86RS0001-01-2020-005418-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2905/2020 по исковому заявлению Карамушка Светланы Александровны к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения от 22.04.2020г. об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 г. заявления на получение мер государственной поддержки, о возложении обязанности восстановить в Едином списке участников мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» (далее также – АО «Ипотечное агентство Югры», Агентство) с вышеназванным требованием, мотивированным несогласием с решением АО «Ипотечного агентства Югры» 22.04.2020г. об исключении из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ханты-Мансийском автономном округе-Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2018 года № 346-п. Несогласие истца с оспариваемым решением мотивировано тем, что с момента подачи заявления и по настоящее время является нуждающейся улучшении жилищных условий. Полагает, что площадь квартиры по <адрес> (<данные изъяты> кв.м) не подлежит включению в расчет нуждаемости, поскольку она приобретена ФИО2 до вступления ДД.ММ.ГГГГ в брак с ФИО8 (ФИО3) С.А., поэтому не является совместной собственностью супругов. Государственная регистрация права собственности (ДД.ММ.ГГГГ.) произведена после прекращения брачных отношений (ноябрь 2019г.), поэтому по смыслу ст. 31 ЖК РФ истца нельзя признать членом семьи бывшего мужа ФИО2
Просит признать незаконным решение Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» от 22.04.2020г. об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 г. заявления на получение мер государственной поддержки; обязать Акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» восстановить Карамушка Светлану Александровну в Едином списке участников мероприятия.
Истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о судебном заседании, не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие сторон при наличии сведений о надлежащем извещении.
Ответчик в письменном возражении на исковое заявление требования ФИО1 не признал, настаивает на законности оспариваемого решения в связи с тем, что при проверке учетного дела было выявлено обстоятельство, исключающее правомерность участия истца в подпрограмме 3, а именно - отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность семьи ФИО1 и ее супруга ФИО2 жилой площадью составляла более 12 кв.м на человека, поскольку в период брака в собственность супруга была зарегистрирована квартира площадью <данные изъяты>.м, что в совокупности с имевшейся с ДД.ММ.ГГГГ года в собственности истца <данные изъяты> доли (<данные изъяты> кв.м) в праве на квартиру в Тюмени, превышает обеспеченность в 12,0 кв.м на каждого члена семьи. Следовательно, произошла утрата права на получение субсидии.
Исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с заявлением от 30.12.2010 года на получение субсидии на строительство (приобретение) жилого помещения, поданным Коппонен Екатерина Ильинична по доверенности от Карамушка (ФИО25) Светланы Александровны, последняя признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 103-оз (далее - Закон) и Порядком предоставления субсидии на строительство или приобретение жилых помещений участникам подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденным постановлением Правительства Ханы- Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2006 № 95-п (далее - Порядок) составом семьи 1 человек (уведомление о постановке на учет для получения субсидии исх.№ от 31.12.2010г.).
В заявлении на получение субсидии истец указал, что проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Из справки о регистрации по месту жительства, в указанном жилом помещении истица зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. в качестве племянницы своей тети ФИО4, которой указанное жилое помещение принадлежит на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от 19.02.2010г., жилое помещение в <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., однако, по смыслу п. 4 ст. 13 Закона, членом семьи собственника этого жилого помещения, т.е. своей тети ФИО4 истец не являлась.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ., справке из БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. №, никакими жилыми помещениями в ХМАО-Югре, РФ ФИО8 (ФИО24 не обладает.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (ФИО16) С.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии в 21020 г. по мероприятию «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31.12.2013г. заявления на получение мер государственной поддержки» (далее также - Мероприятие), в связи с наступлением очередности предоставления субсидии.
22.04.2020г. решением АО «Ипотечное агентство Югры» № № истец исключена из Единого списка участников Мероприятия на основании пп.2 п.5 приложения 16 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018г. № 346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», т.е. в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Ответчик выявил, что утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий после оформления в собственность ДД.ММ.ГГГГ. жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> наличием с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> доли в праве (размер доли <данные изъяты> кв.м.) в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, после чего обеспеченность каждого члена семьи стала составлять более 12 кв.м.
Истец считает решение ответчика незаконным и нарушающим его права, так как площадь квартиры по <адрес> (<данные изъяты> кв.м.) не подлежит включению в расчет нуждаемости, поскольку она приобретена ФИО2 до вступления ДД.ММ.ГГГГ в брак с ФИО1, поэтому не является совместной собственностью супругов. Государственная регистрация права собственности (ДД.ММ.ГГГГ.) произведена после прекращения фактических отношений в ДД.ММ.ГГГГ., поэтому по смыслу ст. 31 ЖК РФ истца нельзя признать членом семьи бывшего мужа ФИО2
Разрешая данный спор, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий издан закон ХМАО-Югры от 11.11.2005 г. № 103-оз «О программе ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" на 2005-2015 годы, составной частью которой является подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее – подпрограмма 3).
Согласно п. 3 ст. 13 Закона участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.
На основании п. 4 ст. 13 Закона нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях настоящей подпрограммы признаются участники подпрограммы 3: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров (пп.4).
Согласно п. 6 ст. 13 Закона для участия в настоящей подпрограмме членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 4.8. Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилых помещений участникам подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре», утвержденном постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.05.2006г. № 95-п, предусмотрено, что в случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин должен в течение 30 календарных дней с момента возникших изменений представить соответствующие документы, подтверждающие данные изменения, в Ипотечное агентство Югры.
Ответственность за достоверность представляемых сведений возлагается на заявителя. Организация вправе проверить достоверность сведений в представленных гражданином документах путем направления в установленном законодательством Российской Федерации порядке запросов.
Согласно отметкам в паспортах ФИО8 (ФИО15) ФИО1 (№ выдан ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12 и ФИО2 (№ выдан ДД.ММ.ГГГГ ФИО11), ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФИО14 был зарегистрирован их брак.
Сведения о смене фамилии в связи с регистрацией брака с ФИО2 были предоставлены истцом ответчику.
В связи с подходом очередности на получение субсидии при проверке учетного дела истца ответчиком было выявлено наличие в собственности ФИО2 квартиры площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. №, дата государственной регистрации права ФИО2 на указанное жилое помещение – ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ч.1 ст. 34 СК РФ).
Следовательно, ДД.ММ.ГГГГ т.е. в период брака ФИО1 и ФИО2, длившегося с ДД.ММ.ГГГГ., в собственности супруга участника Мероприятия имелась площадь <данные изъяты> кв.м, что уже означает обеспеченность каждого члена семьи истца более <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты>).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. №, с ДД.ММ.ГГГГ. в собственности ФИО1 имеется <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, что пропорционально площади <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>).
Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи ФИО1 в период брака с ФИО2 составляла <данные изъяты> кв.м. ((<данные изъяты>), что свидетельствует об отсутствии их нуждаемости в улучшении жилых условий с ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено в п. 4 ст. 13 Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях настоящей подпрограммы признаются участники подпрограммы 3: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров (пп.4).
С 01.01.2019г. вступило в силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим после 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Приложение 16) (в ред. постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 1.02.2019г. № 20-п).
В п. 2 Приложения 16 указано, что для целей порядка участником Мероприятия является совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (с учетом положений пункта 6 порядка).
По смыслу приведенных норм, ФИО2 при вступлении в брак с ФИО1 стал являться участником Подпрограммы 3 и зарегистрированная в его собственность в период брака с истцом жилая площадь подлежит включению в расчет нуждаемости участника Мероприятия ФИО1
В соответствии с п. 4.9 Порядка граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из Единого списка в соответствии с настоящим Порядком в случае утраты гражданином права на получение субсидии.
Согласно пп. 2 п. 5 Приложения 16, аналогично п. 4.9 ранее установленного Порядка, граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
При таких обстоятельствах принятие ДД.ММ.ГГГГ АО «Ипотечное агентство Югры» решения № № истец об исключении Единого списка участников Мероприятия на основании пп.2 п.5 приложения 16 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком правомерно.
Доводы искового заявления о том, что площадь квартиры по <адрес> (<данные изъяты> кв.м.) не подлежит включению в расчет нуждаемости, поскольку она приобретена ФИО2 до вступления ДД.ММ.ГГГГ в брак с ФИО8 (ФИО3) С.А., и том, что государственная регистрация права собственности (ДД.ММ.ГГГГ.) произведена после фактического прекращения брачных отношений (ДД.ММ.ГГГГ.), не принимаются судом во внимание, поскольку в порядке ст. 56 ГПК РФ не подтверждены допустимыми доказательствами; фактическое прекращение брачных отношений ФИО1 и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ. ничем не подтверждено, правое значение для целей участия в Мероприятии имеет наличие зарегистрированных брачных отношений.
Брак ФИО6 с ФИО1 прекращен по совместному заявлению супругов в органах ЗАГСа ДД.ММ.ГГГГ., запись акта о расторжении брака составлена ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.), то есть после приятия обжалуемого решения.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Карамушка Светланы Александровны к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения от 22.04.2020г. об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 г. заявления на получение мер государственной поддержки; о возложении обязанности восстановить Карамушка Светлану Александровну в Едином списке участников мероприятия - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова