Дело № 2а-4862/19
Решение
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года г.о. Щелково М.О.
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Колесниковой О. Д.,
с участием помощника Щелковского городского прокурора Соколова И.А.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щелково по многомандатному избирательному округу №3 Черешкова Алексея Владиславовича к Территориальной избирательной комиссии г.о. Щелково Московской области о признании незаконным и отмене решения №132/9 от 31.07.2019г. о регистрации Шарикова Игоря Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щелково по многомандатному избирательному округу №3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щелково,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, уточнив исковые требования, обратился в Щелковский городской суд Московской области с вышеуказанным административным иском.
В обосновании требований указал, что решением Совета депутатов городского округа Щелково от 14.06.2019 №1014/91 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Щелково. Указанное решение опубликовано 15.06.2019.
31.07.2019г. решением Территориальной избирательной комиссии города Щёлково (далее по тексту – ТИК) №132/9 Шариков И.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатному избирательному округу №3, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное отделение партии Справедливая Россия» на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щёлково.
03.08.2019г. решением Территориальной избирательной комиссии города Щёлково №135/7 административный истец зарегистрирован в качестве кандидата, выдвинутого в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатному избирательному округу №3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щёлково.
Административный истец полагает, что решение Территориальной избирательной комиссии города Щёлково №132/9 является незаконным, необоснованным и подлежит отмене в соответствии и подлежит отмене в соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходя из следующего.
В общественно-политической газете г.о. Щелково «Время» №28 (14624) от 20.07.2019г. опубликован список политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, а также общественных объединений, имеющих право в качестве избирательных объединений участвовать в выборах на территории г.о. Щелково Московской области, назначенных на 08.09.2019г.
В перечне структурных подразделений политических партий и местных общественных организаций (движений) значиться, в том числе местное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Щелковском муниципальном районе Московской области.
Административный истец полагает, что в силу п. 3 ст. 41 Устава Политической партии «Справедливая Россия», учитывая, что на территории г.о. Щелково действует местное отделение Политической партии «Справедливая Россия», региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Московской области не является надлежащим субъектом выдвижения кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щелково, назначенных на 08.09.2019г.
Поскольку выдвижение кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов Совета депутатов г.о. Щелково является компетенцией местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Щелковском муниципальном районе Московской области, принятие решения о выдвижении на Конференции Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Московской области является нарушением процедуры выдвижения кандидатов.
Кроме того, административный истец полагает, что решение ТИК г. Щелково №132/9 принято с нарушением норм действующего законодательства пп. «в1» п. 24 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а именно Шариковым И.А. для регистрации в качестве кандидата на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щелково предоставлен первый финансовый отчет на 3 листах в 1 экземпляре, оформленный с нарушением закона, а именно из указанного отчета невозможно установить наименование выборов органа местного муниципального образования, в отношении которого он подготовлен.
Просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Щелково №№132/9 о регистрации Шарикова И.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатному избирательному округу №3, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное отделение партии Справедливая Россия» на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щёлково.
В судебное заседание административный истец Черешков А.В. и его представитель, действующий на основании доверенности, не явились, извещены надлежаще судебными повестками.
В судебном заседании представитель административного ответчика ТИК г. Щелково Назарова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, просила в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо -Шариков И.А. возражал по заявленным требованиям, просил в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Московской области, Шкаев С.О., действующий на основании доверенности, возражал по заявленным требованиям, просил в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Соколов И.А. полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом заключения прокурора, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Совета депутатов городского округа Щелково от 14.06.2019 №1014/91 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Щелково.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Щёлково от 31.07.2019г. №132/9 зарегистрирован Шариков И.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатному избирательному округу №3, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное отделение партии Справедливая Россия» на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щёлково.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Щёлково от 03.08.2019г. №135/7 зарегистрирован Черешков А.В. в качестве кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатному избирательному округу №3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щёлково.
В соответствии с п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. «б» ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
В силу п.2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с положениями Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О политических партиях" политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1 статьи 36).
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 36).
Согласно п.1 ч.1 ст. 26 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ (ред. от 13.05.2019) "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 16.05.2013 N 2/52-П) при выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.
В соответствии с ч.1.1 ст. 26 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что полномочиями принимать решения о выдвижении кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления обладает конференция (общее собрание) регионального отделения политической партии либо общее собрание или предусмотренный уставом партии орган иного структурного подразделения.
В соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании Устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие в том числе порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункты 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях").
Согласно положениям Устава политической партии «Справедливая Россия» региональное отделение партии является структурным подразделением партии, создается и действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.1ст. 26).
Региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 26).
Согласно ст. 28 Устава Конференция (Общее собрание) является высшим руководящим коллегиальным органом регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц Партии.
В соответствии с п.2 ст. 29 Устава к компетенции Конференции регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение <данные изъяты> голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований.
Конференция регионального отделения считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов, представляющих более половины членов партии, состоящих на учете в данном региональном отделении.
Решение Конференции регионального отделения, принятые в пределах ее компетенции, установленной настоящим Уставом, обязательны для всех членов Партии, состоящих на учете в данном региональном отделении, руководящих и иных органов, должностных лиц данного регионального отделения, местных и первичных отделений, входящих в состав данного регионального отделения.
Судом установлено, что основанием для принятия постановления о регистрации Шарикова И.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково послужило решение конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Московской области, оформленное протоколом конференции от 02 июля 2019 г.
ТИК г. Щелково в установленном законом порядке была извещена о проведении конференции избирательного объединения «Региональное отделение Политическая партия Справедливая Россия в Московской области».
Согласно выписке из протокола конференции от 02.07.2019 г., на учете в региональном отделении Политической партии Справедливая Россия в Московской области состоит 4414 членов партии. На конференции присутствовали и были зарегистрированы 35 делегатов из избранной нормы представительства - 26 делегатов.
Советом регионального отделения принято решение о созыве конференции по вопросам выдвижения <данные изъяты> голосованием, в том числе кандидатов в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково по многомандатным избирательным округам на выборах 08.09.2019г. <данные изъяты> голосованием произведен выбор депутатов.
С учетом изложенного, суд находит довод административного истца о том, что в силу п.3 ст.41 Устава региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Московской области не имело полномочий на выдвижение в качестве кандидата Шарикова И.А. на выборы в Совет депутатов г.о. Щелково, не состоятельным.
Представленная в избирательную комиссию и в материалы дела выписка из протокола общего собрания избирательного объединения от 02 июля 2019 года вопреки утверждению административного истца свидетельствует о том, что решение о выдвижении кандидата Шарикова И.А. в депутаты Совета депутатов г.о. Щелково принято в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 28 Устава, регламентирующих порядок принятия такого рода решений, в ней содержатся все требования, предусмотренные частью 2 статьи 27 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Оценивая требование административного истца о признании решения ТИК г.Щелково №132/9 от 31.07.2019г. незаконным и подлежащим отмене как принятое с нарушением норм действующего законодательства, а именно пп. «в1» п. 24 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ, суд приходит к следующему.
В обосновании своих доводов, административный истец указал, что Шариковым И.А. для регистрации в качестве кандидата на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щелково предоставлен первый финансовый отчет на 3 листах в 1 экземпляре, оформленный с нарушением закона, а именно из указанного отчета невозможно установить наименование выборов органа местного муниципального образования, в отношении которого он подготовлен.
В соответствии с пп. «в1» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ (ред. от 13.05.2019) "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-5 статьи 28.1 настоящего Закона, или части 18 настоящей статьи.
Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии г. Щелково №120/3 от 20.06.2019 года утверждена Инструкция о порядке и форме учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории городского округа Щёлково.
Как следует из п. 6.4 указанной Инструкции кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты (первый и итоговый). Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 5. Первый финансовый отчет предоставляется одновременно с представлением документов для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
Из материалов дела следует, что Шариковым И.А. при предоставлении документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щелково представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
Судом установлено, что представленный первый финансовый отчет оформлены в соответствии с приложением № 5 Инструкция утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Щелково №120/3 от 20.06.2019 года, никаких неточностей и неясностей не содержит. Не указание наименование выборного органа муниципального образования при предоставлении данного документа в избирательную комиссию существенного значения не имеет.
Оценивая довод заинтересованного лица Шарикова И.А. о пропуске административным истцом срока подачи административного иска, суд приходит к следующему.
Статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав. Согласно части 4 данной статьи административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата подано административным истцом 12.08.2019г., то есть с соблюдением установленного законом срока.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что судом не установлено обстоятельств для признания решения Территориальной избирательной комиссии г. Щелково №132/9 от 31.07.2019г. незаконным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щелково по многомандатному избирательному округу №3 Черешкова Алексея Владиславовича к Территориальной избирательной комиссии г.о. Щелково Московской области о признании незаконным и отмене решения №132/9 от 31.07.2019г. о регистрации Шарикова Игоря Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щелково по многомандатному избирательному округу №3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Щелково
– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней в Московский областной суд через Щелковский городской суд.
Судья О.Д. Колесникова