Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД 19RS0001-02-2022-006008-23
25 августа 2022 года Дело №2-4405/2022
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,
При секретаре Энгельман В.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Кубраку А.М. об устранении нарушений лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском об обязании Кубрака А.М. разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ №/р в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную судебного решения.
Требования мотивируя тем, что в нарушении ст. 88 Лесного кодекса РФ, п. 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", подп. «в» п. 13 договора аренды лесного участка №/р от ДД.ММ.ГГГГ ответчик до настоящего времени не разработал и не представил арендатору проект освоения лесов, имеющий положительную государственную экспертизу. В связи с чем, истец обратился в суд с данными требованиями.
В судебное заседание представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края Кулаков М.С., действующий на основании доверенности, не явился, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Кубрак А.М. в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что в настоящее время делает данный проект.
Выслушав пояснения ответчика, изучив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
На основании Распоряжения Правительства Красноярского края от №560-р от 13.07.2016 образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 №374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства.
Соответственно, Министерство лесного хозяйства имеет право обращаться в суд с данным иском.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.
В силу ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ЛК РФ в Российской Федерации предусмотрены следующие формы использования лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: аренда, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут и безвозмездное пользование.
При этом, учитывая общие принципы, закрепленные в ст. 1 ЛК РФ, вне зависимости от избранной формы такое использование лесных участков должно осуществляться с сохранением лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшением качества лесов, а также повышением их продуктивности. В равной степени использование лесов должно осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2 названной статьи).
В силу п. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и Кубраком А.М. (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка №/р, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со ст. 72,74 ЛК РФ, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок на срок 42 года, находящийся в государственной собственности. Лесной участок, площадью 0,5 га., расположен по адресу: <адрес>), номер учетной записи в государственном лесном реестре №, предназначен для рекреационной деятельности.
Подпунктом «в» п. 13 договора предусмотрено, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Пунктом 25 договора предусмотрено, что срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В судебном заседании ответчик не отрицал, что до настоящего времени проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не изготовлен, арендодателю лесного участка не предоставлен.
Пунктом 3 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 №513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах экспертиза проекта освоения лесов на лесной участок является обязательным этапом государственного контроля, без прохождения которого ответчик не вправе использовать этот участок.
В результате отсутствия проекта освоения лесов нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, свидетельствует о том, что в результате деятельности ответчика освоение лесного участка производится им по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.
Использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным обязать Кубрака А.М. разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ №/р.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований истца, объема мероприятий, временных и финансовых затрат, социальной значимости исполнения решения суда, суд считает возможным установить для исполнения решения суда не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.
Обязать Кубраку А.М. (ИНН №) разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ №/р в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Абаканский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022.
судья: Е.А. Царева