Дело № 2-393/17
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 сентября 2017 года г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Ручко М.Л.,
при секретаре Цедилкиной Я.В.,
с участием представителя истица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области Жугля Т.М.,
представителей ответчика администрации Унечского района Левдик А.В., Кривопуск Н.Ф., представителя третьего лица АО «Унечский водоканал» Голубевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области к администрации Унечского района Брянской области о прекращении нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Унечского района Брянской области о прекращении нарушения санитарного законодательства, указав в заявлении, что артезианские скважины, расположенные в Унечском муниципальном районе по адресам: с. Старое Задубенье, д.Жуково, с.Лизогубовка (арт. скважина №1), д.Новое Задубенье, с.Лизогубовка (арт. скважина №2), п.Александровка, д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №1), д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №2), д.Вишневое, с.Горяны, д.Старые Ивайтенки; с.Староселье (арт. скважина №1), с.Староселье (арт. скважина №2), с.Староселье (арт. скважина №3), с.Врянцы, с.Жудилово, с.Подзоричи, с.Писаревка (арт. скважина №1), с.Писаревка (арт. скважина №2), с.Найтоповичи (Заречье), с.Найтоповичи (Центр), д.Песчанка, п.Озерный, с.Старая Гута, с.Павловка, д.Добрик,с. Лыщичи, с.Красновичи, с.Рюхов (арт. скважина №1), с.Рюхов (арт. скважина №2), д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №1), д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №2), являющиеся собственностью МО «Унечский муниципальный район» Брянской области и переданы в безвозмездное пользование АО «Унечский водоканал». По результатам плановой выездной проверки в отношении АО «Унечский водоканал» установлено, что данные источники водоснабжения питьевого назначения не имеют проектов зон санитарной охраны, включающих в себя определение границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Также проверкой установлено, что вышеперечисленные артезианские скважины переданы на основании договора на передачу в безвозмездное временное пользование имущества водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, относящегося к собственности МО «Унечский муниципальный район» от 01.04.2015г. в безвозмездное временное пользование АО «Унечский водоканал», который имеет лицензию на пользование недрами от 26.11.2015г. с целевым назначением и видами работ - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, срок действия до 01.11.2020г. Истец утверждает, что в соответствии с законодательством, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Бездействием ответчика, выразившемся в непринятии мер по разработке и утверждению в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, не соблюдаются требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что создает угрозу загрязнения источников водоснабжения.
В судебном заседании представитель истца Жугля Т.М. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика администрации Унечского района Левдик А.В., Кривопуск Н.Ф. исковые требования не признали.
Представитель третьего лица АО «Унечский водоканал» Голубева Я.С. считала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42, ст.58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно справки администрации Унечского района Брянской области №3955 от 13.06.2017г. артезианские скважины, расположенные в Унечском муниципальном районе по адресам: с. Старое Задубенье, д.Жуково, с.Лизогубовка (арт. скважина №1), д.Новое Задубенье, с.Лизогубовка (арт. скважина №2), п.Александровка, д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №1), д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №2), д.Вишневое, с.Горяны, д.Старые Ивайтенки; с.Староселье (арт. скважина №1), с.Староселье (арт. скважина №2), с.Староселье (арт. скважина №3), с.Врянцы, с.Жудилово, с.Подзоричи, с.Писаревка (арт. скважина №1), с.Писаревка (арт. скважина №2), с.Найтоповичи (Заречье), с.Найтоповичи (Центр), д.Песчанка, п.Озерный, с.Старая Гута, с.Павловка, д.Добрик,с. Лыщичи, с.Красновичи, с.Рюхов (арт. скважина №1), с.Рюхов (арт. скважина №2), д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №1), д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №2), являются собственностью МО «Унечский муниципальный район» Брянской области.
Данные объекты переданы в безвозмездное пользование АО «Унечский водоканал», что подтверждается договором на передачу в безвозмездное временное пользование имущества водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, относящегося к собственности МО «Унечский муниципальный район» (договор ссуды) от 01 апреля 2015г.
АО «Унечский водоканал» имеет лицензию на пользование недрами БРН 00849 ВЭ от 26.11.2015г. с целевым назначением и видами работ-добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения со сроком действия до 01.11.2020г.
Распоряжением Управления Роспортебнадзора по Брянской области №1710/0048 от 10апреля 2017г. было решено провести проверку в отношении АО «Унечский водоканал» по выполнению требований санитарного законодательства. По результатам проверки был составлен акт №0293 от 09 июня 2017года, согласно которого были выявлены нарушения обязательных требований Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02. В связи с чем, в адрес АО «Унечский водоканал» было вынесено предписание №0068 от 09.06.2017г. об устранении выявленных нарушений. Также, 09.06.2017г. в отношении АО «Унечский водоканал» был составлен протокол №0137 об административном правонарушении и 16 июня 2017года главным государственным санитарным врачом по Унечскому, Мглинскому, Стародубскому и Суражскому районам Брянской области Жугля Т.М. вынесено постановление №0187 по делу об административном правонарушении, которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ АО «Унечский водоканал» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа размере 20100рублей.
Согласно ст. 5, п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно -эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены СанПиН 2.1.4.1110-02.
Так согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 данных Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11.). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13.).
В соответствии с разделом III СанПиН 2.1.4.1110-02 целью указанных мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Согласно пунктам 2.2.1.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м. от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м. - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м. от крайних скважин. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 55 Водного кодекса РФ прямо закреплено, что мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений осуществляют собственники водных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, согласно п.п. 4.3 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Из указанных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию систем водоотведения.
Довод представителя ответчика, что обязательства по разработке и согласовании проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения-артезианских скважин должны быть возложены на АО «Унечский водоканал», эксплуатирующую данные объекты суд считает несостоятельным.
Согласно Устава к вопросам местного значения относятся, в том числе организация в границах муниципального округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Администрация Унечского муниципального района в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.
Согласно договору ссуды от 01 апреля 2015года администрацией Унечского района переданы в безвозмездное пользование АО «Унечский водоканал» водопроводные сооружения, в том числе спорные артезианские скважины. Передача объектов подтверждена актом приема-передачи имущества от 01.04.2015г.
Пунктом 3.2.3.данного договора предусмотрено, что ссудополучатель обязан за свой счет производить текущий и капитальный ремонт передаваемого имущества, нести все расходы на его содержание, соблюдать требования санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не передана по договору АО «Унечский водоканал» и лежит на администрации Унечского района, как на собственнике имущества.
Довод представителей ответчика о том, что АО «Унечский водоканал» 01.08.2017 г. уже заключило договор подряда на выполнение работ по разработке проектной документации на проект ЗСО, в том числе и по вышеуказанным скважинам, суд считает не состоятельным, поскольку организация ЗСО не сводится лишь к разработке проектной документации, а включает в себя и иной комплекс мероприятий, предусмотренный санитарным законодательством, в том числе и СанПиН 2.1.4.1110-02, которые обязаны выполнять собственники водных объектов.
Бездействие администрации при реализации функций и полномочий органа местного самоуправления, в части требований санитарного законодательства, выразившееся в неисполнении обязательств по разработке проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, нарушает конституционные права граждан, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления, в связи с чем, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области к администрации Унечского района Брянской области подлежат удовлетворению. Учитывая материальные затраты, время разработки проектов зоны санитарной охраны артезианских скважин, суд считает необходимым, с учетом мнения сторон, определить срок для устранения нарушений до 01 января 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области к администрации Унечского района Брянской области о прекращении нарушения санитарного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Унечского района Брянской области в части нарушения санитарного законодательства, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения - артезианских скважин.
Обязать администрацию Унечского муниципального района Брянской области прекратить нарушения санитарного законодательства РФ, а именно: в срок до 01.01.2020 года разработать и утвердить проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения- артезианских скважин, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», расположенных по адресам:
Брянская область, Унечский район: с. Старое Задубенье; д.Жуково; с.Лизогубовка (арт. скважина №1); д.Новое Задубенье; с.Лизогубовка (арт. скважина №2); п.Александровка; д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №1); д.Новые Ивайтенки (арт. скважина №2); д.Вишневое; с.Горяны; д.Старые Ивайтенки; с.Староселье (арт. скважина №1); с.Староселье (арт. скважина №2); с.Староселье (арт. скважина №3); с.Врянцы; с.Жудилово; с.Подзоричи; с.Писаревка (арт. скважина №1); с.Писаревка (арт. скважина №2); с.Найтоповичи (Заречье); с.Найтоповичи (Центр); д.Песчанка; п.Озерный; с.Старая Гута; с.Павловка; д.Добрик; с.Лыщичи; с.Красновичи; с.Рюхов (арт. скважина №1); с.Рюхов (арт. скважина №2); д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №1); д.Слобода-Селецкая (арт. скважина №2).
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 сентября 2017 года.
Председательствующий М.Л. Ручко