдение ответчиками, Администрацией Сусатского сельского поселения, Администрация Семикаракорского района, Отделом МВД России по Семикаракорскому району, каждого в рамках своей компетенции, норм в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, угрозы совершения дорожно-транспортных происшествий на рассматриваемой дороге, не установлено.
Прокурором не приведено доказательств увеличения количества ДТП на данной дороге после утверждения действующей дислокации дорожных знаков и разметки от 2021 года, после проведения ремонта дороги в 2023 году, не приведено никаких сведений об имевших место иных инцидентах с участием транспортных средств, пешеходов, животных.
Исковые требования основаны только на результатах проверки исполнения администрацией Сусатского сельского поселения законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведенной прокуратурой даже без выезда на место и без составления акта осмотра, и вынесенного представления об устранении нарушений федерального законодательства от 12.04.2024 года.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, в том числе в Определении от 24.02.2005 года № 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, при этом само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Заявленные прокуратурой недостатки могли быть подтверждены либо опровергнуты только результатами оценки технического состояния владельца автомобильной дороги.
Как установлено ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Учитывая, что ремонт дороги, в том числе и на основании действующей дислокации дорожных знаков и разметки, был осуществлен один год назад, предполагать, что за это время произошли значительные изменения, ухудшившие условия эксплуатации автомобильной дороги, нет никаких оснований, актом муниципального контроля не зафиксированы.
Нарушения прав граждан либо угрозы нарушения прав граждан при пользовании автомобильной дороги, судом не установлено.
Более того, согласно п. 5.7.8 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, знаки 6.8.1 - 6.8.3 «Тупик» применяют для обозначения дорог, не имеющих сквозного проезда. Знак 6.8.1 устанавливают в начале дороги.
Как следует из технической характеристики автомобильной дороги, отраженной в техническом паспорте, автомобильная дорога по ул. Мира в х. Сусат обеспечивает связь жилой застройки с основными улицами и выезд по направлению к основной улице населенного пункта, образует примыкания и пересечения с другими автомобильными дорогами, т.е. имеет сквозной проезд, выходящий на ул. Молодёжную.
Таким образом, исковые требования прокурора противоречат техническим характеристикам автомобильной дороги и не могут быть удовлетворены и по этим основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области к Администрации Сусатского сельского поселения, Администрации Семикаракорского района, Отделу МВД России по Семикаракорскому району об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Коновская Н.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 17.12.2024 года.