№ П16-338/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 14 марта 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Фарпост» адвоката Царевой Е.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 28 августа 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Фарпост»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 28 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2023 года, общество с ограниченной ответственностью «Фарпост» (далее – ООО «Фарпост») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица адвокат Царева Е.С. просит вынесенные по делу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Одновременно защитником юридического лица Царевой Е.С. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования указанных актов, которое разрешению не подлежит, так как нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приёмов проведения указанных мероприятий
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрена обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет» обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приёмов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно общедоступным открытым сведениям, размещённым Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, ООО «Фарпост» включено в Реестр организаторов распространения информации 18 ноября 2019 года с реестровым номером 204-РР (сервисы «www.farpost.ru» и «www.vl.ru») в соответствии с Правилами уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1824, а также Порядком ведения реестра организаторов распространения информации в сети «Интернет», утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации от 22 декабря 2014 года № 188.
Таким образом, выполнение требований организатором распространения информации относится к публичным обязательствам, принятым ООО «Фарпост».
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 октября 2018 года № 571 утверждены Требования к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в сети «Интернет» в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
Правила взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 743 (далее - Правила взаимодействия).
Согласно пункту 5 Правил взаимодействия установка, подключение и эксплуатация программно-технических средств организатора распространения информации производится организатором распространения информации в соответствии с разработанным уполномоченным подразделением органа федеральной службы безопасности совместно с организатором распространения информации планом мероприятий по внедрению программно-технических средств, в котором указываются, в частности, срок ввода в эксплуатацию программно-технических средств и технические условия подключения программно-технических средств к пункту управления уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности.
Типовые требования к плану мероприятий по внедрению оборудования и программно-технических средств, утверждены приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 610/534.
Разработка, согласование и реализация совместного Плана мероприятий является неотъемлемой частью установленных законом требований, также как и обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет» предоставить уполномоченному подразделению органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) удалённый доступ к информационной системе.
Как установлено мировым судьёй, в период с 2020 по 2023 годы уполномоченный подразделением ФСБ России в адрес ООО «Фарпост» неоднократно направлялись уведомления с приложением проектов Плана мероприятий по внедрению программно-технических средств в целях его совместной разработки и согласования, однако ООО «Фарпост» после получения уведомлений не предприняло действий по выполнению возложенных на него обязанностей, не обеспечило согласование указанного Плана, а также удалённый доступ к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет».
В период с 28 октября 2021 года по 15 декабря 2021 года Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в отношении ООО «Фарпост» проведена внеплановая проверка, по результатам которой юридическому лицу выдано предписание от 15 декабря 2021 года № об устранении выявленного нарушения пункта 12 Правил хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях и предоставления её уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1526, со сроком исполнения до 15 апреля 2022 года, вместе с тем в установленный срок требования предписания ООО «Фарпост» не выполнены, по состоянию на 30 мая 2023 года нарушения не устранены.
Неисполнение обязанности по обеспечению реализации требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач в части Сервисов «www.farpost.ru» и «www.vl.ru» послужило основанием для возбуждения в отношении ООО «Фарпост» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности мировым судьёй.
Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО «Фарпост» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ООО «Фарпост» правильно квалифицировано по части 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что административное правонарушение было выявлено в рамках осуществления государственного контроля (надзора), о том, что в протоколе об административном правонарушении неверно установлены дата, время и место совершения административного правонарушения, а также о том, что на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении мировым судьёй истёк срок давности привлечения к административной ответственности, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.
Постановление мирового судьи и решение судьи районного суда должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения юридического лица к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО «Фарпост» в пределах санкции части 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Фарпост» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 28 августа 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Фарпост», оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица адвоката Царевой Е.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский