Дело № 3а-150/2021
УИД 76OS0000-01-2020-000685-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 27 января 2021 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варенцова Александра Владимировича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Варенцов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: назначение – нежилое, наименование – здание цеха, площадью 13 061, 2 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 27 923 548 рублей.
Заявление обосновано тем, что Варенцов А.В. является собственником объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно Отчету, выполненному ООО Оценочная компания «Канцлер» (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2019 года составляет 27 923 548 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 221 959 533, 55 рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Варенцова А.В. на основании доверенности Сизова В.В. административный иск об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки поддержала.
Представитель административного ответчика Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности Шагабутдинова А.А. административный иск не признала в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда.
Заинтересованные лица мэрия город Ярославля, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заинтересованные лица Баргер А.Л., Вергельский А.В. – сособственники объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> возражений против административного иска не заявили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика Ромали Ю.Г., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Судом установлено, что Варенцов А.В. является собственником объекта недвижимости: назначение – нежилое, наименование – здание цеха, площадью 13 061, 2 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 78.
В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), помимо прочего имущества, также здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 N 74-з в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.
Решением муниципалитета города Ярославля от 27.11.2014 года N 441 на территории города Ярославля введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области, решения муниципалитета города Ярославля, суд приходит к выводу о том, что Варенцов А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер данного налога определяется на оснований сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, следовательно, права и законные интересы Варенцова А.В. затрагиваются установленной в отношении указанного объекта кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, он имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объект недвижимости административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.
Согласно приложению 1 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Ярославской области по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила 221 959 533, 55 рубля.
Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2019 года установлена в размере 27 923 548 рублей.
Исследование Отчета с учетом возражений, принесенных на него административным ответчиком, дополнительных пояснений оценщика Ромали Ю.Г. дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объекта затратным подходом. От использования в рамках оценки доходного и сравнительного подхода Отчет содержит обоснованный отказ.
В рамках затратного подхода оценщиком использован метод сравнительной единицы (прямого пересчета), при котором оценщиком рассчитывалась единичная стоимость сравнительной единицы аналогичного здания, после чего стоимость сравнительной единицы аналога корректировалась на различия в сравниваемых объектах.
В качестве единичной стоимости сравнительной единицы аналогичного здания оценщиком использованы данные Справочника Ко-Инвест, содержащего укрупненные показатели стоимости строительства в зависимости от класса здания и конструктивной системы.
Для определения преобладающего материала несущих конструкций оценщиком учитывались данные технической инвентаризации здания и результаты его визуального осмотра.
На основании анализа полученных данных оценщик пришла к выводу о том, что преобладающим материалом стен является кирпич. В связи с этим, она отнесла оцениваемое здание к классу конструктивной системы КС-1, среди предложенных Справочником Ко-Инвест, и применила расценку стоимости строительства данного конструктивного элемента, с учетом данного вывода.
Таким образом, выводы оценщика о применении тех или иных данных справочной литературы в целях расчета стоимости строительства вполне обоснованы, подтверждены исследованными оценщиком документами и данными осмотра оцениваемого объекта.
В связи с этим, суд полагает данные действия оценщика соответствующими требованиям федеральных стандартов оценки, в том числе пунктам 5, 8, 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299.
При определении срока службы здания оценщик руководствовалась данными, предложенными справочником СтатРиэлт, в соответствии с предложением которого срок службы производственных зданий, имеющих кирпичные или крупнопанельные стены, составляет 100 лет.
Использование указанной справочной литературы, а также характеристика объекта оценки в целях определения вышеуказанных показателей являются вполне обоснованными, в Отчете достаточно описанными и соответствующими законодательству об оценочной деятельности.
Возражений относительно обоснованности Отчета в иной его части лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Исследование представленного административным истцом Отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в Отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика логичны и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца у суда не имеется.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца материалы дела не содержат.
В связи с этим, рыночная стоимость объекта недвижимости административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом, 27 923 548 рублей.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения его кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Варенцова А.В. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения Варенцова А.В. с настоящим административным иском в суд – 25 декабря 2020 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Варенцова Александра Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое, наименование – здание цеха, площадью 13 061, 2 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 27 923 548 (двадцать семь миллионов девятьсот двадцать три тысячи пятьсот сорок восемь) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 25 декабря 2020 года.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2021 года