Дело № 2а-365/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Добраш Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабановой С.В.,
24 февраля 2021 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области к Калиниченко С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Калиниченко С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2017 год в размере 4 925 рублей и пени в размере 71 рубль 99 копеек, указав в обоснование, что административный ответчик является собственником транспортных средств: <...>, являющихся объектами налогообложения, однако в нарушение действующего законодательства не исполнил в добровольном порядке предусмотренную законом обязанность по уплате транспортного налога физических лиц за 2017 год, в результате чего образовалась задолженность, на которую начислена пеня. Калиниченко С.А. было направлено требование об уплате указанных налогов, однако требование до настоящего времени не исполнено.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Калиниченко С.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 3 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По правилам ст. 75 НК РФ: 1 Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу согласно п. 1 ст. 360 НК РФ признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363НК РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей 3 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31.10.2002 №750-ОД.
Судом установлено, что Калиниченко С.А. является собственником транспортных средств: <...>.
Согласно налоговому уведомлению №... от "."..г., Калиниченко С.А. за указанные транспортные средства начислен транспортный налог за 2017 год в общем размере 4 925 рублей, сроком уплаты не позднее "."..г..
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени на транспортный налог за период с "."..г. по "."..г. в сумме 71 рубль 99 копеек.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом Калиниченко С.А. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности за 2017 год по транспортному налогу и начисленных пени, в срок до "."..г., что подтверждается списком заказных почтовых отправлений от "."..г..
В установленный срок административный ответчик задолженность не погасил, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Калиниченко С.А. задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2017 год и начисленных пени.
"."..г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Калиниченко С.А. заявленной задолженности, который в последующем определением мирового судьи от "."..г. отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
Проверяя сроки обращения налоговым органом в суд с настоящим заявлением, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в
течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об
уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено
федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи
административного искового заявления о взыскании обязательных платежей
и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Принимая во внимание, что срок исполнения направленного Калиниченко С.А. налоговым органом требования №... от "."..г. установлен до "."..г., то обратиться в суд налоговый орган обязан был не позднее "."..г..
Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о
вынесении судебного приказа "."..г., то есть с нарушением
установленного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока, который истек "."..г..
В материалы дела административным истцом не представлено каких-
либо доказательств и не имеется ссылки на обстоятельства, объективно
исключающие возможность обращения к мировому судье с заявлением о
выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Суд также учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила и сроки обращения к мировому судье, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Законодательство о налогах и сборах не предполагает возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании налогов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ, в том числе и для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление
в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога
предполагает его обязательность для обеих сторон налогового
правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика),
направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и, частных
интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками
принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в
противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе
правового регулирования отношений в области государственного
принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области требований, в связи с пропуском налоговым
органом срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью
его восстановления (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в удовлетворении административных исковых требований к Калиниченко С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2017 год в размере 4 925 рублей и пени в размере 71 рубль 99 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Добраш
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 11 марта 2021 года.
Судья Т.В. Добраш