Решение по делу № 2а-2409/2021 от 24.05.2021

Дело № 2а-2409/2021

24RS0028-01-2021-002537-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года                                                             г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Хорошевской О.В.

при секретаре Синцовой О.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Халматова Сергея Исмаиловича к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции по Красноярскому краю об оспаривании распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Халматов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за №3379-рн.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является гражданином республики Узбекистан, при этом в 1994 году прибыл на территорию Российской Федерации и более за пределы РФ не выезжал, был осужден приговором Красноярского краевого суда от 31 марта 1999 года по                   п. «в» ч. 3 ст. 162, пп. «д,з» ч. 2 ст. 105, пп «в,г» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 21 году лишения свободы и отбывал наказание в период до 25 мая 2016 года, судимость в настоящее время не снята и не погашена. Вместе с тем полагает, что он не представляет угрозы для общественного порядка и безопасности Российской Федерации, имеет положительные характеристики по месту отбывания наказания,        в связи с чем был освобожден условно-досрочно, в Российской Федерацией проживает его мама, брат, сестра и сын, родственников и места жительства в респ. Узбекистан он не имеет, в виду чего полагает, что оспариваемое распоряжение принято без учета данных о его личности и с нарушением его права на жизнь и здоровье, свободу передвижения, ограничивает его право на общение с родственниками и заботу о родителях.

Определением суда от 21 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено – Управление Министерства юстиции Красноярского края.

Административный истец Халматов С.И. в судебном заседании исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержал, указав, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации ему было вручено в 2015 году, когда он находился в местах лишения свободы.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации, Управления Министерства юстиции по Красноярскому краю – Лысая В.В., ГУ МВД России по Красноярскому краю Кресан В.С. относительно исковых требований Халматова С.И. возражали, указав, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято уполномоченным органом, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Кроме того указали на пропуск Халматовым С.И. срока обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Халматовым С.И. исковых требований исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд                                 с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия             к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие – либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований                   о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам                         и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ исковые требования об оспаривании решений, действий (бездействия) могут быть удовлетворены при наличии одновременно двух оснований – если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Отсутствие одного из названных оснований исключает возможность удовлетворения исковых требований.

На основании статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства..

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Согласно ч.ч. 4,5 ст. 25.10. Федерального закона от 15 августа 1996 года                      № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации, а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», к которым, среди прочего, до 01 января 2020 года было отнесено Министерство юстиции Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, в Российской Федерации были закреплены также до 01 января 2020 года Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации                               от 13 октября 2004 года №1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства до 20 апреля 2020 года регламентировался Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 20 августа 2007 года № 171.

Согласно пункту 3 указанной Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть принято в случае, если такое пребывание (проживание) создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Исходя из буквального токования положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ и названной выше Инструкции, решение о нежелательности о пребывания (проживания) принимается в отношении незаконно находящегося на территории РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства без соблюдения условий, предусмотренных для законно находящегося на территории РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства: наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что иностранный гражданин либо лицо без гражданства создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с данным Кодексом является необходимым условием признания рецидива преступления и учитывается при назначении наказания (часть первая статьи 86).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и поэтому предполагают возможность применения к таким лицам закрепленных федеральным законом дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, обусловленных, в том числе общественной опасностью таких лиц, связаны с их обязанностью нести ответственность за свое виновное поведение.

Из материалов дела следует, что приговором Красноярского краевого суда                   от 31 марта 1999 года Халматов С.И. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 162, пп. «д,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ему назначено наказание с учетом ч.ч. 3, 5 ст. 69 УК РФ (с учетом приговора                         от 21 октября 1998 года) в виде лишения свободы на срок 21 год с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Приговор вступил в законную силу 15 июля 2000 года.

Постановлением надзорной инстанции Красноярского краевого суда                            от 12 июля 2011 года наказание Халматову С.И. по приговору от 31 марта 1999 года снижено до 20 лет 10 месяцев лишения свободы.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Халматов С.И. является гражданином <данные изъяты>, в настоящее время на миграционном учете на территории Красноярского края не состоит, в Управление по вопросам миграции ГУ МВД с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался.

В соответствии с заключением ГУФСИН России по Красноярскому краю                                    от 25 апреля 2011 года начальником ФБУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю дано заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Халматова С.И. в Российской Федерации, который совершим умышленное преступление.

ФСИН России в Министерство юстиции Российской Федерации было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Халматова С.И. в РФ, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за №3379-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Халматова С.И., являющегося гражданином <данные изъяты> на срок до 16 мая 2027 года.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом юстиции в пределах своей компетенции, в соответствии с приведенными положениями законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Реализация государственным органом своих полномочий при принятии оспариваемого распоряжения соответствовала охраняемым законом интересам граждан Российской Федерации, поскольку при его принятии Министерством юстиции РФ было учтено, что Халматов С.И., являясь гражданином респ. Узбекистан, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, на территории Российской Федерации им были совершены умышленные особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь и здоровье, а также собственность граждан Российской Федерации, в связи с чем он был осужден приговором Красноярского краевого суда от 31 марта 1999 года по п. «в»                          ч. 3 ст. 162, пп. «д,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, с учетом постановления от 12 июля 2011 года, к 20 годам 10 месяцам лишения свободы.

Поскольку совершение особо тяжких преступлений характеризуется повышенной степенью общественной опасности, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Халматова С.И. в Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за №3379-рн со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности совершенного им деяния.

Доводы Халматова С.И. о том, что оспариваемым распоряжением нарушены его права на общение с родственниками и заботу о родителях являются несостоятельными, поскольку при принятии распоряжения Министерством юстиции Российской Федерации отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.

В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Халматовым С.И. исковых требований.

Кроме того, исковые требования Халматова С.И. не подлежат удовлетворению в виду пропуска установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения с заявленными требованиями в отсутствие правовых оснований для его восстановления.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела Халматов С.И. подтвердил, что о принятом Министерством юстиции РФ распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за №3379-рн ему стало известно в 2015 году, тогда как с административным иском об оспаривании названного распоряжения административный истец обратился в суд лишь 14 июня 2021 года, направив его посредством почтовой связи, то есть за пределами трехмесячного срока, предусмотренного для обращения с указанными требованиями.

Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд стороной административного истца представлено не было и судом не установлено.

В этой связи суд приходит к выводу об отказе Халматову С.И. в удовлетворении исковых требований и по основанию пропуска срока на обращение с настоящими требованиями в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Халматова Сергея Исмаиловича к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции по Красноярскому краю о признании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 28 апреля 2015 года за №3379-рн незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий                                                         Хорошевская О.В.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2021 года.

2а-2409/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халматов Сергей Исмаилович
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Главное управление Министерства внутренних дкл России по Красноярскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Хорошевская О.В.
Дело на сайте суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления
24.05.2021Передача материалов судье
26.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее