УИД: 18RS0003-01-2020-004665-12
Дело № 2а-4472/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2020 года город Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кочуровой Н.Н., при секретаре судебного заседания Давтян А.О.,
с участием:
- административного истца Смирновой Н.В.,
- административного ответчика – Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики в лице представителя Вотякова А.В., действующего на основании доверенности от <дата> сроком действия по <дата>,
- заинтересованного лица Смирнова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирновой Н.В. к Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности,
установил:
Смирнова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики, в котором просит признать незаконным распоряжение <номер> от <дата>, вынесенное административным ответчиком, об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать административного ответчика признать Смирнову Н.В. и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что административный истец и её семья, в состав которой входят супруг Смирнов А.Г. и трое несовершеннолетних детей, имеют статус многодетной семьи. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о признании её многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях предоставления мер государственной поддержки с предоставлением необходимых документов. <дата> административный ответчик вынес распоряжение <номер>, которым административному истцу отказано в признании её многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии со статьёй 53 ЖК РФ. Отказ мотивирован тем, что до <дата> Смирнову А.Г. принадлежал жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное распоряжение является незаконным, поскольку данное жилое помещение, принятое по наследству, в связи с маленькой площадью, ветхим состоянием и существенной удалённостью было продано, денежные средства от продажи дома потрачены на приобретение жилого помещения, в котором семья административного истца проживает в настоящее время.
В судебном заседании административный истец Смирнова Н.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала по приведённым в нём доводам и основаниям. Дополнительно пояснила, что жилой дом, перешедший в собственность её супруга в порядке наследования, был продан, денежные средства переданы в заём, после возврата займа приобретена двухкомнатная квартира с использованием данных денежных средств. Какого-либо намерения ухудшить свои жилищные условия у них не было, жилым помещением, которое продано, они не пользовались, в настоящее время проживают все вместе в квартире, приобретённой, в том числе, на кредитные средства.
Представитель административного ответчика Вотяков А.В. в судебном заседании требования административного истца не признал, указывая, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, изданным в соответствии с законодательством, полагает факт намеренного ухудшения административным истцом и членами её семьи подтверждённым материалами учётного дела.
Заинтересованное лицо Смирнов А.Г. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Смирнов В.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Смирнова Н.В. и её семья, в состав которой входят: супруг – Смирнов А.Г., трое несовершеннолетних детей – С.В.А., <дата> года рождения, С.Е.А., <дата> года рождения, С.М.А., <дата> года рождения, имеют статус многодетной семьи.
<дата> Смирнова Н.В. обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики с заявлением о признании её многодетной семьи нуждающимися в жилом помещении в целях предоставления мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий путём получения жилищного займа за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 августа 2013 года № 369 «О мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей за счёт средств бюджета Удмуртской Республики».
Распоряжением Администрации Октябрьского района города Ижевска Удмуртской Республики <номер> от <дата> Смирновой Н.В. отказано в признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Указывая на необоснованность принятого административным ответчиком решения, административный истец просит признать его незаконными и восстановить нарушенное право.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 № 4-П и от 15.12.2011 № 28-П, имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, – предоставление дополнительных мер государственной поддержки.
Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.07.2014 № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учётом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём установленных федеральным законодательством категорий граждан Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве её составной части – подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.
Согласно изменениям, внесённым в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.
Правилами установлено, что список молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы (пункты 24, 25)
В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7).
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильём менее учётной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2015 № 75 в целях оказания государственной поддержки гражданам в улучшении жилищных условий за счёт средств бюджета Удмуртской Республики и определения порядка предоставления отдельным категориям граждан мер государственной поддержки в форме безвозмездных субсидий на оплату части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения и социальной выплаты, предоставляемой гражданам в случае рождения (усыновления, удочерения, наличия) детей и направляемой на погашение части основного долга по кредитному договору (договору займа), в соответствии с которым кредит (заём) был использован на приобретение или строительство жилого помещения, утверждено Положение о предоставлении отдельным категориям граждан мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий.
По требованию пунктов 3, 4 данного Положения для получения субсидии гражданин или его представитель (совместно – заявитель) представляет в Учреждение либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (при условии наличия соглашения о взаимодействии между Учреждением и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в Удмуртской Республике) заявление о предоставлении субсидии, к которому в числе прочего прилагается решение (выписка из решения) органа местного самоуправления муниципального образования, образованного на территории Удмуртской Республики, о принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо о постановке на учёт для получения компенсации процентной ставки по кредитному договору (договору займа) в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 июня 2009 года № 132 «О предоставлении молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счёт средств бюджета Удмуртской Республики».
Как следует из Распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики <номер> от <дата> при рассмотрении заявления Смирновой Н.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено, что в собственности супруга Смирновой Н.В. – Смирнова А.Г. до <дата> имелся жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
С <дата> по настоящее время на Смирнову Н.В. и её супруга Смирнова А.Г. зарегистрировано жилое помещение на праве общей совместной собственности площадью <данные изъяты> кв. м по адресу<адрес>.
Основанием для отказа явился вывод о намеренном ухудшении жилищных условий.
Положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение данной статьи и развивающих её нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Ограничения в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов учётного дела следует, что Смирнову А.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию принадлежал на праве собственности жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> (государственная регистрация права за <номер> от <дата>).
В соответствии с договором купли-продажи от <дата> право собственности Смирнова А.Г. на данные объекты недвижимости прекращено, стоимость предмета договора – жилого дома и земельного участка составила 550000 рублей.
Как утверждает административный истец, отчуждение её супругом Смирновым А.Г. жилого помещения по адресу: <адрес>, обусловлено маленькой площадью, ветхим состоянием и существенной удалённостью принятого по наследству жилого дома. Денежные средства от продажи дома были переданы в заём, и после возврата потрачены на приобретение жилого помещения, в котором её семья в настоящее время проживает.
Суду представлена долговая расписка, из которой следует, что <дата> между Смирновым А.Г. (Займодавец) и ФИО11 (Заёмщик) состоялся договор займа, по условиям которого займодавец Смирнов А.Г. предоставил заёмщику ФИО11 денежную сумму в размере 550000 рублей, а последний взял на себя обязательство вернуть указанную сумму в срок не позднее <дата>. В соответствии с распиской о возврате долга, составленной <дата>, долг заёмщиком ФИО11 займодавцу Смирнову А.Г. в сумме 550000 рублей возвращён. Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.
Согласно договору купли-продажи от <дата> Смирнова Н.В. и Смирнов А.Г. приобрели в совместную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры составила 1850000 рублей, из которых покупателями уплачена сумма в размере 648000 рублей за счёт собственных средств, денежные средства в размере 1202000 рублей предоставлены кредитной организацией.
В настоящее время семья Смирновой Н.В., состоящая из пяти человек, из которых трое являются несовершеннолетними, проживает в квартире по указанному адресу. Кроме них в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают родители Смирновой Н.В. – Т.В.Л. и Т.Т.П..
При таком положении, действия Смирнова А.Г. по отчуждению принадлежавшего ему жилого помещения и не используемого для проживания его семьи, с целью вложения в иную жилую площадь, представляется разумным и целесообразным.
Оценивая совокупность фактических обстоятельств по делу на предмет наличия или отсутствия в действиях Смирновой Н.В. и членов её семьи намеренного ухудшения жилищных условий вследствие отчуждения жилого помещения, суд обращает внимание, что в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком каких-либо безусловных и объективных доказательств совершения административным истцом действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых возможно применение положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено.
В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из того, что ранее Смирнова Н.В. социальную помощь от государства и муниципального образования в улучшении жилищных условий не получала, оспариваемое распоряжение нарушило её права, поскольку воспрепятствовало реализации права её семьи быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и получения права на социальные выплаты на приобретение жилья.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путём восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, руководствуясь тем, что ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём, суд находит требование административного истца о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики <номер> от <дата> подлежащим удовлетворению.
По требованию части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, удовлетворяя полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, в случае признания их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 Положения о территориальном органе администрации города Администрации Октябрьского района города Ижевска, утверждённого решением Городской Думы города Ижевска от 06.06.2006 № 111, Администрация Октябрьского района города Ижевска является территориальным органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закреплёнными данным Положением. Администрация наделена правами юридического лица, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим и заинтересованным лицом в судах, в числе прочего обладает полномочиями по принятию решений о признании (непризнании) граждан малоимущими для принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3.11.1), признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий без постановки на учёт в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (пункт 3.11.14).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению вопроса о признании Смирновой Н.В. и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Срок для обращения в суд, предусмотренный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В этой связи сумма уплаченной административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит возмещению за счёт административного ответчика
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Смирновой Н.В. к Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение <номер> от <дата>, вынесенное Администрацией Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики, об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Возложить на Администрацию Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании Смирновой Н.В. и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики в пользу Смирновой Н.В. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (Трисзта) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Председательствующий судья Н.Н. Кочурова