Гр. дело №
УИД - 05RS0№-92
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
13 февраля 2024 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд в составе:
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием представителя истца – помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», об обязании всех работников пройти психиатрическое освидетельствование,
У С Т А Н О В И Л:
Кизилюртовская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, к администрации МР «<адрес>», МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», об обязании всех работников пройти психиатрическое освидетельствование.
Исковые требования первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, установлено, что педагогические работники, а также лица, осуществляющие деятельность по присмотру и уходу за детьми (повара, водители школьного автобуса, сторожи, вахтеры, охранники, технический и иной персонал) образовательного учреждения обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не проходили, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Отсутствие сведений о психическом здоровье работников образовательного учреждения создает угрозу безопасности обучающихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы для их жизни, здоровья.
Согласно уставу МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» финансовое обеспечение учреждения для прохождения всеми работниками учреждения психиатрического освидетельствования осуществляется администрацией МР «<адрес>» в лице МКУ «Управление образования <адрес>» «<адрес>».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем просит, обязать администрацию МР «<адрес>»выделить денежные средства для прохождения всеми работниками учреждения психиатрического освидетельствования с целью определения состояния психического здоровья.
Обязать МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» обеспечить прохождение всеми работниками учреждения психиатрическое освидетельствование с целью определения состояния психического здоровья.
Представитель истца помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков администрации МР «<адрес>», МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» и третьего лица МКУ «Управление образования муниципального района» «<адрес>» извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, каких-либо ходатайств в этой связи не заявили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, по делу.
Выслушав представителя истца и исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В силу абз. 16 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обеспечить организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
Согласно ст. 215 ТК РФ работник обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
Согласно абз. 7 ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
В соответствии с абз. 8,9 ст. 220 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №нутвержденпорядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование(зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) (далее – Порядок).
Согласно п.п. 1- 4 Порядка обязательное психиатрическое освидетельствование (далее - освидетельствование) проходят работники, осуществляющие отдельные виды деятельности (далее - работник), в соответствии с видами деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, предусмотренными приложением N 2 к настоящему приказу (далее - виды деятельности).
Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.
Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Закон) для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию (далее - врачебная комиссия).
Освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование (далее - направление) и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии).
Виды деятельности, утвержденные Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 342н, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование: педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; деятельность по присмотру и уходу за детьми; деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Таким образом, психиатрическое освидетельствование проводится в отношении всех педагогических работников, а также лиц, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми (повара, водители школьного автобуса, сторожи, вахтеры, охранники, технический и иной персонал).
Судом установлено, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной проверки установлено, что педагогические работники, а также лица, осуществляющие деятельность по присмотру и уходу за детьми (повара, водители школьного автобуса, сторожи, вахтеры, охранники, технический и иной персонал) образовательного учреждения обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не проходили, что противоречит требованиям федерального законодательства.
Отсутствие сведений о психическом здоровье работников образовательного учреждения создает угрозу безопасности обучающихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы для их жизни, здоровья.
Согласно уставу МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» финансовое обеспечение учреждения для прохождения всеми работниками учреждения психиатрического освидетельствования осуществляется администрацией МР «<адрес>» в лице МКУ «Управление образования <адрес>» «<адрес>».
Так, судом установлено, что психиатрическое освидетельствование работники дошкольного учреждения в специализированной медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по психиатрическому освидетельствованию, не проходили ввиду отсутствия финансирования. Ежегодно работники учреждения проходят медосмотры в районной поликлинике (в том числе психиатра). При поступлении финансовых средств все работники пройдут психиатрическое освидетельствование в специализированной медицинской организации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи с чем подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Удовлетворяя требования прокурора, суд считает необходимым указать срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с тем, что для выполнения мероприятий по исполнению решения суда необходимы материальные средства, которые необходимо предусмотреть в бюджете муниципального района, для чего необходимо определенное время.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.
Учитывая, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом ВС РФ в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Следовательно, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию со второго ответчика МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.193-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора, удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес>» выделить денежные средства для прохождения всеми работниками учреждения психиатрического освидетельствования с целью определения состояния психического здоровья в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» обеспечить прохождение всеми работниками учреждения психиатрическое освидетельствование с целью определения состояния психического здоровья в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Кизилюртовский районный суд РД в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Омарова З.К.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ