РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 08 августа 2018 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2018 г.
г.Выборг 08 августа 2018 года
Дело N2а-2915/2018
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием представителя административного ответчика Седова Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» к судебному приставу-исполнителю Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Шниткиной Е.В., Выборгскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Открытое акционерное общество «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» (далее – ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области», Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к судебному приставу-исполнителю Выборгского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области (далее – Выборгский РОСП УФССП России по Ленинградской области) Шниткиной Е.В., Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области мотивируя тем, что 24.04.2018 Выборгским РОСП УФССП России по Ленинградской области было вынесено постановление N47022/18/128323 о взыскании исполнительского сбора с ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» в рамках исполнительного производства N49479/16/47022-ИП от 16.06.2016, возбужденного на основании исполнительного листа от 24.03.2016, выданного Выборгским городским судом Ленинградской области, предметом исполнения по которому является, среди прочего возложение обязанности на Общество предоставить потребителям пос.Рябово Выборгского района Ленинградской области услуги холодного водоснабжения надлежащего качества.
С 01.01.2017 ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» прекратило оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения потребителям вышеуказанного населенного пункта, а также эксплуатацию (содержание, обслуживание) соответствующих централизованных систем (объектов, сооружений, сетей) водоснабжения и водоотведения.
16.05.2018 исполнительное производство N49479/16/47022-ИП определением Выборгского городского суда Ленинградской области было прекращено в связи с утратой возможности исполнения требований исполнительного документа.
25.05.2018 Выборгским РОСП УФССП России по Ленинградской области было вынесено постановление N47022/18/167626 об отложении исполнительских действий и применения мер принудительного исполнения в связи поступлением определения о прекращении исполнительного производства на срок с 25.05.2018 по 08.06.2018.
Однако, судебный пристав не принял во внимание невозможность исполнения должником решения суда и 07 июня 2018 года вынес постановление N47022/18/181694 о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП о взыскании с ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» исполнительского сбора в размере 50000,00 руб.
Ссылаясь на утрату возможности исполнения исполнительного документа, административный истец просил суд отменить постановление Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области от 07 июня 2018 года N47022/18/181694 о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП и постановление Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области от 24 апреля 2018 года N47022/18/128323 о взыскании исполнительского сбора.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исходя из характера возникших правоотношений, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ленинградской области; в качестве заинтересованного лица – взыскатель Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» по доверенности Седов Р.Б. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Шниткина Е.В., представители Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области и представитель заинтересованного лица – взыскателя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.
Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Седова Р.Б., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве", одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия. По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16 июня 2016 года на основании заявления взыскателя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и исполнительного листа, выданного Выборгским городским судом Ленинградской области судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области возбуждено исполнительное производство N49479/16/47022-ИП в отношении должника ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области». Предмет исполнения, среди прочего: Обязать ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в п. Рябово Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в оказании коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, путем предоставления потребителям п. Рябово Выборгского района Ленинградской области услуги холодного водоснабжения надлежащего качества.
ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес должника.
Согласно договора аренды муниципального имущества N9001 от 01.06.2007 ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» получила во временное пользование за плату муниципальное имущество, в том числе, объекты централизованные системы водоснабжения (водоотведения) в пос.Рябово Выборгского района Ленинградской области. Данный договор в части аренды указанного имущества прекращен, что подтверждается судебными актами Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принятыми по делу N56-52517/2016. Согласно указанным судебным актам, объекты водоснабжения (водоотведения) в пос.Камышовка должны быть возвращены арендатору. Указанные действия были совершены управляющей компанией, о чем составлен акт сдачи-приемки (возврата из аренды) муниципального имущества от 30.12.2016.
Таким образом, судом установлено, что с 01.01.2017 ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» прекратило оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения потребителя, указанного выше населенного пункта, а также эксплуатацию соответствующих централизованных систем водоотведения и водоснабжения.
Между тем, поскольку требования исполнительного документа ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» в установленный для добровольного исполнения срок исполнены не были, 24 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N47022/18/128323 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000,00 руб.
По заявлению ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» 16 мая 2018 г. определением Выборгского городского суда Ленинградской области исполнительное производство N49479/16/47022-ИП было прекращено, в связи с утратой возможности исполнения должником требований исполнительного документа (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 229-ФЗ).
25.05.2018 судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области было вынесено постановление N47022/18/167626 об отложении исполнительских действий и применения мер принудительного исполнения в связи поступлением определения о прекращении исполнительного производства на срок с 25.05.2018 по 08.06.2018.
07.06.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области вынесено постановление N47022/18/181694 о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП в отношении ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. Указанное постановление направлено в адрес Общества.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» просило суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 24 апреля 2018 года о взыскании исполнительского сбора, а также постановление от 07 июня 2018 года о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП по взысканию исполнительского сбора.
Разрешая настоящий спор, исходя из установленных по делу обстоятельств и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что у ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» отсутствовала возможность для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что подтверждено определением Выборгского городского суда Ленинградской области о прекращении исполнительного производства от 16.05.2018 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона РФ "Об исполнительном производстве".
При указанных обстоятельствах, суд основываясь на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства - положениях п. 2 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 2.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", приходит к выводу об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Выборгского РО СП УФССП России по Ленинградской области от 24 апреля 2018 года о взыскании исполнительского сбора, а также постановления от 07 июня 2018 года о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП по взысканию исполнительского сбора, поскольку они были приняты без достаточных правовых оснований, на момент принятия судебного акта в марте 2016 года, возможность его исполнения существовала, но впоследствии была утрачена.
Невыполнение административным истцом требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, было вызвано наличием уважительных причин, а именно утратой возможности исполнения решения суда, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для взыскания с него исполнительного сбора, равно как и для возбуждения исполнительного производства.
Исходя из приведенных выше положений Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Одним из необходимых условий для применения в отношении должника указанной санкции является установление с его стороны виновных действий по неисполнению исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Такое условие в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку объективных данных, свидетельствующих об уклонении должника от исполнения требований исполнительного документа, не имеется, должник не уклонялся от добровольного исполнения исполнительного документа.
Тот факт, что определение о прекращении исполнительного производства было вынесено позднее оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора судом не принято во внимание, не влияет на принятое судом решение.
Кроме того, согласно решению Выборгского городского суда от 24 марта 2016 года срок для исполнения требований исполнительного документа в части возложения на ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» обязанности по предоставлению потребителям пос.Рябово Выборгского района Ленинградской области услуги холодного водоснабжения надлежащего качества не был установлен.
В этой связи суд отмечает, что выполнение всех работ по предоставлению потребителям пос.Рябово услуги холодного водоснабжения надлежащего качества требует времени и значительных финансовых вложений, что прямо свидетельствует о том, что административный истец в любом случае не смог бы выполнить требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Шниткиной Е.В., Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Отменить постановление Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области от 07 июня 2018 года N47022/18/181694 о возбуждении исполнительного производства N47510/18/47022-ИП.
Отменить постановление Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области от 24 апреля 2018 года N47022/18/128323 о взыскании исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков