Дело №2а-2026/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Панова Д.В.,
при секретаре Руденко Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве к Гончарову Сергею Николаевичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве (далее по тексту ИФСН №35 по г.Москве) обратилась в суд с административным иском к Гончарову С.Н. о взыскании недоимки по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 601 руб. и пени в размере 10,76 руб.; транспортному налогу с физических лиц в размере 4181,91 руб. и пени в размере 71,75 руб.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 447 руб. и пени в размере 8,12 руб., на общую сумму 5320,54 руб.
В обоснование иска указано, что в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика зарегистрирован Гончаров С.Н. Обязанность по уплате налогов, указанных в налоговых уведомлениях, добровольно не исполнил, в связи с чем, ему были насчитаны пени и направлены требования об уплате налога от 31.10.2015 года №, от 06.02.2017 года №, от 19.02.2018 года №, от 07.02.2019 года № за налоговый период 2015-2017 г.г., которые не исполнены на дату подачи заявления. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, который впоследствии на основании заявления должника был отменен. Кроме того, ИФСН №35 по г.Москве заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, со ссылкой на то, что таковой был пропущен по уважительной причине, а именно, в силу того, что судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 18.07.2019 года, налогоплательщик осуществил постановку на учет в ИФНС №35 по г.Москве от 25.06.2019 года, в связи с миграцией налогоплательщика мировой судья направил материалы дела №2а-2361/2019 о взыскании с Гончарова С.Н. заложенности по налогам и пени 22.10.2019 года, которые поступили в налоговый орган только 29.10.2019 года, что лишило ИФНС №35 по г.Москве возможности своевременного, в пределах процессуального срока, направления в суд заявления о взыскании.
Представитель истца ИФСН №35 по г.Москве, при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принял.
Административный ответчик Гончаров С.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался посредством направления заказной судебной корреспонденции по последнему известному месту жительства (адресу регистрации по месту жительства и адресу, указанному Гончаровым С.Н. в заявлении об отмене судебного приказа), поскольку на регистрационный учет в г.Москве и Московской области не встал, от получения корреспонденции уклонился, в связи с чем, в силу ч.2 ст.100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В силу ст.44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 15 НК РФ, к местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.
Согласно ст.ст.388, 389 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.ст.400, 401 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на объекты налогообложения (жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение), расположенные в пределах муниципального образования.
В силу ст.409 НК РФ уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Из смысла ст. ст. 357, 358 НК РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины.
Согласно ч.1 ст.363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.69и70НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пунктом 2ст. 57 НК РФпредусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии сост.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75).
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 ст. 48).
Пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Судом установлено, что Гончаров С.В. являлся собственником транспортного средства Рено Логан, гос. рег. знак №, за которое исчислен транспортный налога за 2015 год в размере 578 руб., подлежащий уплате не позднее 01.12.2016 года, за 2016 год (10 месяцев владения) в размере 481 руб., подлежащий уплате не позднее 01.12.2017 года, а также транспортного средства Тойота Королла, гос. рег. знак №, за которое исчислен транспортный налог за 2016 год (1 месяц владения) в размере 207 руб., подлежащий уплате не позднее 01.12.2017 года, за 2017 год в размере 2480 руб., подлежащий уплате не позднее 03.12.2018 года, что подтверждается налоговыми уведомлениями № от 30.09.2016 года, № от 16.07.2017 года, № от 14.07.2018 года (л.д.17, 22, 28).
Также административный ответчик Гончаров С.Н. в течение налоговых периодов 2016 и 2017 годов являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; квартиры с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Сумма земельного налога, которая должна была быть уплачена налогоплательщиком за 2016 год до 01.12.2016 года, составила 165 руб., за 2017 года со сроком уплаты до 03.12.2018 года – 282 руб. Сумма налога на имущество физических лиц, которая должна была быть уплачена налогоплательщиком за 2015 год и 2016 года до 01.12.2017 года, составила 187 руб., за 2017 год со сроком уплаты до 03.12.2018 года – 414 руб.
В установленный законом срок ответчик налоги не уплатил, в связи с чем в адрес ответчика направлялись требования об уплате налогов и пени: № от 06.02.2017 года по транспортному налогу за 2015 год в размере 578 руб. и пени по этому налогу в размере 12,72 руб., срок исполнения – до 03.04.2017 года (л.д.19); № от 19.02.2018 года по налогам на сумму 1040 руб. и пени на сумму 21,44 руб., срок исполнения – до 30.03.2018 года (л.д.24); № от 07.02.2019 года по налогам на сумму 3176 руб. и пени на сумму 52,99 руб., срок уплаты – до 25.03.2019 года.
В связи с неисполнением в установленный законом срок указанных требований 09.07.2019 год МИФНС №17 по Челябинской области подано заявление о выдаче судебного приказа по взысканию спорной недоимки по налогам и пени (л.д.60). 12.09.2019 года мировым судьей судебного участка №3 Ленинского района г.Магнитогорска Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании спорных недоимки и пени (л.д.61). Судебный приказ был отменен по заявлению должника Гончарова С.Н. 18.07.2019 года (л.д.10, 62).
С исковым заявлением о взыскании спорной недоимки по налогам и пени ИФНС №35 по г.Москве обратилось лишь 15.04.2020 года (дата направления заявления в суд по почте согласно штампа на конверте – л.д.38), то есть с нарушением установленного законом шестимесячного срока.
Пропуск установленного законом срока для обращения с требованием о взыскании недоимки по налогам и пени является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Доказательств уважительности пропуска срока для обращения с заявленными требованиями административным истцом не представлено, а ссылка в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на то, что мировой судья в связи с миграцией налогоплательщика направил материалы дела о взыскании с Гончарова С.Н. задолженности на по налогам и пени лишь 22.10.2019 года, несостоятельна, поскольку согласно материалам дела определение об отмене судебного приказа поступило в МИФНС №17 по Челябинской области 24.07.2019 года (согласно штампа на определении об отмене судебного приказа – л.д.10), а 22.10.2019 года определение об отмене судебного приказа МИФНС №17 по Челябинской области было направлено в адрес ИФНС №35 по г.Москве (л.д.9).
Таким образом, шестимесячный срок для обращения с рассматриваемыми требованиями в суд был пропущен ввиду действий налогового органа, а не суда, как на это указано в ходатайстве о восстановлении срока на подачу иска, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с иском о взыскании спорной недоимки удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду пропуска срока для обращения с таким иском в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, 290 суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы №35 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Гончарова Сергея Николаевича о взыскании недоимки по налогам и пени.
Требования административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы №35 по г.Москве к Гончарову Сергею Николаевичу о взыскании недоимки по налогам и пени оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Д.В. Панов
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2020 года.
Председательствующий: Д.В. Панов