Решение по делу № 2-1689/2024 от 05.08.2024

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                      <адрес>

    Советско-Гаванский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гужвинской Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,

с участием: истца ФИО1,

помощника Советско-Гаванского городского прокурора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 32 минуты, на улице в районе <адрес> рп. Майский, без причины на нее напала собака, начала кидаться и кусать, в результате чего нанесла ей три укуса и порвала джинсы. От испуга и сильной боли она стала громко кричать, вышедшие на крик люди, оказали ей помощь, отогнали собаку. Она вернулась домой и позвонила в скорую. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в хирургическое отделение КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ», где ей оказали медицинскую помощь и выдали справку с диагнозом «Укушеные раны в/з обеих голеней». ДД.ММ.ГГГГ обратилась к травматологу, где ей был открыт лист нетрудоспособности. В результате нападения собаки она получила серьезный стресс, испытала боль и страх, для восстановления здоровья вынуждена проходить курс лечения даже после выписки. Поскольку осмотр ран проходил в поликлинике <адрес>, она была вынуждена понести незапланированные расходы на топливо, также ею были приобретены лекарственные и медицинские препараты. Считает, что именно в результате ненадлежащего выполнения переданных полномочий по отлову безнадзорных животных и бездействия Администрации муниципального района ее укусила бродячая собака. Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию материальной и морального ущерба в общем размере <данные изъяты> копеек, также просит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Определением Советско-Гаванского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов прекращено в части требований о взыскании материального вреда, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

До судебного заседания от администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> поступили письменные возражения, согласно которым с исковыми требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления «Муниципальное образование «Советско-Гаванский муниципальный район» (далее также - ОМСУ) наделен отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее таакже - Закон , Полномочия, Мероприятия). Наделение ОМСУ полномочиями осуществляется при условии передачи им необходимых материальных и финансовых средств. Поэтому Полномочия осуществляются исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ (<адрес>). Исполнение Полномочий регулируется нормативными правовыми актами <адрес>, которые приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данный Федеральный закон не регулирует отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во исполнение Полномочий, уполномоченным органом (Управление ЭТИК и КХ) организуются Мероприятия путем заключения муниципальных контрактов в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Другие способы организации Мероприятий законодательством не установлены. В 2024 году из краевого бюджета было выделено на Мероприятия 3 454 730 рублей заключен контракт -БЖ от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках контрактов в населенных пунктах района проведены Мероприятия в отношении животного без владельца (собак), в том числе отлов, стерилизация, маркирование, временное содержание, вакцинация. После проведения всех обязательных процедур и временного содержания, на территории поселений возвращены 170 собак, в отношении которых в установленном порядке не были установлены признаки немотивированной агрессивности по отношению к человеку или животным. 9 животных (собак) находятся у подрядчика на содержании. Выделенные в 2024 году средства из краевого бюджета на Мероприятия являются достаточными исходя из фактической возможности их освоения, а именно - для содержания отловленных животных (собак) в распоряжение подрядчика на время исполнения контракта передается муниципальное имущество (земельный участок, нежилые помещения общей площадью 116,3 кв.м.), а также вольеры в количестве 12 шт. Одновременно могут содержаться от 12 до 20 животных (собак). Период содержания - 10 дней. Соответственно, в течение года невозможно отловить и провеете все необходимые Мероприятия в отношении большего количества собак. ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № Вольеры - 2024 на изготовление и поставку уличных вольеров для содержания животных без владельцев. Срок окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ, сумма контракта 1 750 000 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все необходимые материалы закуплены, строительство и поставка до пункта временного содержания идет в пределах срока действия контракта. Поэтому потребность в использовании дополнительных финансовых средств, как краевых, так и муниципальных, отсутствует. Изъятие с территорий поселений всех бродячих собак, включая стерилизованных и агрессивных, не представляется возможным по следующим причинам: отсутствует соответствующий приют для животных, действующим законодательством запрещено умерщвлять отловленных животных (собак), за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии, достоверно установленных специалистом в области ветеринарии, тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Мероприятия включают отлов, стерилизацию, маркирование, временное содержание, вакцинацию животных (собак) и возврат животных на территории обитания, не проявляющих немотивированную агрессию и ростом менее 35 см. в холке. Животные (собаки) менее 35 см в холке, в отношении которых во время передержки установлены совместно с ветеринарным специалистом признаки немотивированной агрессивности, не возвращаются в места обитания и находятся на содержании. Учитывая значительное количество обращений об отлове безнадзорных собак, обитающих на территории муниципальных образований Советско-Гаванского муниципального района (в том числе по рп. Майский), их отлов производится подрядчиком в порядке очередности. В связи с тем, что Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для ОМСУ муниципального района не установлены прямые полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, соответственно отсутствуют полномочия и возможность финансирования создания организации ветеринарного назначения (приют для животных). Моральный вред, являясь оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету. Определяя размер компенсации морального вреда, необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда. На основании изложенного, просят суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов поддержала, по изложенным в иске основаниям, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на нее напала бродячая собака, у которой имелся чип, после чего у нее появился страх собак, которого раньше не было. Лечение продолжает по настоящее время.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора ФИО4 дала заключение по делу, согласно которого полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются: факт причинения вреда истцу безнадзорным животным (то есть животным, находящимся в общественном месте без сопровождающего лица), размер причиненного вреда, на кого возложены государственные полномочия по организации отлова безнадзорных животных, явилось ли ненадлежащее исполнение данных функций результатом причинения вреда истцу.

    В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно Преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района края наделены государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев без ограничения срока, реализация которых осуществляется путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий установлены статьей 4 вышеназванного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

На основании ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1180 утверждены методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно п. 2.2, п. 2.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - исполнитель мероприятий); заказчиками мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, наделенные отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - заказчик мероприятий).

Постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об определении органа и должностных лиц органа местного самоуправления муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>», специально уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия», в соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Администрация Советско-Гаванского муниципального района <адрес> постановила определить Администрацию Советско-Гаванского муниципального района <адрес> в лице Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> (далее – Управление ЭТИК и КХ) органом, специально уполномоченным осуществлять отдельные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Советско-Гаванского муниципального района <адрес>.

Согласно Устава Советско-Гаванского муниципального района <адрес>, принятого решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в состав территории муниципального района входят территории городских поселений "<адрес>", "Рабочий <адрес>", "Рабочий <адрес>", "Рабочий <адрес>" и Гаткинского сельского поселения, территории населенных пунктов - поселков Иннокентьевский, Коппи, Нельма, села Гроссевичи, не являющихся муниципальными образованиями, а также межселенные территории, находящиеся вне границ поселений.

С учетом приведенных положений закона следует, что именно на Администрацию Советско-Гаванского муниципального района законом возложена обязанность осуществлять мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Советско-Гаванского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 32 минуты ФИО1, находясь около <адрес> в р.<адрес>, подверглась нападению безнадзорной собаки, в результате нападения ей были причинены повреждения в области правого и левого бедер в виде трех укусов.

Указанный факт подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, фото с изображением укусов, медицинскими документами, данными в судебном заседании пояснениями.

    Согласно имеющейся в материалах дела медицинской справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной хирургическим отделением КГБУЗ «<адрес> больница» министерства здравоохранения <адрес>, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 40 минут ФИО1, обратилась в хирургическое отделение больницы за оказанием медицинской помощи, где ей поставлен диагноз – укушенная рана в/з обеих голеней, оказана медицинская помощь, рекомендовано лечение у травматолога.

    Из медицинской карты ФИО1 следует, что истец наблюдалась у травматолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по факту повреждений в виде укушенных ран обеих бедер (укусила неизвестная собака), прошла курс антирабической вакцины.

Также, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по факту нападения собаки ФИО1 обратилась с заявлением в ОМВД России по <адрес>.

Согласно рапорта УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе рассмотрения материала проверки опрошена ФИО1, которая пояснила, что шла по <адрес>, к ней подбежала бесхозная собака небольшого размера и укусила ее за правую ногу два раза, потом укусила за левую ногу один раз, после чего собаку отогнали прохожие. Материалы проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ приобщены к номенклатурному делу.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что непосредственной причиной причинения вреда здоровью ФИО1 явилось нападение бездомной собаки, что в свою очередь явилось следствием ненадлежащего исполнения ответчиком переданных полномочий по осуществлению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Доводы возражений ответчика об осуществлении полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев исключительно за счет средств краевого бюджета, при выделении которых были заключены соответствующие контракты, которые исполняются, потребности в использовании дополнительных финансовых средств как краевого, так и муниципального бюджета отсутствуют, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о формальном осуществлении своих полномочий со стороны администрации в данной сфере и не могут служить правовым основанием для освобождения ответчика от ответственности, законом исполнение этой обязанности не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств. При надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей нападение безнадзорных животных на человека должно быть исключено.

Каких-либо бесспорных доказательств, опровергающих указанное выше, доказательств отсутствия вины, своевременного принятия необходимых и достаточных мер для предупреждения причинения вреда истцу ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих принадлежность собаки напавшей на ФИО1 физическому или юридическому лицу ответчиком в материалы дела не представлено.

По общему правилу, установленному п. п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

    Учитывая, что администрацией Советско-Гаванского муниципального района не в полной мере выполняются обязанности по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу ФИО1, которой причинено телесное повреждение, физические и нравственные страдания вследствие укуса животного без владельца (собаки).

Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Судом установлено, что в результате нападения безнадзорного животного (собаки) на ФИО1 ей причинены повреждения в виде укушенных ран обеих бедер, в связи с чем она проходила лечение у травматолога в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе проведено лечение антирабической вакциной, из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании следует, что в связи с нападением собаки она пережила стресс, испытала боль и страх.

Применительно к рассматриваемому делу суд, учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, степень тяжести причиненных ФИО1 телесных повреждений, локализацию телесных повреждений, обстоятельства их причинения, длительность лечения, испытанные истцом нравственные и физические страдания в связи с причиненной травмой, требования закона о разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Денежные средства подлежат взысканию за счет средств казны муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>».

Разрешая требования истца ФИО1 с ответчика судебных расходов на оплату государственной пошлины, суд полагает их не подлежащими удовлетворению, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение несения истцом указанных расходов суду не представлено.

Кроме того, по искам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Исходя из приведенных норм права, учитывая, что ответчик - орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для ее взыскания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> (ИНН ) за счет средств казны муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>» в пользу ФИО1 (паспорт ) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Советско-Гаванский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     Е.Е. Гужвинская

2-1689/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Советско-Гаванский городской прокурор
Козак Наталья Сергеевна
Ответчики
Администрация Советско - Гаванского муниципального района Хабаровского края
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Гужвинская Екатерина Евгеньевна
Дело на сайте суда
s-gavansky.hbr.sudrf.ru
05.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2024Передача материалов судье
12.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2024Подготовка дела (собеседование)
07.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2024Дело оформлено
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее