Решение по делу № 2-2611/2015 от 24.08.2015

Гр. дело /2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2015 года Левобережный районный суд г. Воронежа

в составе: председательствующего Филимонова Л.В.,

при секретаре Потаенковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Порошкова О.В., Юршиной А.С. ПРотопопова Н.В. (ЮршинаН.В. об оспаривании действий и решений администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский непригодным для проживания и включения его в муниципальную адресную программу по расселению,

У С Т А Н О В И Л:

Порошков О.В., Юршина А.С., Протопопова (Юршина) Н.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и решений администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский непригодным для проживания и включения его в муниципальную адресную программу по расселению. При этом указали, что они являются собственниками <адрес> равных долях – по 1/3 доли каждый. 29.05.2015г. они получили из Управления жилищных отношений городского округа <адрес> уведомление от 29.05.2015г., согласно которому дом, в котором они проживают, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. Просил признать незаконными и необоснованными действия администрации городского округа <адрес> по признанию многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес> аварийным и непригодным для постоянного проживания без принятия распорядительного документа и объективной оценки технического состояния жилого дома. Признать незаконными и необоснованными действия администрации городского округа <адрес> по уведомлению жильцов многоквартирного жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес>, о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и необходимости принять решение о сносе или реконструкции указанного дома. Признать незаконным и необоснованными постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013года №1274 в части включения многоквартирного жилого <адрес> в муниципальную программу городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».

В судебном заседании заявитель Протопопова Н.В. свое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. При этом пояснила, что дом у них теплый, хороший, пригодный для проживания. В 1985 году проводился капитальный ремонт. Они не хотят уезжать, поскольку у них хороший район, развита инфраструктура, рядом парки. Не довольны, что им предлагают переселиться в район пос.Шилово.

В судебном заседании представитель заявителей – Винокуров В.И. заявление поддержал согласно письменным пояснениям.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц-администрации городского округа город Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж Прокофьева Е.В. возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав заявителей, представителя заинтересованных лиц, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст.2,18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, Конституция Российской Федерации признает государство основным гарантом прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется всеми государственными и муниципальными органами.

В силу ст.46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены его права и свободы.

Исходя из смысла ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") к таким действиям (решениям) закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействие, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, в результате которой были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод. В свою очередь, письменное решение может быть принято как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что заявители Порошков О.В., Юршина Н.В., Юршина А.С. являются собственниками <адрес> по пер.Гвардейский в равных долях – по 1/3 доли каждый (л.д.15-18, 21).

29.05.2015г. Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в адрес заявителей направлено уведомление о включении названного многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2013-2017годах». Заявителям, как собственникам помещения в многоквартирном жилом доме №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа, предлагалось принять решение о сносе или реконструкции данного жилого дома, собственник также уведомлен о последствиях не принятия такого решения- об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и соответственно - каждого жилого помещения в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.19-20).

Таким образом, заявители узнали о совершении заинтересованными лицами оспариваемых действий не ранее 29.05.2015года, в суд заявители обратились 24.08.2015 года, т.е. в установленный законом срок.

Оспаривая действия и решения заинтересованных лиц, заявитель ссылается на их незаконность ввиду того, что многоквартирный жилом 27а по пер.Гвардейский г.Воронежа признан аварийны и подлежащим расселению в принудительном порядке без законных на то оснований (л.д.44-45).

Как видно из дела, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 08.04.2013 N 316 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2014 - 2017 годах".

Именно на данный нормативный акт ссылался и.о. руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в оспариваемом уведомлении от 28. 04.2014года (л.д.16).

Между тем, данный нормативный акт утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием постановления администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 N 1274.

Следовательно, на момент направления заявителю уведомления нормативный акт, на который ссылается муниципальный служащий, не подлежал применению, в связи с чем содержащиеся в уведомлении предложения, требования, по мнению суда, являются неправомерными, как основанные на утратившем силу нормативном акте.

Незаконным, по мнению суда, является и само решение заинтересованных лиц об отнесении многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа к категории аварийных и подлежащих расселению.

Судом установлено, что Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 N 1274 (ред. от 07.04.2014) утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж", которая включает в себя Подпрограмму 1 - "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и Подпрограмму 2- "Снос расселенных аварийных многоквартирных домов".

Задачей названных программ является переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения, комплексное решение проблемы сноса пришедших в негодность расселенных ветхих и аварийных многоквартирных домов.

Согласно п.66 приложения №4 к муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж" многоквартирный жилой <адрес> включен в названную программу и перечень аварийных многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению.

На день включения жилого <адрес> по пер.Гвардейский <адрес> в вышеназванную программу и в перечень аварийных многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению действовал Жилищный кодекс российской Федерации, частью 4 статьи 15 которого установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Таким образом, только лишь созданная в установленном законом порядке комиссия принимает следующие решения:

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

Более того, по окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1, на основании которого орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.п.48-49 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно данной процедуры вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Таким образом, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания только по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая представленные оказательства в их совокупности, суд считает, что заинтересованными лицами не представлены достаточные и убедительные доказательства, свидетельствующие о соблюдении вышеназванного порядка и наличия законных оснований для признания многоквартирного жилого <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим расселению.

Ссылка представителя заинтересованных лиц на Акт районной межведомственной комиссии от 29.03.2001года (л.д.51-51оборот), по мнению суда, является несостоятельной, поскольку названный акт, исходя из его содержания, носит лишь рекомендательный характер и в силу положений, содержавшихся в Постановлении Муниципального Совета г. Воронежа от 22.09.2000 N 137-II (ред. от 13.02.2001) "О порядке признания жилых помещений и жилых домов муниципального жилищного фонда города Воронежа непригодными для постоянного проживания" (утратило силу с 25 декабря 2013 года в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 25.12.2013 N 1399-III), не может являться основанием для включения жилого дома в число непригодных для проживания и подлежащих сносу.

Как предписывалось названным Постановлением Муниципального Совета г.Воронежа акты районных межведомственных комиссий являлись лишь результатом технического обследования жилых помещений и после их утверждения главой администрации района подлежали направлению в комитет жилищно-коммунального хозяйства в качестве приложения к ходатайству районной администрации о дальнейшем рассмотрении вопроса признания этих жилых помещений (домов) непригодными для постоянного проживания.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства должен был провести анализ представленных районной администрацией материалов и вынести рассмотрение соответствующего вопроса на заседание городской межведомственной комиссии, которая вправе была принимать решение по существу вопроса. При этом, протокол городской межведомственной комиссии о признании жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда непригодными для постоянного проживания утверждался постановлением главы города Воронежа.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что представленный заинтересованными лицами акт районной межведомственной комиссии от 29.03.2001года не является документом, признающим многоквартирный жилой <адрес> непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу и (или) расселению.

Последствия, предусмотренные п.10 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут быть применены к собственникам помещений в многоквартирном жилом доме лишь при условии признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

При таких обстоятельствах суд находит оспариваемые действия незаконными, а заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Исходя из положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с администрации городского округа город Воронеж подлежат взысканию расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 300руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по признанию многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский аварийным и непригодным для постоянного проживания без принятия распорядительного документа и объективной оценки технического состояния жилого дома.

Признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж в лице Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по уведомлению жильцов многоквартирного жилого дома №27а по пер..Гвардейский, о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и необходимости принять решение о сносе или реконструкции указанного дома.

Признать незаконным постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013года №1274 в части включения многоквартирного жилого дома №27а по пер.Гвардейский г.Воронежа в муниципальную программу городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».

Взыскать с администрации городского округа город Воронеж за счет собственных средств в пользу Протопоповой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.

Судья Филимонова Л.В.

2-2611/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Протопопова Н.В.
Порошков О.В.
Юршина А.С.
Другие
Управление жилищных отношений
Администрация городского округа город Воронеж
Суд
Левобережный районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
levoberezhny.vrn.sudrf.ru
24.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2015Передача материалов судье
25.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2015Судебное заседание
01.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее