№ 2-3604/2024
64RS0047-01-2024-006022-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 декабря 2024 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при помощнике судьи Ватютовой А.Л.,
с участием представителя истца по доверенности Комар В.В.,
представителей ответчика по доверенности Кузык Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах Платонова Владимира Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
заместитель прокурора Кировского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Платонова В.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда.
Требования истца мотивированы тем, что Платонов В.М. является инвалидом и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> № ему рекомендованы технические средства реабилитации: очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл; защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл, однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной. Платонов В.М. вышеуказанными техническими средствами реабилитации не обеспечен. На основании изложенного просил обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обеспечить Платонова В.М. техническими средствами реабилитации: очистителем для кожи во флаконе, не менее 180 мл; защитной пленкой во флаконе, не менее 150 мл, однокомпонентным дренируемым калоприемником со встроенной плоской пластиной. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области в пользу Платонова В.М. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Представитель истца по доверенности Комар В.В исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Кузык Н.Г., иск не признала и просила отказать в его удовлетворении, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Истец Платонов В.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
С учетом мнения участников процесса и положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия истца.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.ч. 1, 3 и 14 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
В п.п. 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, поименованы: специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно п.п. 2-3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в частности, путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подп. «а» п. 3).Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, инвалиды, нуждающиеся в технических средствах реабилитации на территории Саратовской области, обеспечиваются ими ответчиком.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Платнов В.М. является инвалидом первой группы.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Платонова В.М. от <дата> № (л.д. 18-13) ему рекомендованы технические средства реабилитации: очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл; защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл, однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной в количестве 1 шт.
В процессе судебного разбирательства установлено, что Платонов В.М. на момент обращения инвалида в органы прокуратуры и проведения проверки по его обращении не был обеспечен вышеуказанными средствами реабилитации. Вместе с этим, в период <дата> по <дата> Платонов В.М. были переданы технические средства реабилитации: очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл; защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл, однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной в количестве 1 шт., в связи с чем, иск в данной части удовлетворению не подлежит.
Доводы представителя истца о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Платонова В.М. техническими средствами реабилитации на будущее время, судом во внимание не принимаются, так как прокурором не предоставлены доказательства нарушения прав инвалида после вынесения решения. Кроме того, обязанность по своевременному обеспечению прав инвалида, возложена на ответчика в силу закона.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что не исполнение ответчиком обязанности по своевременному обеспечению истца, являющегося инвалидом, техническими средствами реабилитации, повлекло невозможность осуществления ею нормальной жизни деятельности, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, вызвало у Платонова В.М. нравственные страдания, которые подлежат компенсации.
Доводы представителя ответчика об отсутствии вины в причинении нравственных страданий Платонову В.М. по вышеуказанным причинам являются не обоснованными.
С учетом обстоятельств, заявленных как основания иска и установленных в процессе судебного разбирательства, степени виновности ответчика, суд полагает необходимым определить компенсацию морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в размере 5 000 рублей. Данная сумма является разумной, справедливой и достаточной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах Платонова Владимира Михайловича (<данные изъяты>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (<данные изъяты>) об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (<данные изъяты>) в пользу Платонова Владимира Михайловича (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 13 декабря 2024 г.