Решение по делу № 11-12456/2020 от 29.10.2020

судья Панфилова Н.В.

дело № 2-1395/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12456/2020

04 декабря 2020 года     г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего    Сакуна Д.Н.,

судей    Данилкиной А.Л., Мицкевич А.Э.,

при ведении протокола помощником судьи

ФИО14,

с участием прокурора     ФИО15,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО2, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО6, Т.Е.А., апелляционному представлению прокурора Калининского района г.Челябинска на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 21 июля 2020 года по иску Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска к ФИО1, ФИО2, действующему за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6, Т.Е.А., ФИО3, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. по обстоятельствам дела и доводам апелляционных жалоб и апелляционного представления, пояснения ответчиков ФИО21, ФИО4, представителя ответчиков ФИО22 ФИО4 – адвоката ФИО19, представителя истцов администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска ФИО17, прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее КУиЗО г.Челябинска), администрация города Челябинска обратились в суд с иском к ФИО1, ФИО24, действующему за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО25, Т.Е.А.., ФИО27, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО28. и с учетом уточнения просили признать ФИО1, ФИО30 ФИО31 Т.Е.А. ФИО33 утратившими право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>, выселить ФИО1 из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера , выданного исполкомом Советского районного Совета народных депутатов на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 Н.Л., ФИО8 Н.А., ФИО8 А.Н., ФИО8 А.Н. предоставлено в пользование жилое помещение - двухкомнатная <адрес>, жилой площадью 30,85 кв.м, общей площадью 52,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. На момент предоставления ФИО1. и членам его семьи указанное жилое помещение относилось к федеральной собственности и находилось в ведении Челябинской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ). На основании постановления Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе <адрес> нем, включен в реестр муниципального имущества города Челябинска. Спорная квартира была предоставлена ФИО1 по месту службы по контракту в войсковой части города Челябинска, сведения о постановке ФИО1 или членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении им спорного жилого помещения по договору социального найма отсутствуют. Администрация города считает, что спорная квартира использовалась семьей ответчика на условиях найма служебного жилого помещения, а не по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением с военной службы и избранием в качестве места жительства - <адрес> прапорщиком запаса ФИО1 было подписано обязательство перед администрацией города Челябинска об освобождении им и всеми совместно проживающими с ним членами семьи жилого помещения - двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, и сдаче ее в установленном законодательством РФ порядке в течение 2-х месяцев со дня получения жилого помещения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО1 и совместно проживающей с ним ФИО40 было предоставлено жилое помещение - отдельная однокомнатная <адрес> общей площадью 38,0 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ФИО8 H.Л. указанное жилое помещение передано ФИО1 по акту передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и члены его семьи решением от ДД.ММ.ГГГГ сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма для постоянного проживания. КУиЗО г.Челябинска ответчикам было направлено требование о необходимости снятия с регистрационного учета и освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое не исполнено.

Представителем истцов администрации г. Челябинска, КУиЗО г.Челябинска ФИО17 в суд подано заявление об отказе от исковых требований к ответчику ФИО43 о ее выселении из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании в суде первой инстанции представитель истцов администрации г. Челябинска и КУиЗО г. Челябинска ФИО17 в остальной части исковые требования поддержала.

Ответчики ФИО1, ФИО45 ФИО4 в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явились.

Представитель ответчика ФИО46ФИО19 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований к ответчику ФИО47 и его несовершеннолетним детям.

Представитель третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО18 в суде первой инстанции требования истцов поддержал, просил их удовлетворить.

Суд постановил решение, которым принял отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, администрации г. Челябинска от исковых требований к ФИО48 прекратил производство по делу в указанной части; остальные требования удовлетворил, признал ФИО1, ФИО50, ФИО51., Т.Е.А., ФИО53 утратившими право пользования жилым помещением - квартирой в <адрес>; выселил ФИО1, ФИО55., ФИО56, Т.Е.А., ФИО58 из <адрес>.

В апелляционной жалобе ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО59, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что ее дочь ФИО60 с рождения с 2007 года проживала по месту жительства ее отца ФИО61 в спорной квартире. После смерти отца она продолжала проживать с дедушкой ФИО1 и бабушкой ФИО63 по тому же адресу. В последнее время дочь в квартире бывает по выходным и на каникулах. Считает, что суд необоснованно признал квартиру служебной, лишив ее дочь права проживания в квартире. Полагает, что ее дочь не может быть выселена из квартиры, поскольку решением Мытищинского городского суда Московской области от 02 марта 2016 года она признана членом семьи ФИО1, следовательно она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся как член семьи военнослужащего, уволенного с военной службы. ФИО1 обеспечен жилым помещением без учета ФИО66, поэтому она не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения. Полагает, что суд вышел за пределы исковых требований, приняв решение о выселении всех ответчиков, когда такое требование было заявлено только к ФИО1

В апелляционной жалобе ФИО68., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО69., Т.Е.А., просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что его отец ФИО1 являясь военнослужащим, состоял на учете в качестве нуждающегося на получение жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 4 человека, в связи с чем ему был выдан ордер на спорную квартиру. Жилая площадь квартиры была меньше действовавших норм обеспечения жилой площади на 4 человек, поэтому ФИО1 продолжал стоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Считает, что спорная квартира была выделена ФИО1 на условиях социального найма, что подтверждается ордером, на котором отсутствуют отметки, что жилье предоставляется на условиях найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилья не заключался. С 1986 года он проживает в квартире, в квартиру вселены его несовершеннолетние дети ФИО74 и Т.Е.А., а также дочь его брата несовершеннолетняя ФИО76 Указывает на то, что служебное помещение должно выделяться по специальным ордерам после включения помещений в число служебных в соответствии с пунктом 31 «Положения о порядке и обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте». Полагает, что он как бывший член семьи нанимателя жилого помещения имеет те же права и обязанности, что и наниматель, а следовательно он не может быть выселен из спорной квартиры на основании п. 4 ст. 83 Жилищного кодекса РФ. Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку требование о выселении было заявлено только к ФИО1

В апелляционном представлении прокурор Калининского района г. Челябинска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что в ходе рассмотрения дела по существу не установлен факт добровольного выбытия ответчиков из спорного служебного помещения, отказ от прав и обязанностей в отношении спорного помещения. Из материалов дела следует, что семья ФИО78 на момент вынесения решения продолжала проживать в спорном служебном помещении и оплачивать коммунальные услуги и другие обязательные платежи. Приобретение ответчиками в собственности другого жилого помещения не может свидетельствовать ни о выбытии ответчиков из ранее занимаемого жилого помещения, ни об их отказе от прав на это жилое помещение, данный факт должен оцениваться судом с учетом других доказательств, свидетельствующих о намерении лица выехать в другое место жительства.

Ответчики ФИО1, ФИО80, представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» не явились в суд апелляционной инстанции, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, считавшей решение суда подлежащим отмене, проверив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что старший прапорщик ФИО1 проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных сил в период с ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность службы ФИО1 на день увольнения составила 26 лет.

ФИО1 как военнослужащий с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с целью улучшения жилищных условий составом семьи 4 человека – ФИО1, ФИО86 (супруга), ФИО87 (сын), ФИО88 (сын).

На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполкомом Советского районного Совета народных депутатов в соответствии с решением исполкома местного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 и членам его семьи - ФИО90 (жена), ФИО91 (сын), ФИО92 (сын) предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

ФИО1 и члены его семьи - супруга ФИО94 сыновья ФИО95., ФИО96 вселились в жилое помещение и были зарегистрированы по указанному адресу. С 2007 года в квартире по указанному адресу была зарегистрирована дочь ФИО97ФИО98 в 2009 году и в 2017 году в спорной квартире зарегистрированы дети ФИО99ФИО100, Т.Е.А.

Данное жилое помещение на момент его предоставления ФИО1 и членам его семьи относилось к федеральной собственности и находилось в ведении Челябинской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ). На ордере имеется отметка – жилая площадь КЭЧ.

На основании постановления главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе <адрес>, включен в реестр муниципального имущества <адрес>.

После увольнения 22 февраля 2003 года с военной службы ФИО1 продолжал состоять в списках, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

На основании заявлений ФИО1 от 22 мая 2014 года, от 18 декабря 2015 года его сыновья ФИО105 и ФИО106 были сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а именно: ФИО107 в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, ФИО108 в связи с обеспеченностью жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, приобретенной его супругой в период брака. В связи с чем решениями Отделения (территориальное г. Челябинск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 22 мая 2014 года и от 22 декабря 2015 года соответственно ФИО109. и ФИО110 были исключены из состава семьи военнослужащего ФИО1 признанного нуждающимся в жилых помещениях.

Кроме того, ФИО112 предоставил заявление от 17 декабря 2015 года о том, что он отказывается от получения от Министерства обороны РФ совместно с отцом ФИО1 жилого помещения, претензий к Министерству обороны РФ не имеет.

Таким образом, состав семьи военнослужащего ФИО1 нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма составил два человека - ФИО1 и его жена ФИО116

Также 11 августа 2015 года ФИО1 было подписано обязательство перед администрацией города Челябинска о том, что в связи с обеспечением жилым помещением по избранному в качестве места жительства город Мытищи Московской области он в течение двух месяцев с даты приобретения им жилого помещения освобождает жилое помещение –двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, со всеми совместно проживающими с ним членами семьи. При этом ФИО1 обязался с момента подписания указанного обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимися членами его семьи. От всех совместно проживающих с ФИО8 Н.Л. совершеннолетних членов его семьи - супруги ФИО119 сына ФИО120 действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО121 законного представителя несовершеннолетней ФИО122 – матери ФИО4, получено согласие, о чем имеются их подписи в указанном обязательстве.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Отделения (территориального, г. Челябинск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в соответствии с «Инструкцией о предоставлении военнослужащим –гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма» прапорщику запаса ФИО123 и совместно проживающей с ним супруге ФИО124 было предоставлено жилое помещение – отдельная однокомнатная квартира, общей площадью 38,0 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>. Этим же решением ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с заключением договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны РФ и ФИО1 указанное жилое помещение передано ФИО1 по акту передачи от 18 февраля 2016 года.

На момент рассмотрения дела в спорном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1., ФИО129 его несовершеннолетние дети ФИО130., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетняя дочь ФИО132., умершего ДД.ММ.ГГГГФИО133., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчиков законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований, поскольку передача нанимателю ФИО1 по договору социального найма жилого помещения в г.Мытищи является основанием для освобождения занимаемого спорного жилого помещения, в связи, с чем ответчики были обязаны освободить и сдать его в установленном порядке собственнику жилого фонда, которым является истец, спорное жилое помещение. Свою обязанность ответчики не исполнили, следовательно, проживают в спорном жилом помещении незаконно.

Судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что предоставление ФИО1 по договору социального найма жилого помещения является основанием для освобождения занимаемого спорного жилого помещения, в связи с чем ответчики были обязаны освободить спорное жилое помещение.

Вместе с тем судебная коллегия обращает внимание на следующее.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 (далее – Положение), действующим на момент предоставления спорной квартиры ФИО1 генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на действительной военной службе, и совместно проживающие с ними члены семьи (супруги, дети, родители, а также и другие лица, состоящие на иждивении военнослужащих) обеспечиваются жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны СССР (пункт 1 Положения).

В пункте 22 Положения указано, что распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром. Списки распределения жилой площади по установленной форме (приложение 2 к настоящему Положению) с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список является основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади.

Согласно пункту 26 Положения заселение жилой площади производится по ордерам; оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР, в том числе построенную для хозрасчетных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закрепленную за Министерством обороны СССР в домах местных Советов, министерств и ведомств, производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.

Как указано выше, ФИО1 проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прапорщика, в связи с прохождением военной службы ему на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполкомом Советского районного Совета народных депутатов в соответствии с решением исполкома местного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , и членам его семьи - ФИО146 (жена), ФИО147 (сын), ФИО140 (сын) предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на момент его предоставления ФИО1 и членам его семьи относилось к федеральной собственности и находилось в ведении Челябинской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ). На выданном ФИО1 ордере имеется отметка – жилая площадь КЭЧ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение, находящееся в ведении ФГКУ Челябинская КЭЧ района», было предоставлено военнослужащему ФИО1 и членам его семьи на период прохождения военной службы ФИО1 в качестве служебного.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела на основании постановления главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе <адрес>, включен в реестр муниципального имущества города Челябинска.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.

Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Вместе с тем, учитывая статус военнослужащего ФИО1 к отношениям по пользованию спорным жилым помещением подлежит применению и Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих), которым определены права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу п. 14 указанной статьи названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.

Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.

В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 17 июля 2018 г. N 1808-О, от 25 октября 2018 г. N 2619-О), требования абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных данным федеральным законом, в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе с учетом требований статьи 53 и части 8 статьи 57 данного кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма (ч. 2 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для обеспечения Министерством обороны РФ ФИО1. и членов его семьи жилым помещением в <адрес> по избранному месту жительства после окончания службы, ФИО1 с согласия супруги ФИО151 сына ФИО152 действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО153 законного представителя несовершеннолетней ФИО154 – матери ФИО4 дали администрации обязательство освободить <адрес>, которая находится в муниципальной собственности. Это явилось условием обеспечения ФИО1 и членов его семьи жилым помещением по выбранному им месту жительства. Таким образом, оснований для сохранения за ответчиками право пользования спорным помещением не имеется, поскольку приняв указанное выше обязательство, они фактически заключили соглашение о расторжении договора социального найма спорного жилого помещения.

Кроме того, из материалов дела следует, что решением отделения (территориального, г.Челябинск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ старшему прапорщику (запаса) ФИО8 Н.Л. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге ФИО156 сыну ФИО157 в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью 79,70 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с превышением нормы предоставления жилого помещения, установленного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В решении указано, что приобретенная супругой ФИО158. – ФИО159. квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 48,6 кв.м, является совместной собственностью супругов, поскольку квартира была приобретена в период брака.

17 декабря 2015 года ответчиком ФИО160. было подано заявление об отказе от получения от Министерства обороны РФ совместно с отцом ФИО1 жилого помещения.

18 декабря 2015 года ФИО1 было подано заявление об исключении из состава семьи ФИО163 Решением Отделения (территориальное г. Челябинск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО164 был исключен из состава семьи военнослужащего ФИО1., признанного нуждающимся в жилых помещениях, и снят с учета.

Также ФИО1 представил письменное заявление о внесении изменений в его учетные данные, содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, просил считать состав его семьи в количестве двух человек в связи с исключением из состава семьи его сына ФИО167

Кроме того, из решения Мытищинского городского суда Московской области от 02 марта 2016 года следует, что ФИО1 обратился с требованием о признании его внуков ФИО169. и ФИО170 членами его семьи для целей получения жилого помещения по избранному месту жительства. Требования ФИО1 были удовлетворены. Таким образом, это свидетельствует об отсутствии оснований для сохранения за несовершеннолетними права пользования спорным жилым помещением.

Доводы апелляционного представления о том, что в ходе рассмотрения дела по существу не установлен факт добровольного выбытия ответчиков из спорного служебного помещения, отказ от прав и обязанностей в отношении спорного помещения, а из материалов дела следует, что семья ФИО172 на момент вынесения решения продолжала проживать в спорном служебном помещении и оплачивать коммунальные услуги, ввиду ранее изложенных норм закона и выводов не могут повлечь отмену решения суда при отсутствии законных оснований для сохранения права пользования указанным жилым помещением.

При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, судебная коллегия считает, что у ответчиков отсутствуют законные основания для пользования спорной квартирой, поскольку ответчик ФИО1 и члены его семьи реализовали право на обеспечение жильем за счет государства, приобретя квартиру по избранному после окончания ФИО1 военной службы месту жительства в г. Мытищи Московской области, на них лежит обязанность освободить занимаемую ими спорную квартиру.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что суд вышел за пределы исковых требований, приняв решение о выселении всех ответчиков, когда такое требование было заявлено только к ФИО1

Как следует из текста уточненного искового заявления, истцы администрация г.Челябинска, КУИЗО г.Челябинска просят признать ФИО1, ФИО177 ФИО178., Т.Е.А.., ФИО180 утратившими право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>, выселить ФИО1 из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, суд первой инстанции принял решение по требованиям, которые истцами не заявлялись. Также по настоящему спору отсутствуют предусмотренные законом случаи возможности суда выйти за пределы заявленных требований. При таких обстоятельствах, решение суда в части выселения ФИО182 ФИО183 Т.Е.А.., ФИО185 из <адрес> в <адрес>, подлежит отмене в связи с не правильным применением норм процессуального права.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционные жалобы и представление не содержат, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционных жалоб и представления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда г.Челябинска от 21 июля 2020 года отменить в части выселения ФИО2, ФИО6, Т.Е.А., ФИО5 из <адрес> в <адрес>.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО2, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО6, Т.Е.А., апелляционное представление прокурора Калининского района г.Челябинска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-12456/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Калининского района г. Челябинска
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
администрация г. Челябинска
Ответчики
Тереничева Надежда Анатольевна
Информация скрыта
Юрьева Ксения Александровна, действующая за Тереничеву Варвару Алексеевну
Тереничев Николай Леонидович
Тереничев Антон Николаевич, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: Тереничева Александра Антоновича, Тереничева Егора Антоновича
Другие
Стародумова Алина Валерьевна
Ведерников Дмитрий Михайлович
Субботина Ирина Николаевна
ФГКУ Центррегионжилье
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Морозова Екатерина Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
30.10.2020Передача дела судье
04.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020Передано в экспедицию
04.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее