УИД 22RS0001-01-2023-000310-36
Судья Луханина О.В. № 33-7179/2023
(№ 2-302/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 августа 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Сухаревой С.А., Ромашовой Т.А.
при секретаре Пахомовой Н.О.
с участием прокурора Ельникова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мустафиной Е. Б. к Гамаюнову С. М. о лишении права на выплаты, признании права на выплаты
по апелляционной жалобе Мустафиной Е. Б. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 31 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения Мустафиной Е.Б., заключение прокурора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мустафина Е.Б. обратилась с иском к Гамаюнову С.М., просила лишить ответчика права на получение предусмотренных нормативно-правовыми актами страховой суммы и единовременных пособий за сына, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины; признать право на получение страховой суммы и единовременных пособий за сына, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины, в полном объеме за истцом, как единственным живым родителем и выгодоприобретателем погибшего. Также просила приостановить выплаты Гамаюнову С.М., отцу погибшего Мустафина И.С. до вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что истица является матерью погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины гражданина Российской Федерации Мустафина И.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, ранее зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Мустафин И.С. ушел добровольцем по контракту защищать Родину осенью 2022 года и скончался от полученного тяжелого ранения 04 марта 2023 года, о чем свидетельствует справка *** от ДД.ММ.ГГ из Войсковой части 30926.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» одним из страховых случаев является гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы составляет 2 000 000 руб. Размер данной страховой выплаты ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции и составляет 3 131 729 рублей в 2023 году.
В соответствии с Распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 года №131-рп «Об утверждении порядка выплаты единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, на территории Еврейской автономной области», к членам семьи погибшего военнослужащего, имеющим право на получение единовременной материальной помощи относятся его родители. Единовременная материальная помощь выплачивается Департаментом социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области в размере 1 000 000 рублей в равных долях на каждого члена семьи.
Кроме того, в исковом заявлении имеется ссылка на материальное обеспечение и компенсации, предусмотренные статьей 3 Федерального закона №306-ФЗ.
Таким образом, требования истца по настоящему делу, исходя из буквального содержания искового заявления, направлены на лишение ответчика страховой суммы и единовременных пособий, предусмотренных указанными нормативными актами.
В исковом заявлении также указано, что Гамаюнов С.М. является отцом погибшего Мустафина И.С., а значит, имеет равное с истицей право на получение соответствующей доли выплат вследствие гибели сына.
Однако истица считает, что ответчик должен быть лишен данного права на получение предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами страховой суммы и единовременных пособий, поскольку не поддерживал никаких родственных связей с сыном, как до так и после его совершеннолетия, не занимался его воспитанием, не интересовался его судьбой, своих обязанностей родителя не осуществлял, материально не содержал, алименты не выплачивал. Кроме того, на похороны сына приехать не захотел, в расходах на похороны сына участия не принимал.
С 1991 года после развода ответчик проживал от сына отдельно, они не встречались, не разговаривали по телефону. Ответчик материально сына не поддерживал, воспитанием сына целиком и полностью занималась истица и ее ныне покойный муж, который был для Мустафина И.С. фактически настоящим отцом. Поскольку биологический отец Гамаюнов С.М. своим поведением изначально дал понять, что не заинтересован в жизни и воспитании ребенка, а отношения с новым папой быстро пошли на лад, было принято решение поменять отцовскую фамилию сына на фамилию мужа – Мустафин. На какие-либо предложения по организации встречи с ребенком Гамаюнов С.М. ответа не давал, как и игнорировал просьбы по оказанию финансовой поддержки. Следовательно, свои обязанности, как родитель Гамаюнов С.М. не исполнял. Гамаюнов С.М. не предпринимал никаких действий по воспитанию, какой-либо материальной или моральной поддержки своему несовершеннолетнему ребенку не оказывала. Кроме того, перед уходом на военную службу Мустафин И.С. среди членов семьи указал только ее, как человека, который действительно участвовал в его воспитании, что еще раз подтверждает, что его документально - определенный биологический отец Гамаюнов С.М. вообще не существовал в его жизни.
Лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основанием к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Учитывая, что у погибшего Мустафина И.С. нет ни жены, ни детей, ни иждивенцев, фактический отец умер, а биологический отец претендует на выплаты необоснованно, истица, как мать погибшего является единственным законным выгодоприобретателем после его смерти, и следовательно имеет право на получение единовременных выплат и страховых сумм в полном объеме.
Так же просит учесть поведение ответчика в настоящее время. Перед уходом на военную службу сын написал сообщение, в котором просил в случае его смерти расплатиться по его долгам перед определенными людьми из общей суммы причитающихся государственных выплат. Эта последняя просьба сына была передана ответчику, когда ей стало известно о его намерении получить деньги. Поскольку Гамаюнов С.М. отказался исполнять волю сына из своей половины средств, она была готова поделить долги пополам и больше не поднимать этот вопрос. По мнению ответчика сын своим поступком рассчитался со всеми и в погашении долга нет необходимости. Всю жизнь общаясь с сыном она знает, что Мустафин И.С. был совестливым, честным человеком и для него всегда было важно держать слово. Не отдать долги, значит подвергнуть сомнению его честь и достоинство в глазах других людей, не говоря уже о том, чтобы поставить их в сложное материальное положение, поскольку они рассчитывают на возврат денег. В связи с чем появляется еще одно основание, по которому Гамаюнов С.М. просто не достоин получения указанных выплат.
В ходе рассмотрения дела истица поясняла, что после расторжения брака жила со своими детьми в Кабардино-Балкарии. Гамаюнов С.М. участия в жизни сына не принимал, в 2014 году сын ездил к ответчику в гости, но произошел какой - то конфликт и больше они не встречались. Об оказании материальной помощи сыну Гамаюновым С.М. ей нечего не известно. Алименты она не взыскивала, и необходимости в лишении ответчика родительских прав не было, так как каждый жил своей жизнью. Считает, что имеются основания для лишения ответчика прав на получение единовременных и страховых выплат и признании данного права за ней.
Ответчик Гамаюнов С.М. и его представитель Дедловская Е.В. возражали против удовлетворения иска. Гамаюнов С.М. указал, что до исполнения сыну возраста 7 лет они с истицей проживали одной семьей, он содержал семью и занимался воспитанием сына. Когда они с истицей развелись, это было в 1993 году, истица уехала с новым мужем в неизвестном направлении, забрала с собой трех общих детей. В дальнейшем через социальные сети он узнал где проживают его дети, стал общаться в основном с Ю., а через нее общался с сыном. Он помогал детям материально, перечислял деньги по мере возможности. В 2014 году Мустафин И.С. оказался в сложной ситуации, он купил ему билет на самолет и сын прилетел к нему в гости и какое-то время проживал у него. О смерти сына он узнал от дочери. На похороны он действительно не смог приехать. Доводы истицы о наличии у сына долга перед третьими лицами не имеют отношения к рассмотрению данного дела. Просит в иске отказать.
От ВРИО Командира Войсковой части 30926 поступило сообщение о том, что Мустафиной Е.Б. была выплачена часть денежных средств по Указу Президента Российской Федерации №98 в размере 2 500 000 рублей. На отца Гамаюнова С.М. сумма зарезервирована. 11 апреля 2023 года от Гамаюнова С.М. поступило заявление о выплате денежных средств.
От представителя Департамента социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области поступила телефонограмма, согласно которой Гамаюнов С.М. за выплатами не обращался, Мустафина Е.Б. обратилась 21 марта 2023 года и ей была произведена выплата 13 апреля 2023 года в соответствии с приказом *** в сумме 500 000 рублей, на основании Распоряжения Правительства Еврейской автономной области №163-рп от 13 апреля 2023 года.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 31 мая 2023 года Мустафиной Е.Б. в удовлетворении исковых требований отказано.
Отменены меры по обеспечению иска, принятые в соответствии с определением Алейского городского суда от 13 апреля 2023 года в виде запрета Войсковой части 30926 в приеме и дальнейшей отправке документов Гамаюнова С. М. для получения им страховых выплат и единовременных пособий на Мустафина И.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины; приостановлении страховых выплат и временном запрете АО «СОГАЗ» осуществлять страховые платы Гамаюнову С.М. на Мустафина И.С., погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины; приостановлении выплаты единовременного пособия и временном запрете Департаменту экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации осуществлять выплату единовременного пособия Гамаюнову С.М. на Мустафина И.С., погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины, приостановлении выплаты единовременного пособия и запрете Социальному фонду Российской Федерации осуществлять выплату единовременного пособия Гамаюнову С.М. на Мустафина И.С., погибшего в ходе специальной военной операции на территории Украины.
Истица в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывает, что судом неверно оценены представленные доказательства, указанные в решении суда обстоятельства не соответствуют исследованным доказательствам, имеются неточности. В материалах дела нет доказательств того, что ответчик общался с сыном по телефону, поддерживал родственную связь. Истица полагает, что уклонение ответчика от выполнения обязанностей родителя влечет лишение права на получение мер социальной поддержки, основанных на факте родства с погибшим военнослужащим, ссылаясь в подтверждение своей позиции на судебную практику. Только лишь факт родства не влечет возникновение неотчуждаемого права на получение социальных выплат. Участие прокурора в рассмотрении дела не было оформлено надлежащим образом, поэтому его мнение необоснованно учитывалось судом при вынесении решения.
Участвуя в рассмотрении дела с использованием видеоконференц-связи, истица поддержала доводы своей жалобы.
Прокурор в заключении полагал, что жалоба подлежит удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в связи с несоответствием выводов суда установленным обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Исходя из положений ст.1 Федерального закона №52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В ст. 4 Федерального закона №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В ст.5 Федерального закона № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000000 руб.
Размер выплат ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ).
Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона №306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно п.2 ч.11 ст.3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Кроме того, Указом Президента РФ от 05.03.2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 года № 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
Состав лиц, относящихся к членам семьи, определяется в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Распоряжением Правительства Еврейской автономной области от 18 мая 2022 года №131-рп утвержден Порядок выплаты на территории Еврейской автономной области единовременной материальной помощи членам семей отдельных категорий граждан, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции, в размере 1 000 000 рублей в равных долях на каждого члена семьи погибшего гражданина, имеющего право на получение единовременной материальной помощи. Из содержания указанного Порядка следует, что выплаты производятся в заявительном порядке в случае гибели военнослужащего, который был зарегистрирован по месту жительства на территории Еврейской автономной области. К членам семьи относятся: супруга, родители, несовершеннолетние дети погибшего военнослужащего (п.п. 2-4).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (часть 3 статьи 2, статья 4 и часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ).
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ.
Таким образом, установленная законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
При этом законодатель исходит из того, что право родителя на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.
Следовательно, избранный истцом способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на получение единовременных выплат и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признается законным. Само по себе то обстоятельство, что ответчик не был лишен родительских прав, не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.
Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.
Согласно абз. 2 ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также – СК) родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст.71 СК предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 СК РФ) (абз. 1 и 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
С учетом характера спорных правоотношений, заявленный исковых требований и возражений ответчика в данном случае юридически значимыми для правильного разрешения спора являлись следующие обстоятельства: принимал ли ответчик какое-либо участие в воспитании сына, оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между отцом и сыном фактические семейные и родственные связи.
При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
При разрешении настоящего спора судом первой инстанции не учтены положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.
Так, в ходе рассмотрения дела было установлено и подтверждается материалами дела, что Мустафин И. С., ДД.ММ.ГГ года рождения, является сыном Мустафиной Е.Б. и Гамаюнова С.М.
Истица и ответчик состояли в браке с ДД.ММ.ГГ года, брак был расторгнут решением Каспийского городского народного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГ (т. 1 л.д. 117). На момент расторжения брака у них было двое детей – Гамаюнов (Мустафин) И. С., ДД.ММ.ГГ года рождения, и Гамаюнова Ю. С., ДД.ММ.ГГ рождения (в настоящее время – Нищимная Ю. К.).
Истица поясняла, что проживала совместно с ответчиком и детьми до момента расторжения брака, затем ушла к другому мужчине – Мустафину К.В., за которого вышла замуж и проживала одной семьей до момента его смерти. ДД.ММ.ГГ у неё родилась еще дочь Мустафина М. К..
Как ответчик Гамаюнов С.М., так и второй супруг истицы Мустафин К.В., являлись военнослужащими (пограничниками), в связи с этим семья проживала по месту службы, которое периодически менялось. После расторжения брака истица с детьми и новым мужем уехала в Кабардино-Балкарию, а ответчик по месту службы находился в Дагестане. С этого момента в течение 20 лет ответчик и сын не общались.
У детей была изменена фамилия, они считали своим отцом Мустафина К.В.
При этом Гамаюнов С.М. не предпринимал попыток найти детей, ни разу не вышел на связь, не предоставлял средства на содержание детей, не интересовался их судьбой.
Как следует из пояснений Нищимной Ю.К., она узнала от матери о том, что её биологическим отцом является не Мустафин К.В. в 20-летнем возрасте, после этого, примерно в 2010-2011 году нашла в соцсетях Гамаюнова С.М., написала ему, и они какое-то время общались, она рассказывала ему об И..
Мустафин И.С. приезжал в гости к отцу в 2014 году, при этом между ними возникли разногласия (конфликт), после чего общение вновь полностью прекратилось и больше не было возобновлено.
Ответчик вышеуказанные обстоятельства не оспаривал, ссылаясь на то, что до того момента, когда дочь Ю. написала ему в «Одноклассниках» он не знал о местонахождении своих детей, поскольку истица ушла от него к другому мужчине и забрала с собой детей, не сообщив, где они находятся.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что ответчик не общался со своим сыном с семилетнего возраста, после чего впервые встретился с ним в 2014 году, когда Мустафину И.С. было 28 лет. При этом ответчик не предпринимал мер к установлению местонахождения детей, не участвовал в их воспитании и содержании, не заботился о них. Доказательств наличия у него препятствий для установления местонахождения детей и принятия каких-либо мер к их розыску ответчик не представил.
Мустафин И.С., пулеметчик десантно-штурмового отделения десантно-штурмового взвода десантно-штурмовой роты десантно-штурмового батальона войсковой части 30926, проходивший военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, 30 января 2023 года получил тяжелое ранение и скончался от него 04.03.2023 в ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко».
Отказывая при таких обстоятельствах в удовлетворении иска о лишении Гамаюнова С.М. права на выплаты в связи с гибелью сына, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств умышленного и злостного уклонения ответчика от исполнения своих родительских обязанностей. Гамаюнов С.М. и Мустафин И.С. проживали в разных регионах на значительном расстоянии друг от друга, ответчик не был лишен родительских прав, к уголовной и административной ответственности в связи с неисполнением родительских обязанностей не привлекался. Между ответчиком и его сыном не были полностью утрачены родственные связи, поскольку Мустафин И.С. приезжал к Гамаюнову С.М. в гости, они общались по телефону. Гамаюнов С.М. следил за жизнью сына и его успехами в создании спортивного клуба. Поддерживал общение Гамаюнов С.М. и с дочерью Ю., что свидетельствует из представленной переписки, представленной в судебное заседание.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными суждениями и выводами суда первой инстанции, поскольку, как указано выше, спорные выплаты направлены на компенсацию и выражение благодарности со стороны государстве родителям, вырастившим и воспитавшим защитника Отечества.
Между тем, общение между Гамаюновым С.М. и Мустафиным И.С., которое было принято во внимание судом, имело место после достижения Мустафиным И.С. 25-летнего возраста, когда влияние отца на его развитие и воспитание не могло быть оказано, поскольку Мустафин И.С. являлся сформировавшейся личностью, а не ребенком.
Таким образом, Гамаюнов С.М. не принимал участие в воспитании Мустафина И.С., формировании его личности, не интересовался его жизнью и здоровьем, не принимал меры к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал право на общение с сыном, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь.
Более того, между ними фактически отсутствовали семейные и родственные связи, которые не возникли и в результате общения в 2014 году, после которого до момента смерти Мустафина И.С. отец и сын отношения не поддерживали. Как следует из личного дела Мустафина И.С., последний, заполняя анкеты в 2022 году при поступлении на службу по контракту, не упоминает Гамаюнова С.М. в качестве члена своей семьи, в строке «отец» указал Мустафина К.В. (т. 2 л.д. 17, 21).
Из приведенных выше положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае установлены достаточные основания для удовлетворения иска о лишении права на получение таких мер социальной поддержки.
Доводы стороны ответчика о том, что перечень лиц, являющихся выгодоприобретателями при наступлении страхового случая (гибели военнослужащего в период прохождения военной службы), определен законом, и он, как родитель погибшего при прохождении военной службы Мустафина И.С.относится к числу выгодоприобретателей, родительских прав не лишен, в связи с чем не лишен права на получение страховой выплаты и единовременного пособия, являются несостоятельными, поскольку права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя, что и было установлено при рассмотрении дела.
Оснований для удовлетворения иска о признании за Мустафиной Е.Б. в полном объеме права на выплаты, как единственным живым родителем погибшего Мустафина И.С., судебная коллегия не находит, поскольку право на указанные выплаты предоставляется не только родителям, но и супруге, детям, иждивенцам погибшего военнослужащего. В рамках настоящего дела указанные требования не предъявлены к надлежащим ответчикам, а именно – к органам, осуществляющим выплаты, а также к иным лицам, которые могут на них претендовать. Круг таких лиц не устанавливался, в материалах дела отсутствуют сведения об их наличии.
Судебная коллегия исходит из того, что при отсутствии иных лиц, претендующих на выплаты, удовлетворение требования о лишении права на них Гамаюнова С.М. является достаточным для получения истицей указанных выплат в полном объеме. Требование о признании за нею единоличного права на выплаты в этом случае заявлено излишне.
В связи с удовлетворением иска в пользу истицы подлежат возмещению понесенные ею расходы на оплату госпошлины в сумме 300 рублей за счет ответчика на основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░
– ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░ 2022 ░░░░ №98 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░»;
– ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 1998 ░░░░ №52-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»
– ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░ 2022 ░░░░ №131-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»;
– ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2011 ░░░░ №306-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.08.2023.