Дело № 2-247/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года п. Сангар
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Корякина Е.И., единолично,
при секретаре Семеновой М.П.
с участием
истцов Васильева П.Е., Васильевой А.С.,
представителя ответчика - муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Иванова А.Ф., по доверенности от <Дата обезличена>,
с извещением и без участия
истца Васильева А.П., по заявлению от <Дата обезличена>,
истца Левиной А.П., по заявлению от <Дата обезличена>,
представителя ответчика – главы муниципального образования «Куокуйский наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Винокуровой Н.В., по заявлению от <Дата обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Васильева П.Е., Васильева А.П., Васильевой А.С. в своих и в интересах несовершеннолетних детей Гр.В6, Гр.В4, Левиной А.П. в своих и в интересах несовершеннолетних детей Гр.Л1, Гр.Л2 к муниципальному образованию «Куокуйский наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия); об установлении факта утраты жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации природного характера,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Васильев П.Е., Васильев А.П., Васильева А.С. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Гр.В6, Гр.В4, Левина А.П. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Гр.Л2, Гр.Л1, обратились в суд с иском к ответчикам о признании их пострадавшими в результате весеннего паводка, ссылаясь на то, что на имя главы МО «Куокуйский наслег» ими поданы заявления о включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение компенсационных выплат, так как они фактически проживают по адресу: <Адрес обезличен>. Однако в связи с тем, что они в составе семьи в 1998 году, проживая по адресу <Адрес обезличен>, получили государственный жилищный сертификат, им было отказано во включении в списки на получение выплат. Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; признать за ними право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; обязать включить их с членами семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), установить факт утраты жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Определением Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> в качестве соответчика привлечено муниципальное образование «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).
В судебное заседание представитель ответчика глава МО «Куокуйский наслег» Винокурова Н.В. ввиду загруженности по работе не явилась, просит рассмотреть дело без их участия, имеет возражения на иск, в связи с тем, что истцы в 1998 году получили государственный жилищный сертификат.
В судебное заседание истцы Васильев А.П., Левина А.П. не явились, просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают полностью.
При таких обстоятельствах, суд, заслушав мнения истцов, представителя соответчика Иванова А.Ф., исследовав и изучив заявления истцов, заявление представителя ответчика, рассматривает настоящее дело без участия не явившихся в судебное заседание истцов, представителя ответчика.
При подготовке дела к судебному заседанию истец Васильева А.С. суду пояснила, что истец Васильев А.П. является ее супругом, имеют двоих несовершеннолетних детей; со всей семьей все вместе с 2016 года фактически проживают по адресу: <Адрес обезличен>; супруг – истец Васильев А.П. работает в Кобяйском филиале ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», расположенном в п. Сангар; она работала в Управлении образования, также расположенном в п. Сангар; в <Дата обезличена> уволилась; истец Левина А.П. вместе с детьми в <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> фактически не проживает в связи с болезнью, проживает в <Адрес обезличен>.
В судебном заседании истцы Васильев П.Е. и Васильева А.С. полностью поддержали исковое заявление, просят суд удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - МО «Кобяйский улус (район)» Иванов А.Ф. иск не признал, просит суд отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав доводы истцов, представителя соответчика Иванова А.Ф., исследовав и изучив настоящее исковое заявление, возражение ответчика, а также представленные в суд материалы дела, находит настоящий иск подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (редакция от 3 июля 2016 года) «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий») бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 1.4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297 «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера, в частности, по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тысяч рублей на человека).
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главы 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Главой 2 (абзац 3) указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Согласно п.6.8 приказа Минприроды Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года № 01-05/1-277 «О внесении изменений в Положение о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года № 01-05/1-642» (Зарегистрировано в Министерстве по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) 24 мая 2018 года № RU140182018216) при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как установлено в судебном заседании и как видно из материалов дела, на территории с. Кальвица Кобяйского района Республики Саха (Якутия) с <Дата обезличена> объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, что подтверждается Указом Главы Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, распоряжением Главы муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р.
Как следует из свидетельства о заключении брака от <Дата обезличена> между истцами Васильевым А.П. и Васильевой А.С. заключен брак, несовершеннолетние Гр.В6 и Гр.В4 являются их детьми, что подтверждается свидетельствами о рождении от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, соответственно.
Судом установлено, что истец Левина А.П. является матерью несовершеннолетних Гр.Л1 и Гр.Л2, что подтверждается свидетельствами о рождении от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, соответственно, свидетельством о заключении брака от <Дата обезличена>.
Согласно адресным справкам миграционного пункта Отделения МВД России по Кобяйскому району от <Дата обезличена> истцы Васильев П.Е., Васильев А.П., Васильева А.С., несовершеннолетние Гр.В6, Гр.В4, Левина А.П. несовершеннолетний Гр.Л1 зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>.
При этом, несовершеннолетняя Гр.Л2 в миграционном учете не значится, что подтверждается сообщением миграционного пункта Отделения МВД России по Кобяйскому району <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно справки администрации муниципального образования «Кобяйский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> без номера истица Левина А.П. действительно проживает по адресу: <Адрес обезличен>.
Как следует из справки Кобяйского филиала ГАУ Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс» <Дата обезличена> истец Васильев А.П. работает в вышеуказанной организации, расположенной в <Адрес обезличен>).
Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями истцов Васильева П.Е., Васильевой А.С. данными суду.
При этом судом установлено, что истец Васильев П.Е. фактически проживает в <Адрес обезличен>.
Вместе с тем, как видно из уведомления главы МО «Куокуйский наслег» от <Дата обезличена> истцу Васильеву П.Е. вместе с членами семьи Васильевым А.П., Васильевой А.С., несовершеннолетними Гр.В6, Гр.В4, Левиной А.П., несовершеннолетними Гр.Л2, Гр.Л1 отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи и единовременной материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате весеннего паводка, происшедшего в мае 2018 года, на территории муниципального образования «Куокуйский наслег» с. Кальвица в связи с получением в 1998 году государственного жилищного сертификата по адресу: <Адрес обезличен>.
Между тем, как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <Дата обезличена>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Васильева П.Е. на имеющиеся у него в собственности объекты недвижимости за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <Дата обезличена> истцам Васильевой А.С. и Васильеву А.П. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в <Адрес обезличен>, истцу Васильеву А.П. также принадлежит на праве общей долевой собственности 3-комнатная квартира в <Адрес обезличен>, а также принадлежала на праве общей долевой собственности квартира по адресу: <Адрес обезличен>, дата государственной регистрации прекращения права <Дата обезличена>.
Истцами не оспаривается получение ими в 1998 году государственного жилищного сертификата по адресу: <Адрес обезличен>, в результате паводка.
Данное обстоятельство подтверждается списком граждан, лишившихся жилья в результате весенне-летнего половодья 1998 года в Кобяйском районе Республики Саха (Якутия), на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, под <Номер обезличен> включены истцы Васильев П.Е., Васильева А.С., Гр.В2, Гр.В3, Васильева А.П., Гр.В1, Васильев А.П., Гр.В5, Гр.М
Условия предоставления, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982.
Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.
Отсюда следует, что обращаясь за получением государственного жилищного сертификата, истцы согласились на отселение из опасной зоны подтопления с целью недопущения в будущем возникновения опасности для жизни, здоровья лиц, проживавших в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, и причинения ущерба их имуществу, и после получения и реализации жилищного сертификата в связи с лишением жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории с. Кальвица Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в 1998 году, утратили право на получение мер государственной поддержки в случае повторного возникновения чрезвычайной ситуации на территории с. Кальвица Кобяйского района Республики Саха (Якутия) и причинении ущерба жилому помещению, признанному непригодным для проживания.
Таким образом, на основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств в совокупности, суд приходит к выводу, что истец Васильев П.Е. в связи с получением государственного жилищного сертификата в 1998 году, утратил право на получение мер государственной поддержки в случае повторного возникновения чрезвычайной ситуации на территории с. Кальвица Кобяйского района Республики Саха (Якутия) и причинении ущерба по одному и тому же жилому помещению, а истцы Васильев А.П., Васильева А.С. вместе с детьми, истец Левина А.П. вместе с детьми фактически не проживают в <Адрес обезличен>.
При таких обстоятельствах, настоящий иск подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Васильева П.Е., Васильева А.П., Васильевой А.С. в своих и в интересах несовершеннолетних детей Гр.В6, Гр.В4, Левиной А.П. в своих и в интересах несовершеннолетних детей Гр.Л1, Гр.Л2 к муниципальному образованию «Куокуйский наслег» Кобяйского района Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия); об установлении факта утраты жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации природного характера - в удовлетворении отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий п/п Е.И.Корякин
Копия верна
Судья Е.И.Корякин