№ 33-2802/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Коуровой В.Е.
судей Булатова П.Г., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Мурашкиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 октября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Чернышенко Е.Ю., Тишковой Г.А. к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о возложении обязанности включить в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией, направить реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области,
по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышенко Е.Ю., Тишкова Г.А. обратились в суд с исками к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (далее - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области») о возложении обязанности включить в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией, направить реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
В обоснование исковых требований, измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указали, что они являются работниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», Тишкова Г.А. работает в должности фельдшера-лаборанта в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории, Чернышенко Е.Ю. работает в должности биолога в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории. В период с 01.11.2020 по 15.07.2022 истцы осуществляли согласно своим должностным обязанностям забор биологического материала у заболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и у лиц с подозрением на инфекцию, а также производили обработку инфекционного материала от умерших от новой коронавирусной инфекции (COVID-19). За весь этот период истцам не были произведены специальные социальные выплаты. При обращении к работодателю ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» был дан ответ, что учреждение в перечень медицинских организаций, сотрудникам которых производятся специальные социальные выплаты, не включено. Истцы полагали, что имеют право на получение специальной социальной выплаты, так как их трудовая деятельность непосредственно связана с оказанием медицинской помощи по диагностике новой коронавирусной инфекции, а также с проведением патологоанатомических исследований, связанных с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с непосредственным контактом с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом измененных требований просили суд обязать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» включить в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 01.11.2020 по 15.07.2022 Тишкову Г.А. и Чернышенко Е.Ю., направить реестр в региональный Фонд социального страхования (с 01.01.2023 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области) для осуществления специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 15.07.2022 с включением в него Тишковой Г.А. и Чернышенко Е.Ю.
В судебном заседании истцы Тишкова Г.А., Чернышенко Е.Ю. и их представитель Барковская С.А. на требованиях настаивали, дали пояснения согласно изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее при рассмотрении дела с исковыми требованиями не соглашался, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что учреждение в перечень медицинских организаций, сотрудникам которых производятся специальные социальные выплаты, не включено.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - ОСФР по Курганской области) по доверенности Цалапова Е.В. в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление, указала, что реестры для получения специальной социальной выплаты в отношении Тишковой Г.А. и Чернышенко Е.Ю. от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в отделение до настоящего времени не поступали.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв.
Представитель Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 25.01.2023 удовлетворены исковые требования Чернышенко Е.Ю., Тишковой Г.А., на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» возложена обязанность включить Чернышенко Е.Ю., Тишкову Г.А. в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией в период с 01.11.2020 по 15.07.2022 и направить данный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области, с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу каждого из истцов.
Не согласившись с решением, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование указано, что в решении суда отсутствует ссылка на конкретный пункт должностных инструкций, в соответствии с которым в должностные обязанности истцов входил забор биоматериала от пациентов, заболевших новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, в решении суда отсутствуют факты, имеющие существенное значение для определения права на специальную социальную выплату, а именно суд не указал к категории медицинских или иных работников следует отнести истцов, а также категорию организации (медицинская или иная организация), квалификационную категорию истцов (из представленного в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 перечня), размер выплаты. В связи с этим, указал, что истцы не относятся к категории лиц, указанных в подпункте «а» пункта 2 вышеуказанного постановления, которым может быть предоставлена социальная выплата, несмотря на то, что они действительно участвуют в диагностике новой коронавирусной инфекции. Помимо этого, указал, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не относится к категории медицинских организаций, проводящих патологоанатомические исследования, а в должностные обязанности истцов не входит их проведение. Обращает внимание, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» осуществляет лабораторные исследования биологического материала от умерших на предмет выявления не только коронавирусной, но и иных инфекций. Указывает, что при проведении лабораторных исследований диагноз умершему не установлен и учреждением не устанавливается, в связи с этим полагал ошибочным вывод суда о возникновении у истцов права на получение специальной социальной выплаты, поскольку выплаты стимулирующего характера в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2020 № 16-З/И/2-5951 предоставляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19. Также указывает, что нельзя сделать однозначный вывод о включении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в перечень медицинских организаций, работники которого подлежат включению в реестр, при этом реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией, в указанном в исковом заявлении период ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не составлялся.
Истцы Тишкова Г.А. и Чернышенко Е.Ю. в возражениях на апелляционную жалобу просили оставить решение Курганского городского суда Курганской области от 25.01.2023 без изменения, апелляционную ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» – без удовлетворения.
Третье лицо ОСФР по Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу решение вопроса оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Тишкова Г.А. и Чернышенко Е.Ю., их представитель по устному ходатайству Барковская С.А., против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Представитель ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» по доверенности Сибирякова А.Н., на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель третьего лица ОСФР по Курганской области, действующая на основании доверенности, Цалапова Е.В. решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Тишкова Г.А. с <...> работает в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в должности фельдшера-лаборанта в бактериологическом отделении микробиологической лаборатории на основании заключенного <...> между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» и Тишковой Г.А. трудового договора по основному месту работы на неопределенный срок.
Чернышенко Е.Ю. с <...> работает в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в должности биолога в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории на основании заключенного <...> между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» и Чернышенко Е.Ю. трудового договора по основному месту работы на неопределенный срок.
Из материалов дела также следует, что <...> сотрудниками микробиологической лаборатории отделения особо опасных вирусологических инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» Тишковой Г.А. и Чернышенко Е.Ю. направлено обращение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о необходимости передачи ежемесячного реестра сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в региональный Фонд социального страхования для осуществления специальных социальных выплат.
В ответ на обращение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в письме от <...> № сообщил о том, что специальная социальная выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации данного постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, то есть Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сведения о том, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» включен в вышеназванный перечень, отсутствуют. В связи с этим обязанность учреждения передавать реестр сведений работников в региональный Фонд социального страхования отсутствует (не возникла).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы полагали, что обладают правом на специальную социальную выплату за работу с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 в период с 01.11.2020 по 15.07.2022.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При этом суд исходил из того, что к видам деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» согласно его Уставу относятся, в том числе проведение исследований состояния здоровья населения в целях разработки и участия в реализации программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, проведение дезинфекции, оказание медицинских услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней; в спорный период Тишкова Г.А. и Чернышенко Е.Ю. выполняли должностные обязанности по лабораторным исследованиям биологического материала заболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и с подозрением на нее, а также производили обработку инфекционного материала от умерших от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам факт выполнения Тишкова Г.А. и Чернышенко Е.Ю. в спорный период перечисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что истец, как работник лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», проверяющая биоматериалы на наличие/отсутствие (COVID-19), имеет право на ежемесячную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1762.
Учитывая, что истцы не были включены в списки по Учреждению, суд первой инстанции в рамках заявленных требований возложил на ответчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» обязанность включить Тишкову Г.А. и Чернышенко Е.Ю. в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01.11.2020 по 15.07.2022; направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для осуществления истцам специальной выплаты с 01.11.2020 по 15.07.2022.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции в части признания за истцами права на ежемесячную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1762.
С 30.01.2020 на территории Российской Федерации введены мероприятия в целях предупреждения проникновения на территорию страны новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера.
Основанием для таких выплат являются особые условия труда и дополнительная нагрузка медицинских работников, которая обусловлена медицинской помощью гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работников, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (далее-постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762).
Согласно пункту 2 названного постановления право на получение специальной социальной выплаты имеют следующие категории работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 года № 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Из указанных положений следует, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 894н.
Указанные разъяснения предусматривают необходимость учета рабочего времени (дни), когда работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), условным обозначением «Ф(кв)».
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. В этом случае для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей (пункт 4 Разъяснения).
Как указано выше, истец Тишкова Г.А. в спорный период (2020 – 2022 гг.) занимала должность фельдшера-лаборанта в отделении особо опасных и вирусологических инфекций микробиологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».
Согласно должностной инструкции от 16.03.2020 должность фельдшера-лаборанта микробиологической лаборатории относится к категории - средний медицинский персонал с немедицинским образованием, в должностные обязанности Тишковой Г.А., входило, в том числе, проведение лабораторных исследований в соответствии с областью аккредитации ИЛЦ и согласно матрице полномочий микробиологической лаборатории (пункты 1.5, 3.1 должностной инструкции).
Согласно положений Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) фельдшеры-лаборанты относятся к категории средний медицинский персонал здравоохранения, не входящий в другие группы.
В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 473н, средний медицинский персонал здравоохранения выполняет технические и практические задачи по проведению диагностики и лечения заболеваний, болезней, травм и нарушений в организме человека и животных, обеспечивает медицинское обслуживание, соблюдение назначений и предписаний по лечению, которые обычно даются специалистами высшего уровня квалификации в области медицины, ветеринарии, медицинского ухода и другими медицинскими работниками.
Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) фельдшер-лаборант проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопическое исследование, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.
Изложенное свидетельствует о том, что Тишкова Г.А., как фельдшер-лаборант относится к среднему медицинскому персоналу, несмотря на то, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» является не медицинской организацией, а организацией здравоохранения.
Согласно пункту 5 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диагноз устанавливается лечащим врачом, должен быть основан на всестороннем обследовании пациента и составляется с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.
Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием (пункт 6 статьи 70 названного Федерального закона).
Практическое инструктивно-методическое пособие по статистике здравоохранения (утв. Приказом Росстата от 22.11.2010 № 409) дает следующее определение диагноза - установление врачом наличия заболевания или состояния по его симптомам, синдромам, признакам, результатам лабораторных исследований или другим данным. Основное состояние (диагноз) определяется как диагноз, установленный в конце эпизода оказания медицинской помощи, по поводу которого больному проводилось основное лечение или исследование.
Между тем, в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 10 от 08.02.2021) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении: а) положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений; б) положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10: U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов). При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10: U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).
В связи с указанными Временными методическими рекомендациями самого факта положительного результата лабораторных исследований достаточно для отнесения к подтвержденному случаю заболевания (COVID-19).
Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021) разъясняет, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762). Следовательно, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По мнению судебной коллегии, истец в спорный период не занималась оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), однако контактировала с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, что следует из комплекса представленных в материалы дела доказательств.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, полагает, что истец Тишкова Г.А., относясь к категории «средний медицинский персонал», не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), является лицом, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, следовательно, обладает правом на социальные выплаты, предусмотренные подпунктом «б» пункта 2 названного постановления.
Из материалов дела также усматривается, истец Чернышенко Е.Ю. в заявленный период 2020 – 2022 гг. осуществляла работу на должности биолога, относящейся к должностям специалистов с высшим немедицинским образованием.
Согласно должностной инструкции от 07.02.2020 должность биолога микробиологической лаборатории относится к категории специалист с высшим немедицинским образованием, в должностные обязанности Чернышенко Е.Ю., в том числе входило проведение лабораторных исследований в соответствии с областью аккредитации ИЛЦ и согласно матрице полномочий микробиологической лаборатории.
Пунктами 15, 15.11 Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» установлено, что данное учреждение вправе осуществлять за плату оказание медицинских услуг в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность (пункты 15, 15.11 Устава).
В соответствии с лицензией № № от 07.05.2018, предоставленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» по запросу судебной коллегии для подтверждения обстоятельств, подлежащих установлению по делу, учреждение вправе осуществлять медицинскую деятельность при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-социальной помощи выполнять работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях - по бактериологии, дезинфектологии, лабораторному делу, паразитологии, при оказании специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: бактериологии, вирусологии, дезинфектологии, клинической лабораторной диагностике, паразитологии.
Следовательно, в спорные периоды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» вправе было осуществлять медицинскую деятельность при оказании первичной медико-социальной помощи, в рамках оказания данного вида помощи предусматривалось выполнение услуги в амбулаторных условиях по лабораторному делу, в должностные полномочия истца Чернышенко Е.Ю. входило проведение лабораторных исследований (отбор проб), при этом она относилась к медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, материалами дела подтвержден факт выполнения истцом лабораторных исследований биоматериала от пациентов с диагностированной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), судебная коллегия приходит к выводу о том, что трудовые обязанности Чернышенко Е.Ю. были связаны с оказанием первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, то есть с выполнением работ, дающих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с абзацем 5 подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 также установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 данного постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации данного постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
В письме Минтруда России от 12.04.2021 № 14-1/10/П-2784 «О разъяснении отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762» разъяснено, что формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2020 № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Уставу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» является учреждением здравоохранения. В предмет и цели деятельности Учреждения входит выполнение и оказание услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Для достижения установленных целей Учреждение осуществляет виды деятельности такие как: санитарно-эпидемиологические экспертизы, статистическое наблюдение, регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия, оказание консультативных услуг по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, проведения исследований состояния здоровья населения в целях разработки и участия в реализации программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, оформление и учет личных медицинских книжек, проведение дезинфекции, оказание медицинских услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней и т.д.
Ответчиком не оспаривалось, что в спорный период Учреждение оказывало услуги по тестированию на наличие новой коронавирусной инфекции (с отбором проб, без отбора проб), а также по определению антител IgG v IgM к новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом ИФА.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от <...> № с учетом выполнения задач и исполнения функций в период сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся на территории Российской Федерации, вызванной появлением новой высококонтагиозной коронавирусной инфекцией, Роспотребнадзор, его территориальные органы и его подведомственные организации, выполняют неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств и являются организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращения распространением новой коронавирусной инфекции.
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты определены Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно за одну нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику.
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представленных организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Минтруд России в своем письме от <...> № «О разъяснении отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762», среди прочего, разъяснил, что формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2020 № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Как усматривается из Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», данное учреждение является учреждением здравоохранения.
Согласно информации ОСФР по Курганской области ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в период с 01.11.2020 по 15.07.2022 наличествовало в Перечне медицинских и иных организаций, который формируется в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 с 01.01.2021 по 30.04.2021, с 01.04.2022 по 31.07.2022.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности включить истцов в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и направить указанный реестр в региональный Фонд социального страхования для производства специальной социальной выплаты.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает постановленное решение подлежащим отмене в части удовлетворения требований истцов о включении в реестр сотрудников, работающих с биологическим материалом от пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в периоды с 01.11.2020 по 31.12.2021,с 01.05.2021 по 31.03.2022, с 15.07.2022 по 31.07.2022, поскольку в указанные периоды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не было включено в Перечень медицинских и иных организаций, работники которых имеют право на специальные социальные выплаты.
Истцами был представлен условный расчет фактически отработанных нормативных смен с 01.01.2021 по 30.04.2021, с 01.04.2022 по 15.07.2022, исходя из периода нахождения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в Перечне медицинских и иных организаций, который формируется в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762. Представителем ответчика указанный расчет в суде апелляционной инстанции не оспаривался.
Чернышенко Е.Ю. отработала следующее количество нормативных смен в 2021 г.: январь - 19 смен, февраль – 18 смен, апрель – 14 смен, в 2022 г.: апрель – 1 смена, июнь – 2 смены, июль – 4. Тишкова Г.А. отработала следующее количество нормативных смен в 2021 г.: январь - 15 смен, февраль – 18 смен, март – 22 смены, апрель – 20 смен, в 2022 г.: апрель – 11 смен, май – 2 смены, июнь – 5 смен, июль – 4 смены.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истцов государственной пошлины в размере 300 руб. в пользу каждой.
Руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2023 года отменить в части.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Исковые требования Чернышенко Е.Ю., Тишковой Г.А. удовлетворить частично.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» включить Чернышенко Е.Ю. в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией за 2021 год: январь - 19 смен, февраль – 18 смен, апрель – 14 смен, за 2022 год: апрель – 1 смена, июнь – 2 смены, июль – 4 смены и направить данный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» включить Тишкову Г.А. в реестр сотрудников, работавших с биологическим материалом пациентов с новой коронавирусной инфекцией за 2021 год: январь - 15 смен, февраль – 18 смен, март – 22 смены, апрель – 20 смен, за 2022 год: апрель – 11 смен, май – 2 смены, июнь – 5 смен, июль – 4 смены и направить данный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Чернышенко Е.Ю., Тишковой Г.А. отказать.
Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) в пользу Чернышенко Е.Ю. (паспорт серии №, выдан <...> <...>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» (ИНН 4501113468) в пользу Тишковой Г.А. (паспорт серии №, выдан <...> <...>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.».
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 ноября 2023 года.