Судья Панина Е.Ю. дело ***(2-357/2020)
УИД 22RS0***-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Попова С.В., Шипунова И.В.,
при секретаре Подлужной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Спрягайлова О. Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Спрягайлов О.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края (далее - ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился в ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края ***.8.6 от ДД.ММ.ГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости Спрягайлову О.Ю. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
По представленным документам страховой стаж Спрягайлова О.Ю. установлен 16 лет 10 мес. 24 дня, специальный стаж не установлен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Спрягайлов О.Ю. просил суд просил признать решение ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края незаконным, возложить на ответчика обязанность включении в страховой и специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ОАО «Казцинк»; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ОАО «Казцинк» электромонтером по ремонту и обслуживанию электроборудования плавильного отделения цеха производств свинца; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис»; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис»; возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГ; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Центрального районного суда <адрес> от 16.04. 2020 иск Спрягайлова О.Ю. удовлетворен частично. Решение ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ признано незаконным. На ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края возложена обязанность включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы в ОАО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; назначить досрочную пенсию на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменено в части удовлетворения исковых требований Спрягайлова О.Ю. к ГУ-УПФ РФ в <адрес> о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Спрягайлова О.Ю., периоды работы в ОАО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; признания незаконным решения ГУ-УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***.8 об отказе в досрочном назначении истцу пенсии по старости; возложении обязанности на ГУ-УПФ РФ в <адрес> назначить Спрягайлову О.Ю. досрочную пенсию на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГ.
В указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ в части отмены решения Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик - ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований. Полагает, что истцом в спорный период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не доказана занятость в металлургическом производстве при получении цветных металлов плавильным и электротермическим способом, и в том числе на ремонте оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку ***. Какие-либо документы, подтверждающие условия выполнения работы, полностью соответствующие указанному Списку, в материалы дела истцом не представлены.
Судом не учтено, что с ДД.ММ.ГГ в <адрес> отменен институт досрочной пенсии, с ДД.ММ.ГГ вступил в силу Закон РК от ДД.ММ.ГГ *** «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке №***,2, утв. Постановлением правительства Республики Казахстан ДД.ММ.ГГ ***.
При этом Справка Департамента Комитета труда и социальной защиты и миграции по <адрес> Республики Казахстан о праве на досрочное пенсионное обеспечение электромонтеров по ремонту электрооборудования, занятых в металлургическом производстве согласно законодательству РК, не представлена.
В представленных ТОО «Казцинк» документах о работе истца имеется ссылка на Список *** от ДД.ММ.ГГ, утв. Постановлением Кабинета М. С. ***, однако данные документы не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, так как работодателем дана оценка права истца на досрочную пенсию по нормам иностранного законодательства. Сведений о наличии такого права у истца по нормам РК в спорный период с 1997 по 2017 представленные документы не содержат.
Судом не приняты во внимание положения п. 6 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой с ДД.ММ.ГГ периоды работы засчитываются в стаж только при уплате страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58,3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В связи с отсутствием сведений уплаты дополнительного тарифа страховых взносов основания для зачета в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ у суда не имелось.
В суде апелляционной инстанции истец Спрягайлов О.Ю. и его представитель Астахова А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГ Спрягайлов О.Ю. обратился в ГУ-УПФ РФ в <адрес> Алтайского края с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой во вредных условиях.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГ ***.8.6 в досрочном назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. По представленным документам страховой стаж исчислен в размере 16 лет 10 месяцев 24 дня, специальный стаж по Списку *** не установлен.
Пенсионным фондом не включены в специальный стаж периоды работы истца в Усть-Каменогорсоком свинцово-цинковом комбинате в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в электротермическом цехе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в ОАО «Казцинк» в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования в плавильном цехе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования в плавильном отделении цеха производства свинца; в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования цеха переработки свинцовой шахты и плавильного цеха по причине отсутствия доказательств наличия права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой во вредных условиях по законодательству Республики Казахстан, отсутствием доказательств уплаты работодателем с ДД.ММ.ГГ обязательных страховых взносов, а с ДД.ММ.ГГ – взносов по соответствующим тарифам в связи с работой во вредных условиях.
В трудовой книжке истца имеются следующие записи о работе в спорные периоды: ДД.ММ.ГГ - принят в ОАО «Казцинк» в плавильный цех электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования по 5 разряду; ДД.ММ.ГГ - в связи с реорганизацией производственной структуры переведен в цех производства свинца, плавильное отделение, электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда; ДД.ММ.ГГ - переведен в энергоцех электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования плавильного отделения цеха производства свинца по 5 разряду; ДД.ММ.ГГ – трудовой договор расторгнут; ДД.ММ.ГГ – принят в ТОО «Казцинк-Ремсервис» электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования плавильного отделения цеха производства свинца 5 разряда; ДД.ММ.ГГ – переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка плавки свинца отделения спекания шихты и плавки свинца цеха производства свинца; о переводах согласно дополнительным соглашениям, наименование должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» на участках и в цехах по производству свинца; ДД.ММ.ГГ – трудовой договор прекращен; ДД.ММ.ГГ – принят в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда цеха переработки свинцовой шихты и плавильного цеха УКМК участка *** службы сервисного обслуживания свинцового завода Усть-Каменогорской площадки; ДД.ММ.ГГ – трудовой договор расторгнут.
Согласно справкам, уточняющим особый характер работы или условия труда ТОО «Казцинк», представленных по запросам суда первой и апелляционной инстанций, следует, что Спрягайлов О.Ю. в спорные периоды был занят в металлургическом производстве во вредных условиях труда (производство цветных металлов - получение металла плавильным и электротермическим способом), в непрерывном технологическом процессе. Данная работа дает право на досрочную пенсию по старости согласно позиции 1070500а-17531 подраздела 5а раздела V11 Списка ***, утвержденного постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***.
Работа в спорные периоды на указанном предприятии подтверждается архивными справками, справками работодателя о заработной плате истца.
Согласно информации по лицевому счету Спрягайлова О.Ю. имеется информация о перечислении обязательных страховых взносов за периоды работы истца с марта 1998 года по февраль 2017 года.
С ДД.ММ.ГГ в пользу Спрягайлова О.Ю. работодателем ежемесячно осуществлялись перечисления обязательных пенсионных взносов в размере 10% от дохода работника. С ДД.ММ.ГГ ежемесячно производились перечисления за счет собственных средств обязательных профессиональных пенсионных взносов в размере 5% от дохода работника в связи с работой во вредных условиях труда.
Разрешая требования Спрягайлова О.Ю., руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ N 10, раздел VII "Металлургическое производство", подраздела 5 «Получение металла плавильным и электротермическим способом», позиция 1070500а-17531, Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГ N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** о Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, и удовлетворяя их в части включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ОАО «Казцинк», в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные документы о работе истца, трудовую книжку, архивные справки, справки, уточняющие особый характер работы, сведения об уплате пенсионных взносов, пришел к выводу о доказанности работы истца в спорные периоды во вредных условиях, занятость в которых дает право на досрочную пенсию по старости на основании Списка *** от ДД.ММ.ГГ при наличии необходимого специального стажа работы более 10 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права.
ДД.ММ.ГГ между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от ДД.ММ.ГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
П.2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Ст.10 Соглашения от ДД.ММ.ГГ закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст.11 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав С. или до ДД.ММ.ГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего С." утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего С..
На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. (п.5 Рекомендаций).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
Порядок и условия сохранения права не досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 указанного Федерального закона).�����������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????????????�???????�???????�??????????�??????????�???????????????????????�??????????�???
В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГ *** «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «а» п.1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГ *** «О пенсионном обеспечении в <адрес>», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в <адрес>, в частности в ст.ст.8-9 указаны категории граждан, имеющие право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГ не предусмотрено.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерации из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, за пределами российской Федерации после ДД.ММ.ГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от ДД.ММ.ГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от ДД.ММ.ГГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, согласно которым регулирование вопросов пенсионного обеспечения Спрягайлова О.Ю. производится в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом правовых норм Республики Казахстан, действовавших в период работы истца, судебная коллегия полагает, что имеются основания для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для определения его права на досрочную страховую пенсию в связи с занятостью на работах во вредных условиях в связи с отсутствием в <адрес> такого вида пенсии, получении им страховых взносов при выезде с территории Республики Казахстан, достижением истцом определенного законом возраста, наличием величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вопреки доводам жалобы, спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный и страховой стаж, поскольку работа во вредных условиях подтверждена представленными справками работодателя, выпиской из накопительного счета работника, кроме того, в спорный период законодательство Республики Казахстан также предусматривало право граждан на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях.
Согласно справке ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГ *** представлена информация о размере заработка истца за период его работы с мая 1997 года по май 2001 года (т.1 л.д.35). В справке ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГ представлена аналогичная информация за период работы истца с января 2002 года по ноябрь 2004 года, за период работы в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с декабря 2004 года по август 2010 года, с сентября 2010 года по сентябрь 2016 года, в ТОО «Казцинк» с октября 2016 года по январь 2017 года.
В архивной справке ТОО «Казцинк-Ремсервис» от ДД.ММ.ГГ *** приведена информация по личной карточке ф. Т-2 в отношении истца за периоды его работы в организации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ о работе в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в плавильном отделении цеха производства свинца, участка плавки свинца отделения спекания шихты и плавки свинца цеха производства свинца, цеха переработки свинцовой шихты и плавильного цеха (т.1 л.д.36-38).
В технической справке ТОО «Казцинк-Ремсервис» от ДД.ММ.ГГ *** отражено, что в периоды работы истца в данной организации истец занимался ремонтом и обслуживанием всего электрооборудования, установленного в цехе. Работы, выполняемые Спрягайловым О.Ю., поименованы в Списке ***, утв. Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ *** в разделе VII, подразделе 15а, позиция 1071700а-17531(т.1 л.д.39-40).
ДД.ММ.ГГ истцу выдана справка ***, согласно которой за периоды работы истца в указанной организации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он был занят в металлургическом производстве (цветные металлы) в особых условиях труда (т.1 л.д.41-43).
В материалы дела представлены справки от ДД.ММ.ГГ ***, ***, *** содержащие аналогичную информацию относительно периода работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Промышленном комплексе «Казцинк-Ремсервис» ТОО «Казцинк (т.1 л.д.44-49).
Справки, уточняющие особый характер труда, за периоды работы истца в ОАО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ПК «Казцинк-Ремсервис» ТОО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, подтверждают занятость Спрягайлова О.Ю. в металлургическом производстве, в особых условиях труда – получение металла плавильным и электротермическим способами, даею право на досрочное назначение пенсии по Списку *** раздел VII подраздел 5а.
На основании изложенного судебная коллегия признает бездоказательной ссылку апеллянта на то, что условия выполнения работ, полностью соответствующие указанному Списку, в материалы дела истцом не представлены.
Не имеет правового значения и довод ответчика о том, что истцом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не доказана занятость в металлургическом производстве, поскольку Спрягайлов О.Ю. с учетом уточнения исковых требований указанный период в специальный стаж включить не просил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в <адрес> институт досрочного пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГ отменен, а потому период работы не может быть включен в специальный стаж истца, основаны на неверном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГ ***-XII «О пенсионном обеспечении граждан в <адрес>» право на пенсию на льготных условиях имели право мужчины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 на работах, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку *** производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ ***.
Действие вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до ДД.ММ.ГГ в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГ ***-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской С. «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской С.» со дня опубликования Закона от ДД.ММ.ГГ ***-I (с ДД.ММ.ГГ.).
Институт досрочной пенсии указанной категории работников в <адрес> отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГ *** «О пенсионном обеспечении в <адрес>», действующим с ДД.ММ.ГГ, которым назначение досрочной страховой пенсии по старости указанной категории работников не предусмотрена.
Вместе с тем, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого же Соглашения от ДД.ММ.ГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГ содержится в решении Экономического Суда СНГ от ДД.ММ.ГГ ***, консультативном заключении Экономического Суда СНГ *** от ДД.ММ.ГГ о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего С. до вступления в силу Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГ при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего С. до ДД.ММ.ГГ.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГ).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего С. за время после ДД.ММ.ГГ.
Согласно Решению Экономического Суда СНГ *** от ДД.ММ.ГГ «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992» в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГ для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего С., являющихся Приложением *** к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего С.», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С.. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГ ***).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа указанных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от ДД.ММ.ГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Доводы ответчика о том, что периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ засчитываются в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», не могут быть приняты по внимание, поскольку факт уплаты страховых взносов на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГ подтвержден документами об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование на территории Республики Казахстан.
В материалах дела содержится информация, предоставленная ТОО «Казцинк» о том, что за периоды работы Спрягайлова О.Ю. с 1997 года по 2017 год работодателями производилась уплата страховых взносов с сумм заработной платы. Приведены размеры страховых отчислений (Справка от ДД.ММ.ГГ ***).
В данном случае уплата взносов производилась в пенсионные органы другого государства, в связи с чем требование об уплате страховых взносов по тарифам, установленным законом Российской Федерации, не обоснованно.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, разрешая требования истца и частично их удовлетворяя, установил доказательства, подтверждающие выполнение Спрягайловым О.Ю. факт его работы в спорные периоды в особых условиях, предусмотренных Списком ***, уплаты за данные периоды страховых взносов в пенсионные органы Республики Казахстан, в связи с чем обоснованно включил в специальный (по Списку ***) и страховой стаж истца спорные периоды работы в ОАО «Казцинк» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ТОО «Казцинк» Промышленный комплекс «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном понимании и толковании норм права, в своей совокупности сводятся к несогласию истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы.
Таким образом, суд при разрешении спора правильно применил закон, верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, выводы суда обоснованы, соответствуют исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ.