I инстанция – Р¤РРћ2
II инстанция – Р¤РРћ3, Р¤РРћ4, Р¤РРћ5 (докладчик)
Дело №
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
28 января 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Р¤РРћ6,
судей Р¤РРћ11, Р¤РРћ7,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ имущества <адрес> Рє Р¤РРћ1 РѕР± изъятии недвижимого имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ (номер дела, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, 2-774/2019)
РїРѕ кассационной жалобе Р¤РРћ1 РЅР° решение Пресненского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ11, объяснения представителя Р¤РРћ1 РїРѕ доверенности Р¤РРћ8, поддержавшей РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, представителя Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ Рё Департамента РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ имущества <адрес> РїРѕ доверенностям Р¤РРћ9, представителя ГКУ <адрес> «Управление РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-мостового строительства» РїРѕ доверенности Р¤РРћ10, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Рстец ДГР<адрес> обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчику Р¤РРћ1 РѕР± изъятии для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес> нежилого помещения (гараж-Р±РѕРєСЃ в„–), площадью 21,4 РєРІ.Рј. СЃ кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. стр.11, СЃ установлением выкупной цены РІ размере 686000 СЂСѓР±.
В обоснование иска указано, что ДГР<адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, переустройство инженерных сетей, коммуникаций и железнодорожной инфраструктуры (Центральный административный округ <адрес>)».
Согласно пункту 98 Приложения к указанному распорядительному акту, изъятию для государственных нужд <адрес> подлежит нежилое помещение (гараж-бокс №), площадью 21,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного по адресу: <адрес>. стр.11.
Решением Пресненского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ постановлено: Рсковые требования ДГР<адрес> удовлетворить частично.
Рзъять для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес> нежилое помещение гараж-Р±РѕРєСЃ в„–), площадью 21,4 РєРІ.Рј. СЃ кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. стр.11.
Установить СЃСѓРјРјСѓ возмещения подлежащей выплате Р¤РРћ1 РІ размере 818.000,00 СЂСѓР±.
Установить следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» за счет средств бюджета <адрес> после вступления решения суда в законную силу, на основании предоставленных правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя. Обязательства ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств со счета ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства».
- правообладатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества.
- правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3 рабочих дней после получения денежной компенсации и обеспечить допуск ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» и (или) подрядной организации к нежилому помещению для проведения строительно-монтажных работ, в том числе сноса. По истечении указанных 3 (трех) рабочих дней ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Р¤РРћ1 РЅР° нежилое помещение (гараж-Р±РѕРєСЃ в„–), площадью 21,4 РєРІ.Рј. СЃ кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. стр.11.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы Рё возражений РЅР° нее, проверив РїРѕ правилам СЃС‚. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – ГПК Р Р¤) РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационных жалобе, представлении законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ РЅРµ находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных СЃС‚. 379.7 ГПК Р Р¤, для отмены решения Рё апелляционного определения РІ кассационном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеется.
Как следует из материалов дела, ДГР<адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца с необходимой для функционирования улично-дорожной сетью, переустройство инженерных сетей, коммуникаций и железнодорожной инфраструктуры (Центральный административный округ <адрес>)».
Согласно пункту 98 Приложения к указанному распорядительному акту, изъятию для государственных нужд <адрес> подлежит нежилое помещение (гараж-бокс №), площадью 21,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного по адресу: <адрес>. стр.11.
Собственником нежилого помещения является ответчик Р¤РРћ1
В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также части 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, ГКУ <адрес> «Управление дорожно-мостового строительства» в адрес ответчика письмом за исходящим № УДМС-11-10027/18 от ДД.ММ.ГГГГ направлен на согласование проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости.
Согласно п. 1.1. соглашения изъятию для государственных нужд <адрес> подлежит нежилое помещение(гараж-бокс №), площадью 21,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного по адресу: <адрес>. стр.11.
Указанные документы вручены правообладателю ДД.ММ.ГГГГ
Срок заключения соглашения со стороны Правообладателя истек ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик указанный проект соглашения не подписал, что не оспаривалось сторонами.
В связи с тем, что ответчиком оспаривалась стоимость недвижимого имущества, судом по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № ООО «Оценка Права» рыночная стоимость гаражного бокса №, площадью 21,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004046:3450, расположенного по адресу: <адрес>. стр.11, составляет 818.000,00 руб. на дату проведения оценки.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь ст.ст.279-282 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.49,56 земельного кодекса РФ, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что имеются законные основания для изъятия недвижимого имущества, суд пришел к выводу о возможности установления суммы возмещения в размере 818.000,00 руб. в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории <адрес> объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.
В соответствии с частью 10 этой же статьи в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В пункте 12 указано, что в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры изъятия недвижимого имущества не могут быть приняты во внимание.
Действительно, документы об изъятии гаражного бокса были направлены ответчику не по месту его жительства, а по месту нахождения изымаемого жилого имущества, вместе с тем, данное извещение было получено.
Рзвещение РїРѕ месту нахождения недвижимого имущества соответствует требованиям пункта 7 СЃС‚.10 Федерального закона в„– 43-ФЗ.
РљСЂРѕРјРµ того, как следует РёР· представленных ответчиком документов, ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 РїРѕ собственной инициативе была получена выписка РёР· Единого государственного реестра недвижимости, содержащая сведения Рѕ принятии решения РѕР± изъятии имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ (Р».Рґ.108-109).
Таким образом, ответчику более чем за два месяца до подачи истцом искового заявления в суд было достоверно известно о принятии решения об изъятии принадлежащего ему гаражного бокса, что подтверждает вывод судов о получении им соответствующего решения ранее.
Также из позиции ответчика и его представителя следует, что законность принятого решения об изъятии ими не оспаривается, ответчик не согласен с размером предложенного возмещения.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не был определен размер убытков, связанных с изъятием для государственных нужд объекта недвижимости, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ какого-либо вопроса, помимо вопроса о стоимости гаражного бокса, со стороны ответчика не заявлялось, такой вопрос отсутствует и в письменном ходатайстве о назначении экспертизы. Вопрос о размере убытков был указан в ходатайстве третьего лица ГКУ <адрес> «УДМС» (убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения обязательств перед третьими лицами, упущенная выгода, прочие убытки), однако ответчиком о наличии каких-либо дополнительных убытков, помимо утраты недвижимого имущества, не заявлялось.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно.
Оснований полагать, что рыночная стоимость принадлежащего истцу гаражного бокса определена без учета права пользования земельным участком, расположенным в границах гаражно-строительного кооператива, а цена аналогов не включала в себя соответствующее право, не имеется.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:
решение Пресненского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Р¤РРћ1 – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё