Дело № 2-1575/2020
УИД № 34RS0006-01-2020-002023-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 23 декабря 2020 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Григорьевой А.Ю.,
с участием:
представителя истца Елфимовой В.С. – Громова С.К., допущенного к участию в деле по устному ходатайству в судебном заседании от дата,
представителя ответчика администрации Волгограда - Зацепиной Л.А., действующей на основании доверенности от дата,
представителя третьего лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда - Скворцовой Т.С., действующей на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елфимовой Виктории Сергеевны к администрации Волгограда об обязании принять безотлагательные меры по отлову безнадзорных животных - собак, о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Елфимова В.С. обратилась в суд с иском, просила обязать ответчика принять безотлагательные меры по отлову безнадзорных животных - собак, в течение одной недели, взыскать компенсацию морального вреда в размере иные данные рублей.
В обосновании заявленных требований истец Елфимова В.С. указала, что дата около иные данные часов иные данные минут, она, выгуливая свою собаку, была подвергнута нападению безнадзорной собаки, которая укусила ее за левую ногу. В связи с этим она обратилась в травм пункт поликлиники номер, где ей была оказана медицинская помощь и сделан укол от бешенства, было рекомендовано посетить врача еще дважды - дата и дата. Указанное причинило истцу моральные страдания.
В последствии истец представила суду уточненные исковые требования, в которых уточнила основания требования, а именно взыскание морального вреда в размере иные данные рублей, за вред, причиненный здоровью в результате укуса собаки.
Истец Елфимова В.С. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Елфимовой В.С. – Громов С.К., допущенный к участию в деле по устному ходатайству в судебном заседании от дата, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил принять безотлагательные меры в адрес Волгограда по отлову безнадзорных животных - собак, в течение одной недели, взыскать компенсацию морального вреда с ответчика в размере иные данные рублей.
Представитель ответчика администрации Волгограда – Зацепина Л.А., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда - Скворцова Т.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц - администрации Советского района Волгограда, МУ "Городской центр отлова животных и выращивания зеленых насаждений" в лице директора Шевченко В.В., МБУ "Северное" в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статья 1064 помещена в параграфе 1 «Общие положения о возмещении вреда» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ. Статьей 1099 ГК РФ, находящейся в параграфе 4 «Компенсация морального вреда» той же главы 59 ГК РФ, предусмотрены общие положения компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса
Таким образом, на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 ГК РФ.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой («Обязательства вследствие причинения вреда») и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Из пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Судом установлено, что дата около иные данные часов иные данные минут в адрес Елфимова В.С. подверглась нападению и укусам бродячей собаки, в результате чего получила травму левой ноги в виде раны.
Немедленно после происшествия в этот же день Елфимова В.С. обратилась в травматологический пункт ГУЗ «Поликлиника номер», где получила первую помощь и ей поставлен укол от бешенства.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями ситца, медицинской справкой ГУЗ «Поликлиника номер» от дата, из которой следует, что Елфимова В.С. обратилась в поликлинику дата в 14.00 часов по поводу укуса бродячей собакой в Советском районе Волгограда, зафиксирована травма левой ноги и выдано направление на прививку (л.д. 8).
Таким образом, при рассмотрении спора суд приходит к выводу о том, что причиной причинения вреда здоровью истца стало нападение безнадзорной собаки.
Причинение вреда здоровью истца нападением безнадзорной собаки подтверждается медицинской картой учета антирабических прививок.
Факт причинения истцу морального вреда в результате укуса бродячей собаки подтверждается собранными по делу доказательствами, которые стороной ответчиков опровергнуты не были.
В силу пункта 15 статьи 16.1 Федерального закона от дата № 131-ФЗ (ред. от дата) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 3 постановления Ф.И.О.1 от дата номер «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Ф.И.О.1» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
На момент рассмотрения настоящего дела постановление в этой части не отменено и не противоречит каким-либо нормативным актам, в том числе Федеральному закону от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а потому является действующим и подлежащим применению.
В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата номер (пункт 8.10.6), закреплено: отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.
Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
адрес от дата номер-ОД (ред. от дата) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями адрес в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.е. по числе организации мероприятий
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от дата номер- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов; по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Органами местного самоуправления города Волгограда были приняты нормативные акты, корреспондирующие указанному выше Постановлению.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденному Решением Волгоградской городской Думы от дата номер (ред. от дата) "О даче согласия администрации Волгограда на реорганизацию комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в форме присоединения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, о переименовании комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда в департамент городского хозяйства администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда" департамент городского хозяйства администрации Волгограда организует деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими па территории городского округа Волгоград, взаимодействует с государственными органами по данному вопросу (п..2.11).
На дата деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляло муниципальное учреждение "Городской центр отлова животных и выращивания зеленых насаждений".
В настоящее время согласно постановлению администрации Волгограда от дата номер "О ликвидации муниципального учреждения "Городской центр отлова животных и выращивания зеленых насаждений" указанное учреждение находится в стадии ликвидации.
С дата по решению администрации Волгограда полномочия по отлову безнадзорных животных, работы по их содержанию, лечению, контролю переданы МБУ «Северное».
Во исполнение переданных полномочий администрацией Волгограда изданы Постановление администрации Волгограда от дата номер "Об утверждении Порядка предоставления в 2020 году грантов в форме субсидий из бюджета Волгограда в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на проведение мероприятий, направленных на регулирование численности животных без владельцев на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, и состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на проведение мероприятий, направленных на регулирование численности животных без владельцев на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями", Постановление администрации Волгограда от дата номер (ред. от дата) "Об утверждении Порядка учета и расходования средств бюджета Волгограда, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных".
Анализируя указанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Волгограда, на которую возложена обязанность по организации мероприятий по отлову, содержанию, использованию безнадзорных животных (собак) на территории г. Волгоград, путем заключения договоров на осуществление отлова со специализированными предприятиями.
Удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда, суд с учетом степени физических и нравственных страданий перенесенных Елфимовой В.С., обстоятельств дела, а так же требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащего взысканию в сумме иные данные рублей.
Доказательств, опровергающих причинение морального вреда истцу при изложенных обстоятельствах, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования Елфимовой Виктории Сергеевны к администрации Волгограда об обязании принять безотлагательные меры по отлову безнадзорных животных - собак, в течение одной недели после вступления решения в законную силу, о взыскании компенсации морального вреда в размере иные данные рублей суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Елфимовой Виктории Сергеевны к администрации Волгограда об обязании принять безотлагательные меры по отлову безнадзорных животных - собак, о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда принять меры по отлову безнадзорных животных – собак в поселке адрес в течение одной недели после вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу Елфимовой Виктории Сергеевны компенсацию морального вреда в размере иные данные рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья О.В. Матюхина
Мотивированный текст решения изготовлен дата.
Судья О.В. Матюхина