Дело № 33-1719
Судья Гурулева Т.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Баранова В.В.
судей Ледовских И.В., Малининой О.Н.
при секретаре Ивановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2015 г. гражданское дело по заявлению Маленковой В.К. об оспаривании постановления администрации г. Тамбова от 27 января 2015 г. № 521
по апелляционной жалобе Маленковой В.К. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маленкова В.К., действующая в интересах несовершеннолетнего Романовского А.С., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова от 27 января 2015 г. № 521 в части снятия Романовского А.С. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о восстановлении его в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В обоснование заявленных требований Маленкова В.К. указала, что Романовский А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от *** г. лишены родительских прав. Постановлением администрации г. Тамбова от 14 января 2011 г. она назначена опекуном Романовского А.С. и за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Тамбов, ул. *** Постановлением администрации г. Тамбова от 11 декабря 2012 г. № 9834 Романовский А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением от 27 января 2015 г. № 521 Романовский А.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учётной нормы, поскольку он является нанимателем комнаты № 1, общей площадью 19, 1 кв.м. в коммунальной квартире № *** г. Тамбова и единственным зарегистрированным в ней лицом.
Заявитель считает указанное постановление незаконным и нарушающим права несовершеннолетнего Романовского А.С., поскольку при его принятии не было учтено, что он относится к категории детей-сирот и был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях по соответствующему списку очереди. В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. № 1055 снятие лиц данной категории с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства и по инициативе Управления социального развития Тамбовской области. В данном случае, в нарушение требований постановления № 1055, инициатором снятия Романовского А.С. с учета выступила жилищная комиссия администрации г. Тамбова. На заседание комиссии Романовского А.С. и его опекуна не пригласили. Указанное постановление нарушает интересы несовершеннолетнего, который является инвалидом детства, поскольку проживание в комнате коммунальной квартиры противоречит его интересам. Данное помещение имеет площадь ниже нормы, установленной постановлением администрации Тамбовской области № 1055, и не отвечает критерию благоустроенности по смыслу жилищного законодательства РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2015 г. заявленные Маленковой В.К. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Маленкова В.К. просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. Доводы жалобы относительно обстоятельств дела аналогичны основаниям заявления, рассмотренного судом. Дополнительно автор жалобы указала на несоответствие фактическим обстоятельствам дела выводов суда о том, что оспариваемым постановлением органа местного самоуправления не нарушены права несовершеннолетнего Романовского А.С.
Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указала, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в том числе, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Управление социального развития Тамбовской области определено главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оспариваемое постановление не соответствует постановлению администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. № 1055, которым предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда области в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м., однократно предоставляются управлением социального развития области детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Вышеуказанным постановлением администрации области определен порядок установления факта невозможности проживания в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Так, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства и по инициативе Управления социального развития Тамбовской области.
В данном случае в нарушение вышеуказанного правового акта, инициатором снятия с учета несовершеннолетнего Романовского А.С. выступила жилищная комиссия администрации г. Тамбова. Указанное решение не соответствует интересам несовершеннолетнего Романовского А.С. как ребенка-инвалида, поскольку жилое помещение, нанимателем которого он является, не отвечает требованиям благоустроенного жилого помещения. Благоустроенность закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения не проверялась. Мнение органов опеки и Управления социального развития Тамбовской области не учитывалось, что свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения данного вопроса.
Также автор жалобы указала, что на момент принятия постановления о снятии Романовского А.С. с очереди на получение жилья, администрация г. Тамбова не имела полномочий вносить изменения в списки, а соответственно и в очередность детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В нарушение требований постановления администрации Тамбовской области № 1055 Романовский А.С. не был включен в реестр детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время наличие оспариваемого постановления является препятствием для включения Романовского А.С. в указанный реестр с момента постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Маленкова В.К. полагает, что в процессе рассмотрении дела администрацией г. Тамбова не представлено ни одного доказательства, подтверждающего законность принятия оспариваемого постановления.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. № 675 установлена учётная норма жилой площади в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Тамбове – не более 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом материалами дела установлено, что на момент принятия администрацией г. Тамбова оспариваемого постановления от 27 января 2015 г. № 521 о снятии Романовского А.С. с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, последний являлся единственным нанимателем жилого помещения (комнаты № 1) общей площадью 19, 1 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***.
С учётом данного обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято в соответствии нормами жилищного законодательства Российской Федерации, которым жилищные права Романовского А.С., отнесенного к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не были нарушены.
Сведений о том, что Романовский А.С. состоял на учёте на улучшение жилищных условий как ребёнок-инвалид, материалы дела не содержат.
Доказательств того, что указанное жилое помещение, нанимателем которого является Романовский А.С., не отвечает требованиям благоустроенного жилого помещения, заявителем суду не представлено.
Отклоняя доводы Маленковой В.К. о том, что при вынесении указанного постановления администрацией г. Тамбова нарушены права Романовского А.С. как лица, отнесенного к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно исходил из того, что с 1 января 2013 г. органы местного самоуправления утратили полномочия по предоставлению жилых помещений данной категории лиц и по жилищному учёту таких лиц.
При этом судом в решении указано, что в соответствии с п. 9 постановления администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. № 1055 «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» Управление образования и науки Тамбовской области наделено полномочиями по признанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, постановке их на учёт и по ведению учёта таких детей, нуждающихся в жилых помещениях.
Управление социального развития Тамбовской области является уполномоченным органом, в числе прочего по: формированию и поддержанию в актуальном состоянии списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 10 названного постановления № 1055).
Учитывая указанные положения постановления администрации Тамбовской области, обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на уполномоченные органы исполнительной власти Тамбовской области, а поэтому довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления не соответствует постановлению администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. № 1055 судебная коллегия считает несостоятельным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда в решении основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Маленковой В.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: