Дело № 2а-205/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Советск 17 апреля 2018 года
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи - Понимаш И.В.,
при секретаре - Плотниковой М.В., Чумаковой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора г.Советска – Таранца А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Избирательной комиссии Калининградской области к участковым избирательным комиссиям г.Советска № 572 и №576 об отмене итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательных участках №572 и №576 в связи с допущенными участковыми избирательными комиссиями нарушениями законодательства о выборах,
У С Т А Н О В И Л:
Избирательная комиссия Калининградской области, в лице председателя Винярской И.П., обратилась в Советский городской суд Калининградской области с административным исковым заявлением к участковым избирательным комиссиям №572 и №576 г.Советска Калининградской области об отмене итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на данных избирательных участках, в связи с допущенными нарушениями законодательства о выборах. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года №528-СФ на 18 марта 2018 года были назначены выборы Президента Российской Федерации. На территории г.Советска Калининградской области, в подготовке и проведении выборов принимали участие 16 участковых избирательных комиссий, в том числе, участковые избирательные комиссии избирательных участков №572 и №576. 18 марта 2018г. состоялось голосование по выборам Президента Российской Федерации. Итоги голосования на избирательном участке №572 установлены протоколом от 18 марта 2018г. в 22 часа 30 минут. На избирательном участке №576 итоги голосования установлены протоколом от 19 марта 2018г. в 00 часов 00 минут. По состоянию на время установления итогов голосования и подписания указанных протоколов, в участковые избирательные комиссии избирательных участков №572 и №576 жалоб и заявлений о нарушении при голосовании и до установления итогов голосования не поступало. В установленном ст. 74 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» порядке, итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на территории города Советска Калининградской области установлены протоколом Советской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования от 19 марта 2018г. Данные об итогах голосования на избирательных участках №572 №576 включены в сводную таблицу Советской территориальной избирательной комиссии от 19 марта 2018г. В соответствии со ст. 75 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории Калининградской области установлены протоколом об итогах голосования от 19 марта 2018г. В сети Интернет размещены видеоролики, содержащие фрагменты трансляции голосования и подсчета голосов на избирательных участках №572 №576. В данных видеороликах отражены события, которые могут быть квалифицированы как вброс избирательных бюллетеней, ставящий под необратимое сомнение действительность итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на указанных избирательных участках. Установление факта вброса избирательных бюллетеней, может являться основанием для признания факта невозможности установления действительной воли избирателей на данных участках. Таким образом, административный истец усматривает основания для отмены итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательных участка №572 и №576 г.Советска. Ссылаясь на положения ст.ст. 20, 85 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ст.ст. 28, 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 239, 240 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит отменить итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательных участках №572 и №576, установленные протоколами об итогах голосования от 18 марта и 19 марта 2018года и признать их недействительными.
Представитель административного истца Барсков И.Н., действующий на основании доверенности № от 01.03.2018г., в судебном заседании поддержал требования административного иска, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что на всех избирательных участках в период голосования и подсчета голосов по выборам Президента Российской Федерации велись видео трансляция и запись ПАО Ростелеком, на основании Государственного контракта от 14.12.2017г. Представленными с административным иском на СD диске видеороликами, выложенными в сети Интернет и записями изъятыми избирательной комиссией Калининградской области со служебного портала регионального представителя ПАО Ростелеком, бесспорно подтверждаются имевшие место в день выборов нарушения при голосовании, а именно вброс бюллетеней в урны для голосования. В соответствии со ст. 69 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», каждый избиратель имеет право получить только один бюллетень и голосует лично. На представленных видеозаписях с избирательного участка №576 г.Советска видно как мужчина и женщина совершают вброс неопределенного количества (пачки) бюллетеней в урны для голосования. На избирательном участке № 572 вбросы совершали члены участковой избирательной комиссии, неоднократно подходящие к урне для голосования и производившие вбросы бюллетеней. Кроме того, на этих участках был грубо нарушен порядок подсчета голосов, который в соответствии с законом, должен начинаться с подсчета и объявления количества проголосовавших избирателей по спискам избирателей, и эта цифра, в свою очередь, должна совпасть с суммой бюллетеней извлеченных из стационарных и переносных урн. На видеозаписи установления итогов голосования, отсутствуют сведения о том, что в период подсчета голосов на избирательном участке №572 с 20.00 часов до 23.00 часов, из урн для голосования были изъяты и опечатаны посторонние вложения, а затем, составлен соответствующий акт изъятия. Акты об изъятии посторонних вложений и сами опечатанные вложения, якобы обнаруженные при подсчете голосов на избирательных участках №572 и №572, в Избирательную комиссию Калининградской области не передавались и о наличии таких изъятий не сообщалось. Перечисленные нарушения, в своей совокупности, не позволяют выявить действительную волю избирателей, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного истца Каровайчик Д.В., действующий на основании доверенности № от 04.04.2018, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании, поддержал доводы, изложенные представителем административного истца Барсковым И.Н., просил удовлетворить заявленные в административном иске требования.
Представитель административных ответчиков, участковых избирательных комиссий избирательных участков №572 и №576 г.Советска, адвокат Галиев С.Ф., действующий на основании доверенностей от 30.03.2018, в судебном заседании, заявленные административным истцом требования признал, о чем представил письменные заявления о признании иска, подписанные председателями участковых избирательных комиссий, избирательного участка №572 ФИО12 и избирательного участка №576 ФИО13, а также представителем административных ответчиков Галиевым С.Ф. Пояснил, что после изучения представленных административным истцом доказательств, административные ответчики пришли к выводу о том, что в ходе голосования на выборах Президента Российской Федерации 18.03.2018 года, на избирательных участках №572 и №576 имели место нарушения избирательного законодательства, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, в связи с чем, требования изложенные в административном иске, являются обоснованными и признаются административными ответчиками.
Представители заинтересованного лица Советской территориальной избирательной комиссии, председатель комиссии Мацуль В.В. и действующий на основании доверенности от 30.03.2018 Марков Н.С., в судебном заседании полагали заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом совокупности представленных доказательств. Просили принять признание административного иска административными ответчиками.
Участвующий в деле прокурор Таранец А.А. полагал заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, прокурора, исследовав представленные доказательства и письменные материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных административных требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (далее Федеральный закон), обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Частью 1.1. ст. 85 Федерального закона установлено, что после установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов предусмотрены ст. 77 Федерального закона Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п.5 ч.1.2. ст. 85 Федерального закона, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 года N 1-П "По делу о проверки конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Т разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Таким образом, основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.
Часть 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Признание иска есть распорядительное действие ответчика, означающее безоговорочное согласие на удовлетворение предъявленных к нему правовых требований истца. Оно является свободным волеизъявлением, соответствующим субъективному праву ответчика, и направлено на окончание дела вынесением решения об удовлетворении иска.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года №528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 года были назначены выборы Президента Российской Федерации.
На территории г.Советска Калининградской области, в подготовке и проведении выборов принимали участие 16 участковых избирательных комиссий, в том числе, участковые избирательные комиссии избирательных участков №572(председатель ФИО12) и №756 (председатель ФИО13).
18 марта 2018года состоялось голосование по выборам Президента Российской Федерации.
Итоги голосования на избирательном участке №572 установлены в 22 часа 30 минут протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 18 марта 2018г., подписанным председателем участковой избирательной комиссии, его заместителем, секретарем и членами комиссии.
На избирательном участке №576 итоги голосования установлены в 00 часов 00 минут протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 19 марта 2018г., подписанным председателем участковой избирательной комиссии, его заместителем, секретарем и членами комиссии.
Данные об итогах голосования на избирательных участках №572 №576 г.Советска Калининградской области включены в сводную таблицу Советской территориальной избирательной комиссии от 19 марта 2018г.
В установленном ст. 74 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» порядке, итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на территории города Советска Калининградской области установлены протоколом Советской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования от 19 марта 2018г. и переданы в Избирательную комиссию Калининградской области.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории Калининградской области установлены протоколом об итогах голосования от 19 марта 2018г.
Из представленных административным истцом на CD диске видеозаписей (ролики, размещенные в сети Интернет и видеозапись, изъятая административным истцом со служебного портала официального регионального представителя ПАО Ростелеком, производившим на основании заключенного государственного контракта трансляцию и запись видеосигналов с избирательных участковых и территориальных комиссий при проведении выборов Президента Российской Федерации) с избирательного участка №576 г.Советска, исследованных судом в судебном заседании с участием представителей сторон, усматривается, что 18 марта 2018г. в период времени с 9 часов 31 минуты по 09 часов 34 минуты (время указано на видеозаписи) на избирательном участке №576 г.Советска, мужчина, личность которого не установлена, получив у члена участковой избирательной комиссии ФИО14 бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации, но не расписавшись в книге учета избирателей за его получение, и женщина, личность которой не установлена, получив в установленном порядке бюллетень для голосования, проследовали к кабине для голосования. Покинув кабину для голосования, они поочередно подошли к стационарной урне для голосования. Женщина, подойдя первой к урне, извлекла из-под полы своей верхней одежды стопку листов, визуально похожих по формату на бюллетени для голосования и совершила их вброс в урну для голосования. Мужчина, свернув лист с которым вышел из кабины для голосования и удерживая его в руке, следуя за вышеуказанной женщиной, подошел к урне для голосования и извлек из-под своей верхней одежды стопку листов, визуально похожих по формату на бюллетени для голосования и совершил их вброс в урну для голосования. Лист, с которым он вышел из кабины для голосования, унес с собой.
Из представленного суду акта об обнаружении объектов, не являющихся избирательными бюллетенями в урне для голосования на избирательном участке УИК №576 (урна №1) следует, что после вскрытия урны для голосования в ней обнаружены чистые листы бумаги и газеты в количестве 150 штук. Данные листы были посчитаны, упакованы и запечатаны в конверт.
Между тем, суд обозрев в судебном заседании содержимое приложенного к вышеуказанному акту пакета (сложенные пополам стандартные листы белой бумаги формата А4 и листы газеты упакованные в прозрачный полиэтиленовый файл), приходит к выводу о том, что содержимое данного пакета визуально явно не соответствует объектам, вброс которых совершили в урну для голосования неустановленные женщина и мужчина 18 марта 2018 года в 09 часов 34 минуты на избирательном участке №576 г.Советска.
Из представленных административным истцом на CD диске видеозаписей (ролики, размещенные в сети Интернет и видеозапись, изъятая административным истцом со служебного портала официального регионального представителя ПАО Ростелеком) с избирательного участка №572 г.Советска, исследованных судом в судебном заседании с участием представителей сторон, усматривается, что заместитель председателя УИК №572 ФИО18 18 марта 2018г. в 16 часов 58 мин. 44 сек. и 17 часов 52 мин. 29 сек. (согласно маркировки времени на видеозаписи), то есть дважды, подходила к урне для голосования и опускала в неё бумажные листы (что очевидно, в том числе по бликам на прозрачных стенах урны). Кроме того, в 16 часов 49 мин. 44 сек. ФИО15 также подходила к урне для голосования с папкой в руках и совершала действия похожие на вброс чего-либо в урну для голосования.
Согласно объяснению ФИО15 от 26.03.2018, содержащемуся в материалах административного расследования МО МВД России «Советский» № по ст. 5.22 КоАП РФ, в 17 часов 52 мин., она подошла к урне для голосования и бросила свой бюллетень для голосования, так как голосовала на донном избирательном участке.
Между тем, суд отмечает, что непосредственно вышеуказанным действиям ФИО15 не предшествовала процедура получения бюллетеня и его заполнения в кабине для голосования, как это установлено ч.ч. 7, 9 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Сведений и пояснений о том, что именно ФИО15 опускала в урну для голосования в 16 часов 58 мин. и какие действия совершала у урны для голосования в 16 часов 49 мин. 44 сек., административным ответчиком суду не представлено.
Согласно представленной административным истцом суду видеозаписи, 18 марта 2018г. в 18 часов 01 минуту, секретарь УИК №572 ФИО19 подошла к урне для голосования и опустила в неё бюллетень для голосования (согласно её пояснениям от 27.03.2018 содержащемуся в вышеуказанном материале №). Непосредственно данным действиям ФИО20 также не предшествовала процедура получению бюллетеня и его заполнения в кабине для голосования.
Из представленного суду акта об обнаружении объектов, не являющихся избирательными бюллетенями в стационарном ящике для голосования на избирательном участке УИК №572, следует, что после вскрытия стационарного ящика для голосования после окончания времени для голосования, обнаружены чистые листы белой бумаги в количестве 43 штук и газетные листы в количестве 21 штуки. Данные предметы посчитаны, упакованы и опечатаны в конверт.
Указанный акт составлен 18.03.2018г. в 21 час 41 мин. и подписан председателем УИК №572, секретарем и членами УИК №572.
Между тем, на представленной административным истцом полной видеозаписи процедуры подсчета голосов по выборам Президента Российской Федерации на избирательном участке №572, нет видеоданных об обнаружении при извлечение и подсчете бюллетеней для голосования, посторонних вложений, их упаковке и составление вышеуказанного акта, в том числе, в период времени указанный в самом акте.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО16 пояснила, что 18.03.2018 она присутствовала на избирательном участке №572 г.Советска в качестве наблюдателя и была очевидцем того, как неизвестная ей женщина опустила в урну для голосования три бюллетеня для голосования по выборам Президента Российской Федерации. Она видела и уверенна в том, что это были именно бюллетени. О произошедшем она сообщила кому-то из членов избирательной комиссии, но реакции не последовало. После окончания выборов, в начале процедуры подсчета голосов никто не подсчитывал и не объявлял количество проголосовавших согласно спискам избирателей.
Свидетель ФИО17 пояснил суду, что 18.03.2018 он присутствовал на избирательном участке №576 г.Советска в качестве наблюдателя. После окончания выборов, в начале процедуры подсчета голосов никто не подсчитывал и не объявлял количество проголосовавших согласно спискам избирателей.
Доводы административного истца о том, что при подсчете голосов, после окончания выборов, на избирательных участках №572 и №576 г.Советска была нарушена процедура подсчета голосов, установленная ст.73 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которой перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей), подтверждаются показаниями вышеуказанных свидетелей и представленной административным истцом видеозаписью со служебного портала официального регионального представителя ПАО Ростелеком и также, признаются административными ответчиками.
При этом, согласно представленной суду видеозаписи подсчета голосов, в 22 часа 26 минут, на избирательном участке №576, вносились какие-то записи в списки избирателей.
Анализируя вышеизложенные факты, свидетельствующие о допущенных на избирательных участках №572 и №576 г.Советска, таких нарушений избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, суд приходит к выводу о том, что эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, при голосовании на выборах Президента Российской Федерации прошедших 18 марта 2018г.
Принимая во внимание, что признание административного иска является правом административного ответчика, данное признание, с учетом установленных судом нарушений избирательного законодательства не противоречит закону, прав и законных интересов иных лиц не нарушает, признание административного иска заявлено лицами, имеющими на это соответствующие полномочия, в том числе определенные в доверенности, суд полагает, что признание иска административными ответчиками подлежит принятию.
На основании изложенного, протоколы участковых избирательных комиссий от 18 марта и 19 марта 2018 года об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года избирательных участков №572 и №576 г.Советска Калининградской области, которыми установлены результаты голосования, подлежат отмене, а итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательных участках №572 и №576 г.Советска Калининградской области признанию недействительными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Отменить протоколы участковых избирательных комиссий от 18 марта и 19 марта 2018 года об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года избирательных участков №572 и №576 г.Советска Калининградской области и признать недействительными итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательных участках №572 и №576 г.Советска Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате.
Мотивированное решение составлено 23.04.2018 года.
Судья И.В. Понимаш