САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-20997/2019 |
Судья: Осипова Е.М. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Головкиной Л.А. |
судей |
Бутковой Н.А., Пошурковой Е.В. |
при секретаре |
Чернышове А.А. |
с участием прокурора |
Ермаковой Я.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 августа 2019 года апелляционную жалобу Перова В. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу № 2а-4239/2019 по административному иску Перова В. Н. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское о признании незаконным и отмене решения от 18 июля 2019 года № 28-26 «О регистрации Ранкова Г. М. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №238».
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры – Ермаковой Я.С., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Перов В.Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское (далее ИКМО МО Смольнинское) от 18 июля 2019 года № 28-26 «О регистрации Ранкова Г.М. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №238».
В обоснование административного иска Перов В.Н. указал, что он является кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному округу № 238, что подтверждается решением ИКМО МО Смольнинское от 13 июля 2019 года № 22-11 и удостоверением зарегистрированного кандидата.
ИКМО МО Смольнинское принято решение от 18 июля 2019 года № 28-26 «О регистрации Ранкова Г.М. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №238».
При подаче административного иска 25 июля 2019 года Перов В.Н. указал, что Ранковым Г.М. не в полном объеме представлены документы, необходимые для регистрации кандидатом в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Закону Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции 29 июля 2019 года, административный истец указал, что решение административного ответчика является незаконным и подлежит отмене, поскольку, представленные Ранковым Г.М. копии паспорта, диплома и трудовой книжки заверены ненадлежащим образом, отсутствует дата заверения документов; в заявлении о согласии баллотироваться не указано образование, отсутствуют необходимые реквизиты документа, подтверждающего образование; в подписных листах добавлены пункты, содержащие сведения об избирателях; первый финансовый отчет не соответствует утвержденной форме и порядку оформления, что свидетельствует об отсутствии указанных документов.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушением норм материального и процессуального права.
Административный истец Перов В.Н. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
Представители административного ответчика ИКМО МО Смольнинское в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо Ранков Г.М., представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для отказа в регистрации кандидата у административного ответчика отсутствовали, поскольку Ранковым Г.В. в ИКМО МО Смольнинское представлены все установленные законом документы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Решением ИКМО МО Смольнинское от 13 июля 2019 года № 22-11 Перов В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238 (л.д.12).
Решением ИКМО МО Смольнинское от 18 июля 2019 года № 28-26 Ранков Г.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238 (л.д.11).
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Как правильно указал суд первой инстанции, таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (утвержденных Постановлением от 11 июня 2014 года № 235/1488-6) в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в установленном законом порядке Ранковым Г.М. к заявлению о согласии баллотироваться приложены все установленные законом документы, что подтверждается личным делом кандидата (л.д.32-92).
Из материалов дела следует, что 25 июня 2019 года Ранков Г.М. подал заявление в ИКМО МО Смольнинское, предоставив следующие документы: копию паспорта; копию документа, подтверждающего сведения об образовании; копию трудовой книжки; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Ранковым Г.М. 10 июля 2019 года для регистрации кандидатом представлены: подписные листы, первый финансовый отчет; копия платежного поручения об изготовлении подписных листов; протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Ранковым Г.М. 16 сентября 2019 года в ИКМО МО Смольнинское представлен уточненный финансовый отчет.
Таким образом, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что по состоянию на 16 июля 2019 года Ранковым Г.М. в ИКМО МО Смольнинское предоставлены все документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отмены по указанной причине решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Доводы административного истца, согласно которым представленные Ранковым Г.М. копии паспорта, диплома и трудовой книжки заверены ненадлежащим образом, поскольку отсутствует дата заверения документов; в заявлении о согласии баллотироваться не указано образование, поскольку отсутствуют необходимые реквизиты документа, подтверждающего образование; в подписных листах добавлены пункты, содержащие сведения об избирателях; первый финансовый отчет не соответствует утвержденной форме и порядку оформления, что свидетельствует об отсутствии указанных документов, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Отклоняя доводы административного истца в указанной части, Судебная коллегия учитывает также и тот факт, что указанные доводы опровергаются совокупностью представленных суду доказательств.
Отклоняя доводы административного истца, Судебная коллегия учитывает также и тот факт, что в случае, если кандидат оспаривает решение о регистрации другого кандидата, либо просит отменить его регистрацию, суд связан основаниями заявленных требований. Предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть применены только в споре между неравными субъектами публичных правоотношений, в частности, между кандидатом и избирательной комиссией, обладающей властными публичными полномочиями. При подаче административного иска Перов В.Н. указал, что оспаривает регистрацию кандидата в депутаты Ранкова Г.В., ввиду неполноты представленных в избирательную комиссию документов, а при таких обстоятельствах выход суда за пределы требований, заявленных кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, является существенным нарушением установленного законом принципа состязательности и равноправия сторон.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Проанализировав содержание представленных Ранковым Г.М. в ИКМО МО Смольнинское документов, Судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к принятию ИКМО МО Смольнинское неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты Судебной коллегией.
При таком положении Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Перова В. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: