Гр. дело № /2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2015 года Левобережный районный суд г. Воронежа
в составе: председательствующего Филимонова Л.В.,
при секретаре Потаенковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Порошкова О.В., Юршиной А.С. ПРотопопова Н.В. (ЮршинаН.В. об оспаривании действий и решений администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский непригодным для проживания и включения его в муниципальную адресную программу по расселению,
У С Т А Н О В И Л:
Порошков О.В., Юршина А.С., Протопопова (Юршина) Н.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и решений администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский непригодным для проживания и включения его в муниципальную адресную программу по расселению. При этом указали, что они являются собственниками <адрес> равных долях – по 1/3 доли каждый. 29.05.2015г. они получили из Управления жилищных отношений городского округа <адрес> уведомление от 29.05.2015г., согласно которому дом, в котором они проживают, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. Просил признать незаконными и необоснованными действия администрации городского округа <адрес> по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес> аварийным и непригодным для постоянного проживания без принятия распорядительного документа и объективной оценки технического состояния жилого дома. Признать незаконными и необоснованными действия администрации городского округа <адрес> по уведомлению жильцов многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес>, о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и необходимости принять решение о сносе или реконструкции указанного дома. Признать незаконным и необоснованными постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013года №1274 в части включения многоквартирного жилого <адрес> в муниципальную программу городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».
В судебном заседании заявитель Протопопова Н.В. свое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. При этом пояснила, что дом у них теплый, хороший, пригодный для проживания. В 1985 году проводился капитальный ремонт. Они не хотят уезжать, поскольку у них хороший район, развита инфраструктура, рядом парки. Не довольны, что им предлагают переселиться в район пос.Шилово.
В судебном заседании представитель заявителей – Винокуров В.И. заявление поддержал согласно письменным пояснениям.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц-администрации городского округа город Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж Прокофьева Е.В. возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав заявителей, представителя заинтересованных лиц, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст.2,18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, Конституция Российской Федерации признает государство основным гарантом прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется всеми государственными и муниципальными органами.
В силу ст.46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены его права и свободы.
Исходя из смысла ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") к таким действиям (решениям) закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействие, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, в результате которой были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод. В свою очередь, письменное решение может быть принято как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что заявители Порошков О.В., Юршина Н.В., Юршина А.С. являются собственниками <адрес> по пер.Гвардейский в равных долях – по 1/3 доли каждый (л.д.15-18, 21).
29.05.2015г. Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в адрес заявителей направлено уведомление о включении названного многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017годах». Заявителям, как собственникам помещения в многоквартирном жилом доме №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа, предлагалось принять решение о сносе или реконструкции данного жилого дома, собственник также уведомлен о последствиях не принятия такого решения- об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и соответственно - каждого жилого помещения в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.19-20).
Таким образом, заявители узнали о совершении заинтересованными лицами оспариваемых действий не ранее 29.05.2015года, в суд заявители обратились 24.08.2015 года, т.е. в установленный законом срок.
Оспаривая действия и решения заинтересованных лиц, заявитель ссылается на их незаконность ввиду того, что многоквартирный жилом 27а по пер.Гвардейский г.Воронежа признан аварийны и подлежащим расселению в принудительном порядке без законных на то оснований (л.д.44-45).
Как видно из дела, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 08.04.2013 N 316 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2014 - 2017 годах".
Именно на данный нормативный акт ссылался и.о. руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в оспариваемом уведомлении от 28. 04.2014года (л.д.16).
Между тем, данный нормативный акт утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 N 1274.
Следовательно, на момент направления заявителю уведомления нормативный акт, на который ссылается муниципальный служащий, не подлежал применению, в связи с чем содержащиеся в уведомлении предложения, требования, по мнению суда, являются неправомерными, как основанные на утратившем силу нормативном акте.
Незаконным, по мнению суда, является и само решение заинтересованных лиц об отнесении многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа к категории аварийных и подлежащих расселению.
Судом установлено, что Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 N 1274 (ред. от 07.04.2014) утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж", которая включает в себя Подпрограмму 1 - "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и Подпрограмму 2- "Снос расселенных аварийных многоквартирных домов".
Задачей названных программ является переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения, комплексное решение проблемы сноса пришедших в негодность расселенных ветхих и аварийных многоквартирных домов.
Согласно п.66 приложения №4 к муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж" многоквартирный жилой <адрес> включен в названную программу и перечень аварийных многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению.
На день включения жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес> в вышеназванную программу и в перечень аварийных многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению действовал Жилищный кодекс российской Федерации, частью 4 статьи 15 которого установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Таким образом, только лишь созданная в установленном законом порядке комиссия принимает следующие решения:
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Более того, по окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1, на основании которого орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.п.48-49 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно данной процедуры вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания только по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая представленные оказательства в их совокупности, суд считает, что заинтересованными лицами не представлены достаточные и убедительные доказательства, свидетельствующие о соблюдении вышеназванного порядка и наличия законных оснований для признания многоквартирного жилого <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим расселению.
Ссылка представителя заинтересованных лиц на Акт районной межведомственной комиссии от 29.03.2001года (л.д.51-51оборот), по мнению суда, является несостоятельной, поскольку названный акт, исходя из его содержания, носит лишь рекомендательный характер и в силу положений, содержавшихся в Постановлении Муниципального Совета г. Воронежа от 22.09.2000 N 137-II (ред. от 13.02.2001) "О порядке признания жилых помещений и жилых домов муниципального жилищного фонда города Воронежа непригодными для постоянного проживания" (утратило силу с 25 декабря 2013 года в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 25.12.2013 N 1399-III), не может являться основанием для включения жилого дома в число непригодных для проживания и подлежащих сносу.
Как предписывалось названным Постановлением Муниципального Совета г.Воронежа акты районных межведомственных комиссий являлись лишь результатом технического обследования жилых помещений и после их утверждения главой администрации района подлежали направлению в комитет жилищно-коммунального хозяйства в качестве приложения к ходатайству районной администрации о дальнейшем рассмотрении вопроса признания этих жилых помещений (домов) непригодными для постоянного проживания.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства должен был провести анализ представленных районной администрацией материалов и вынести рассмотрение соответствующего вопроса на заседание городской межведомственной комиссии, которая вправе была принимать решение по существу вопроса. При этом, протокол городской межведомственной комиссии о признании жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда непригодными для постоянного проживания утверждался постановлением главы города Воронежа.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что представленный заинтересованными лицами акт районной межведомственной комиссии от 29.03.2001года не является документом, признающим многоквартирный жилой <адрес> непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу и (или) расселению.
Последствия, предусмотренные п.10 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут быть применены к собственникам помещений в многоквартирном жилом доме лишь при условии признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
При таких обстоятельствах суд находит оспариваемые действия незаконными, а заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с администрации городского округа город Воронеж подлежат взысканию расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 300руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский аварийным и непригодным для постоянного проживания без принятия распорядительного документа и объективной оценки технического состояния жилого дома.
Признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж в лице Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по уведомлению жильцов многоквартирного жилого дома №27а по пер..Гвардейский, о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и необходимости принять решение о сносе или реконструкции указанного дома.
Признать незаконным постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013года №1274 в части включения многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа в муниципальную программу городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж за счет собственных средств в пользу Протопоповой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.
Судья Филимонова Л.В.