УИД: 59RS0007-01-2021-005034-12
Дело № 33-11481/2022 (№ 2-132/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Ворониной Е.И.
судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 ноября 2022 года гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах Бельтюкова Дмитрия Леонидовича, к Пермской таможне о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат,
по апелляционной жалобе Пермской таможни на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя ответчика Романчук А.С., представителя истца Пермской транспортной прокуратуры Уральской транспортной прокуратуры Юмшановой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах Бельтюкова Д.Л., обратился в суд с иском к Пермской таможне о взыскании задолженности по оплате отпускных, компенсации за несвоевременность выплаты данных денежных сумм.
Требования мотивированы тем, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Бельтюкова Д.Л. по вопросу нарушения трудовых прав. В ходе проверки установлено, что Бельтюков Д.Л. с 27.05.2019 по 08.05.2020 состоял на государственной гражданской службе в Пермской таможне на разных должностях. Приказом Пермской таможни от 22.04.2020 Бельтюков Д.Л. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего. Пермской таможней при увольнении Бельтюкову Д.Л. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (7,63 календарных дня) в размере 11341 рубль 77 копеек. В период работы Бельтюкову Д.Л. выплачены отпускные за период с 04.12.2019 по 10.12.2019 в размере 10 151 рубль 47 копеек, за период с 11.03.2020 по 01.04.2020 в размере 32 614 рублей 78 копеек. Однако проверка показала, что при расчете отпускных, компенсации при увольнении Пермской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации за неиспользованные дни отпуска, а также на размер отпускных. Считает, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, расчет сотрудникам Пермской таможни денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежного содержания при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск без учета сумм материального стимулирования нарушает требования закона. Так, во исполнение Приказов Приволжского таможенного управления Пермской таможней Бельтюкову Д.Л. были выплачены суммы материального стимулирования в сумме 60169 рублей (14169+20000+26000), которые не были учтены при расчете среднего заработка для оплаты выплат по ежегодным отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск. Поскольку Бельтюков Д.Л. не обладает специальными познаниями в области бухгалтерского дела, о допущенных ответчиком нарушениях ему не было известно до информирования его старшим помощником Пермского транспортного прокурора.
На основании изложенного просит взыскать с Пермской таможни в пользу Бельтюкова Д.Л. задолженность компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 1305 рублей 71 копейка, по выплате отпускных за 2019-2020гг. (отпуск с 04.12.2019-10.12.2019) 282 рубля 09 копеек, по выплате отпускных за 2019-2020гг. (отпуск с 11.03.2020-01.04.2020) – 2137 рублей 99 копеек; компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 09.05.2020 по 19.04.2021 в размере 397 рублей 66 копеек.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления.
В судебное заседание истец Бельтюков Д.Л. не явился.
Представители ответчика исковые требования не признали.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 21 января 2022 года постановлено:
«Исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах Бельтюкова Дмитрия Леонидовича к Пермской таможне о взыскании задолженности по оплате отпускных, компенсации за несвоевременность выплаты данных денежных сумм - удовлетворить.
Взыскать с Пермский таможни в пользу Бельтюкова Дмитрия Леонидовича задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 305 рублей 71 копейка, задолженность по выплате отпускных за 2019-2020 года (отпуск с 04.12.2019-10.12.2019) – 282 рубля 09 копеек, по выплате отпускных за 2019-2020 год (отпуск с 11.03.2020-01.04.2020) – 2137 рублей 99 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 09.05.2020 года по 19.04.2021 года в размере 397 рублей 66 копеек.»
В апелляционной жалобе ответчик Пермская таможня просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценке имеющихся доказательств, неправильного применения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание истец Бельтюков Д.Л. не явился, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращался.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Романчук А.С. на доводах жалобы настаивала, представитель истца Пермской транспортной прокуратуры Уральской транспортной прокуратуры Юмшанова М.В., просила решение суда оставить без изменения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В силу ч. 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ). Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Пермской таможни № ** от 24.05.2019 Бельтюков Д.Л. принят на государственную гражданскую службу РФ с 27.05.2019 на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 таможенного поста Аэропорт Пермь таможни со сроком испытания три месяца, на период временного отсутствия старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 таможенного поста Аэропорт Пермь таможни Х., находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (л.д. 15-16).
Пунктом 3 данного приказа Бельтюкову Д.Л. установлен должностной оклад в размере 4 723 рубля, надбавка за особые условия государственной службы в размере 90 % должностного оклада по занимаемой должности, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов по занимаемой должности, премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 16,67 % оклада денежного содержания в месяц.
Приказом Пермской таможни № ** от 25.09.2019 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 11.09.2019 № ** Бельтюкову Д.Л. выплачено материальное стимулирование в размере 14 169 рублей (л.д. 32-39).
Приказом Пермской таможни № ** от 13.12.2019 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 03.12.2019 № ** Бельтюкову Д.Л. выплачено материальное стимулирование в размере 20 000 рублей (л.д. 43-53).
Приказом Пермской таможни № ** от 13.04.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 03.04.2019 № ** Бельтюкову Д.Л. выплачено материальное стимулирование в размере 26000 рублей (л.д. 52-64).
Приказом Пермской таможни № ** от 25.06.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 09.06.2020 № 507 внесены изменения в приказ Пермской таможни от 22.04.2020 № ** «Об увольнении с государственной гражданской службы РФ Д.Л. Бельтюкова», дополнен пункт 3 следующего содержания: «3. Отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга таможни (А.) произвести Д.Л. Бельтюкову выплату материального стимулирования в виде единовременного поощрения за I квартал 2020 года в размере 13581 рубль» (л.д. 74-76).
Приказом Пермской таможни № ** от 25.09.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 24.08.2020 № 732, внесены изменения в приказ Пермской таможни от 22.04.2020 № 98-К «Об увольнении с государственной гражданской службы РФ Д.Л. Бельтюкова», дополнен пункт 3 следующего содержания: «3. Отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга таможни (А.) произвести Д.Л. Бельтюкову выплату материального стимулирования в виде единовременного поощрения за II квартал 2020 года в размере 5 000 рублей» (л.д. 84-85).
Приказом Пермской таможни № ** от 14.02.2020 Бельтюкову Д.Л. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 22 календарных дня за период с 27.05.2019 по 26.05.2020 с 11.03.2020 по 01.04.2020 включительно.
Приказом Пермской таможни № ** от 14.11.2019 Бельтюкову Д.Л. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней за период с 27.05.2019 по 26.05.2020 с 04.12.2019 по 10.12.2019 включительно.
Приказом Пермской таможни № ** от 22.04.2020 Бельтюков Д.Л. уволен 08.05.2020 с государственной гражданской службы РФ в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего, п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (л.д. 14).
При этом, осуществляя Бельтюкову Д.Л. расчет отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении, Пермской таможней не были учтены дополнительные выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной за неиспользованные дни отпуска, а также размер отпускных.
Разрешая заявленные требования, установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 236 ТК РФ, ст.ст.14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчете среднего заработка для оплаты сумм ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск.
Принимая во внимание предоставленный расчет и признав его правильным, суд верно посчитал, что в пользу истца подлежит взысканию задолженность компенсации за неиспользованный отпуск и по выплате отпускных за 2019-2020 г.г., а также компенсация за несвоевременность выплат.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе, ответчиком не приведены доводы о несогласии с произведенным судом расчетом, взысканных в пользу истца сумм, поэтому в указанной части решение суда судебной коллегией не проверяется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, поскольку принятие решения о выплате материального стимулирования является правом работодателя, а не его обязанностью, судебной коллегией признаются необоснованными ввиду следующего.
Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, подлежат учету при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.
Письмо Минтруда России от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197, на которое ссылается ответчик, в рамках данного дела не опровергает, а напротив, подтверждает правильность выводов суда. В письме указано, что выплаты дополнительного материального стимулированием гражданским служащим, которые прямо не предусмотрены в Федеральном законе № 79-Ф, не учитываются в составе денежного содержания, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку иначе будут ущемлены права гражданских служащих и не обеспечена системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания. Также в письме указано, что с самого начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Доводы жалобы о добросовестности действий ответчика, отсутствии финансовых ресурсов для выполнения требований прокуратуры на системной основе, в рассматриваемом случае не имеют правового значения для правильного рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми Пермского края от 21января 2022года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Пермской таможни, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи